Цель: Расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
1. Расширять активный словарь детей; представления детей о многообразии насекомых их значении в природе.
2. Продолжать учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
3. Совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; диалогическую и монологическую речь; составлять предложения, выкладывать схему, используя предлоги.
4. Закреплять знания детей о звуках и буквах; умение составлять слово из предложенных слогов, подбирать слова к заданному количеству слогов; проводить звуковой анализ слова.
5. Развивать память, воображение, внимание и логическое мышление.
Подготовительная работа: знакомство с насекомыми (внешний вид, среда обитания).
Наглядный материал: приглашение с “поломанными” буквами; отрывки из стихотворения К.Чуковского Муха – Цокотуха”; изображения домов с одним окном, двумя окнами; карточки со слогами с буквой Ж; карточки со словами, с пропущенной буквой Ё; плоскостные цветы; изображение с лесом; схемы предлогов; схемы для составления предложений; макет болота; звуковые схемы слов; предметные картинки с изображением насекомых.
Орг. момент: Звучи музыка для сбора детей. Дети находят приглашение с “поломанными” буквами, восстанавливают буквы. “Приглашение в ...... (сказку)”.
Ход занятия
Логопед читает отрывок из стихотворения и предлагает детям ответить на вопросы:
“... Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар...”
- Как называется сказка?
- Кого пригласила муха на чай?
- Что случилось с мухой?
- Кто ее освободил?
- Как назвать, одним словом гостей Мухи-Цокотухи?
Сегодня у Мухи-Цокотухи день рождения. Муха позвала гостей, но восьминогий злодей расставил по дороге ловушки из паутины, чтобы их преодолеть нужно, выполнить задания.
Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.
Логопед подводит детей к доске, на которой изображен дом с одним окном, читает отрывок из стихотворения и предлагает детям ответить на вопросы:
“...Мужики рогатые, мужики богатые,
Шапочками машут, с бабочками пляшут...”
- Как вы думаете, почему жук живет в доме с одним окном? (в слове жук одна часть). Назовите гласный звук в слове жук.
Логопед предлагает ребенку рассказать про жука:
Жук встречается в лесах и садах. На голове хорошо заметны глаза и усики, которые имеют разнообразные формы. С их помощью насекомые различают запахи. Все жуки грызуны, питаются корой, листьями. Имеют шесть ног и крылья.
Логопед проводит беседу с детьми:
- Жук говори, что похож на букву, которая может жужжать. Что это за буква?
- Скажите, звук, “Ж” какой? – согласный, звонкий, всегда твердый.
- Прочитайте слоги и скажите, с какими буквами не дружи буква Ж
- Какую букву будем писать в слоге (жи) после буквы Ж?
Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.
Логопед подводит детей к доске, на которой изображен дом с двумя окнами, читает отрывок из стихотворения и просит детей ответить на вопросы:
“...Приходила к мухе
Бабушка ...
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла”
- Почему в домике пчелы два окошка? Назовите гласные звуки в слове пчела.
Логопед предлагает ребенку рассказать про пчелу:
От пчел человек получает мед, воск и другие продукты. Пчела имеет полосатый черно-желтый окрас. На брюшке у пчелы выделяется воск, пчелы строят из него соты. На ногах имеются щетинки, при их помощи пчелы собирают пыльцу с цветков растений, которую помещают в соты. Питаются пчелы нектаром, живут семьями.
Логопед предлагает детям вставить пропущенную букву и прочитать слово:
- Пчела приготовила в подарок для мухи бочонок с медом, но восьминогий паук окутал бочонок паутиной. Чтобы освободить его от паутины нужно вставить в слово букву Ё и прочитать это слово (слова на карточках у детей):
ЛЁД МЁД УМЁН ЛЁН КЛЁН ОСЁЛ КОЛЁСА ПОСЁЛОК ЛИСЁНОК ТИГРЁНОК КЛЁСТ БЕРЁЗА УТЁНОК КОТЁНОК
Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.
Логопед приводит детей на поляну с цветами и предлагает детям расколдовать жителей поляны:
- Чтобы поляна ожила, нужно расколдовать ее жителей.
Я буду говорить слоги, вы должны поменять их местами и составить слово:
СА-О УК-ПА ЧОК-СВЕР ЧОК-СВЕТ-ЛЯ МОЛ-БО-ГО Ж-К-У МАР-КО ЛА-ПЧЕ ХА-МУ КО-ЗА-СТРЕ БОЧ-КА-БА РА-МУ-ВЕЙ РА-КА-ТАН
РО-КО-СО-НОЖ-КА
- Как назвать жителей этой поляны одним словом? - насекомые
- А теперь поиграем по-другому: Я буду хлопать, а вы должны назвать насекомое, в названии которого столько частей, сколько раз я хлопну; назвать гласные в слове.
Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.
Логопед подводит детей к доске, на которой изображен сосновый бор, предлагает послушать отрывок из стихотворения и назвать жителей соснового бора:
Мы оказались в сосновом бору. Почему бор называется сосновый? То слева, то справа нас обгоняют трудолюбивые насекомые, они несут тяжелую поклажу. Давайте отгадаем кто это:
“Не жалеет лаптей, -
С барышней попрыгивает
Бабочкам подмигивает...”
Логопед предлагает ребенку рассказать про муравьев:
Муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. Муравьи переносят соломинки, листья, умерших насекомых, кору дерева, хвойные иглы. Общаются муравьи с помощью антенн-усиков. Живут муравьи в муравейниках, семьями.
Логопед предлагает составить предложения:
- Кто-то разрушил муравейник. Для муравьев это большая беда, они остались без дома, давайте им поможем построить муравейник. Для этого нужно составить предложение со словом – муравей, используя предлоги: в, на, за, под и выложить схему предложения.
Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.
Логопед подводит детей к доске, на которой изображено болото.
Мы подошли к болоту. Как вы думаете, кто из насекомых живет вблизи болот? Послушайте, так ли это:
“...Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!”
Логопед предлагает ребенку рассказать про комара:
- Кровососущее насекомое. Живет везде, но особенно высокая численность этих насекомых бывает вблизи болот, озер и прудов, потому, что развитие их происходит в воде. Зимуют в погребах, подвалах, в дуплах деревьев.
Логопед проводит игру по формированию звукового анализа:
Ребята, лягушки, которые живут на болоте, очень любят лакомиться насекомыми. Давайте сегодня спасем всех насекомых: нужно подобрать к своему насекомому схему (схемы на кувшинках, картинки с насекомыми у детей).
Вот мы и прошли трудный путь, чтобы поздравить именинницу. Нас встречает Муха-Цокотуха и говорит нам: Дети читают слово по цифрам:
О А С П С Б И
7 3 1 2 4 6 5