Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к Мухе-Цокотухе»

Разделы: Логопедия


Цель: Расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

1. Расширять активный словарь детей; представления детей о многообразии насекомых их значении в природе.

2. Продолжать учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

3. Совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; диалогическую и монологическую речь; составлять предложения, выкладывать схему, используя предлоги.

4. Закреплять знания детей о звуках и буквах; умение составлять слово из предложенных слогов, подбирать слова к заданному количеству слогов; проводить звуковой анализ слова.

5. Развивать память, воображение, внимание и логическое мышление.

Подготовительная работа: знакомство с насекомыми (внешний вид, среда обитания).

Наглядный материал: приглашение с “поломанными” буквами; отрывки из стихотворения К.Чуковского Муха – Цокотуха”; изображения домов с одним окном, двумя окнами; карточки со слогами с буквой Ж; карточки со словами, с пропущенной буквой Ё; плоскостные цветы; изображение с лесом; схемы предлогов; схемы для составления предложений; макет болота; звуковые схемы слов; предметные картинки с изображением насекомых.

Орг. момент: Звучи музыка для сбора детей. Дети находят приглашение с “поломанными” буквами, восстанавливают буквы. “Приглашение в ...... (сказку)”.

Ход занятия

Логопед читает отрывок из стихотворения и предлагает детям ответить на вопросы:

“... Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар...”

- Как называется сказка?

- Кого пригласила муха на чай?

- Что случилось с мухой?

- Кто ее освободил?

- Как назвать, одним словом гостей Мухи-Цокотухи?

Сегодня у Мухи-Цокотухи день рождения. Муха позвала гостей, но восьминогий злодей расставил по дороге ловушки из паутины, чтобы их преодолеть нужно, выполнить задания.

Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.

Логопед подводит детей к доске, на которой изображен дом с одним окном, читает отрывок из стихотворения и предлагает детям ответить на вопросы:

“...Мужики рогатые, мужики богатые,
Шапочками машут, с бабочками пляшут...”

- Как вы думаете, почему жук живет в доме с одним окном? (в слове жук одна часть). Назовите гласный звук в слове жук.

Логопед предлагает ребенку рассказать про жука:

Жук встречается в лесах и садах. На голове хорошо заметны глаза и усики, которые имеют разнообразные формы. С их помощью насекомые различают запахи. Все жуки грызуны, питаются корой, листьями. Имеют шесть ног и крылья.

Логопед проводит беседу с детьми:

- Жук говори, что похож на букву, которая может жужжать. Что это за буква?

- Скажите, звук, “Ж” какой? – согласный, звонкий, всегда твердый.

- Прочитайте слоги и скажите, с какими буквами не дружи буква Ж

- Какую букву будем писать в слоге (жи) после буквы Ж?

Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.

Логопед подводит детей к доске, на которой изображен дом с двумя окнами, читает отрывок из стихотворения и просит детей ответить на вопросы:

“...Приходила к мухе
Бабушка ...
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла”

- Почему в домике пчелы два окошка? Назовите гласные звуки в слове пчела.

Логопед предлагает ребенку рассказать про пчелу:

От пчел человек получает мед, воск и другие продукты. Пчела имеет полосатый черно-желтый окрас. На брюшке у пчелы выделяется воск, пчелы строят из него соты. На ногах имеются щетинки, при их помощи пчелы собирают пыльцу с цветков растений, которую помещают в соты. Питаются пчелы нектаром, живут семьями.

Логопед предлагает детям вставить пропущенную букву и прочитать слово:

- Пчела приготовила в подарок для мухи бочонок с медом, но восьминогий паук окутал бочонок паутиной. Чтобы освободить его от паутины нужно вставить в слово букву Ё и прочитать это слово (слова на карточках у детей):

ЛЁД МЁД УМЁН ЛЁН КЛЁН ОСЁЛ КОЛЁСА ПОСЁЛОК ЛИСЁНОК ТИГРЁНОК КЛЁСТ БЕРЁЗА УТЁНОК КОТЁНОК

Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.

Логопед приводит детей на поляну с цветами и предлагает детям расколдовать жителей поляны:

- Чтобы поляна ожила, нужно расколдовать ее жителей.

Я буду говорить слоги, вы должны поменять их местами и составить слово:

СА-О УК-ПА ЧОК-СВЕР ЧОК-СВЕТ-ЛЯ МОЛ-БО-ГО Ж-К-У МАР-КО ЛА-ПЧЕ ХА-МУ КО-ЗА-СТРЕ БОЧ-КА-БА РА-МУ-ВЕЙ РА-КА-ТАН

РО-КО-СО-НОЖ-КА

- Как назвать жителей этой поляны одним словом? - насекомые

- А теперь поиграем по-другому: Я буду хлопать, а вы должны назвать насекомое, в названии которого столько частей, сколько раз я хлопну; назвать гласные в слове.

Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.

Логопед подводит детей к доске, на которой изображен сосновый бор, предлагает послушать отрывок из стихотворения и назвать жителей соснового бора:

Мы оказались в сосновом бору. Почему бор называется сосновый? То слева, то справа нас обгоняют трудолюбивые насекомые, они несут тяжелую поклажу. Давайте отгадаем кто это:

“Не жалеет лаптей, -
С барышней попрыгивает
Бабочкам подмигивает...”

Логопед предлагает ребенку рассказать про муравьев:

Муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. Муравьи переносят соломинки, листья, умерших насекомых, кору дерева, хвойные иглы. Общаются муравьи с помощью антенн-усиков. Живут муравьи в муравейниках, семьями.

Логопед предлагает составить предложения:

- Кто-то разрушил муравейник. Для муравьев это большая беда, они остались без дома, давайте им поможем построить муравейник. Для этого нужно составить предложение со словом – муравей, используя предлоги: в, на, за, под и выложить схему предложения.

Дети идут под музыку по дорожке с препятствиями, выполняя различные движения.

Логопед подводит детей к доске, на которой изображено болото.

Мы подошли к болоту. Как вы думаете, кто из насекомых живет вблизи болот? Послушайте, так ли это:

“...Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!”

Логопед предлагает ребенку рассказать про комара:

- Кровососущее насекомое. Живет везде, но особенно высокая численность этих насекомых бывает вблизи болот, озер и прудов, потому, что развитие их происходит в воде. Зимуют в погребах, подвалах, в дуплах деревьев.

Логопед проводит игру по формированию звукового анализа:

Ребята, лягушки, которые живут на болоте, очень любят лакомиться насекомыми. Давайте сегодня спасем всех насекомых: нужно подобрать к своему насекомому схему (схемы на кувшинках, картинки с насекомыми у детей).

Вот мы и прошли трудный путь, чтобы поздравить именинницу. Нас встречает Муха-Цокотуха и говорит нам: Дети читают слово по цифрам:

О А С П С Б И

7 3 1 2 4 6 5