Пояснительная записка.
Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. К сожалению, многие родители только теоретически знают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения со своими детьми. Мной составлен и разработан ряд занятий с элементами арт-терапии, на которых родители могут взаимодействовать с детьми в ситуации совместной деятельности, что положительно сказывается на развитии адекватных родительско-детских отношений.
Цели:
Создание условий для сотрудничества детей
и родителей в тренинговой ситуации;
Задачи:
- расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
- активизация коммуникаций в семье;
- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка.
Методы работы:
- Дискуссия, обсуждение.
- Работа в парах.
- Рисунок.
Участники:
группа родителей с детьми младшего школьного возраста (7-9 лет), 9-11 пар – мама (папа) – ребенок.Оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, гуашь, кисти, стаканчики с водой для промывки кистей.
Время: 1 час 40 минут.
Программа рассчитана на 8 занятий.
Занятие 1
Приветствие.
Упражнение “Рада вам представить...”
Родитель называет имя ребенка, ребенок – имя родителя. Дети и родители дают краткое представление друг друга.
Упражнение “Я и родитель в круге”
Участники представляют себя и своего партнера по работе сына или дочь (маму или папу), в необычном виде. На листе формата А4 наносятся два круга, один из которых будет изображать родителя, а другой – ребенка. Участникам предлагается расположить круги на листе так, как они считают нужным, и выбрать для них те размеры, которые больше нравятся.
Затем предлагается раскрасить круги теми цветами, какими хочется детям и родителям.
Анализ
Вопросы для обсуждения:
1. Сравните свой рисунок с рисунком ребенка. Чем различаются и чем похожи ваши рисунки?
2. Отличаются ли друг от друга круги на вашем рисунке? Если да, то чем – размером, цветом или еще чем-нибудь – и почему?
3. Близко или далеко расположены круги друг от друга?
4. Есть ли дистанция между вами (в ваших отношениях)? Какую роль она выполняет?
Упражнение “А ну-ка похвали”
Всем известно, что одним из важных знаков внимания, которые мы оказываем друг другу является похвала. Родителям и детям предлагается обсудить что такое похвала? Зачем она нужна? Часто ли вам приходится хвалить кого-то? Часто ли вы слышите похвалу в свой адрес?
Участники создают рисунки на тему “За что я чаще хвалю ребенка” (“За что меня чаще всего хвалят родители”).
Анализ
Вопросы для обсуждения:
1. Сравните свой рисунок с рисунком ребенка. Чем различаются и чем похожи ваши рисунки?
2. Трудно ли было выполнять это задание? Если да, то почему?
3. Часто ли мы хвалим друг друга? Нужна ли нам похвала друг от друга и почему?
Упражнение “Спустя 20 лет”
Цель: развивать чувство открытости и доверия к своим детям.
Родителям предлагается нарисовать, каким они представляют ребенка, когда он станет взрослым.
Детям предлагают нарисовать какими они представляют маму (папу) в детстве.
Затем участникам необходимо рассказать о своих рисунках.
Анализ
Вопросы для обсуждения:
- “Хочу ли я, чтобы мой ребенок стал взрослым”?
- “Хочу ли я быть взрослым”? “Что это значит быть взрослым”? “Легко ли быть ребенком”?
- “Легко ли быть взрослым”?
Упражнение “Любимый цветок”
Участники рисуют ребенка (маму или папу) в виде цветка. Если участники хотят, они могут потом обменяться рисунками и дорисовать картину друг друга так, как хочется.
Анализ
Вопросы для обсуждения:
- “Расскажите о том цветке, который вы нарисовали”.
- “Что меня удивило в рисунке, нарисованном ребенком (мамой или папой)?” “Соответствует ли мое представление о себе тому, как меня видит ребенок?”
- “Есть ли что-то общее в рисунках?”
Упражнение “Наша семья”
Участникам предлагается совместно создать общий логотип, который отражал бы командную работу семьи, а также написать лозунг или девиз.
Анализ
Вопросы для обсуждения:
- “Что вы чувствуете после выполнения этого задания?”
- “Что было самым трудным в этой работе?”
- Упражнение “Обратная связь”
Участники делятся чувствами, настроением, говорят пожелания друг другу.