Задачи: Систематизировать правила употребления НЕ с личными формами глагола, деепричастиями, с существительными и прилагательными, определять написание орфограмм.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Оргмомент. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | ||||||||||||||||||
Определение темы урока. (этап мотивации) “хочу” |
Запишите эпиграф нашего урока:
Эту пословицу я выбрала эпиграфом урока не случайно, ведь каждый из вас на урок приходит за знаниями, но каждый воспринимает материал по-своему. Я хотела бы, чтобы сегодня на уроке каждый из вас постарался понять материал и после каждого этапа проанализировал бы материал с помощью таких фраз:
Эти слова (фразы) перед вами на карточках Теперь, нам осталось лишь определить, тему нашего урока. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке. Побывал я однажды в стране, |
||||||||||||||||||
Сообщение целей и задач Планирование. “надо” |
Как вы думаете, какой же будет тема
нашего сегодняшнего урока? - Что же вам показалось смешным в стихотворении? (отсутствие НЕ) Да, конечно, запишем тему: “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”. С какими же частями речи мы уже знаем, как пишется НЕ? Если мы все знаем про отдельные части речи. То, что же надо сделать с этими знаниями? (...объединить полученные знания в систему). И создать опорную таблицу, которая так будет называться так же, как и тема нашего урока. |
||||||||||||||||||
Практическая деятельность
учащихся. “могу” |
Но мы д.б. уверены, что знаем, как
пишется НЕ с разными частями речи, а для этого
попробуйте каждый себя проверить, оценить и
выявить затруднения в употреблении НЕ с разными
частями речи. Каждый должен работать индивидуально! |
||||||||||||||||||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Задание: Распредели предложенные словосочетания по графам, в нужный столбик, в зависимости от части речи, употребляемой в словосочетании. Вписывайте словосочетания сразу в таблицу. давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок, (не) зная причины, домашние (не) урядицы, с утра (не)здоровится, (не)(у) (кого) спросить, (не)кому ответить, (не) расклеенные рабочим афиши |
||||||||||||||||||
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи |
|
||||||||||||||||||
Этап включения изученного в систему знаний | Проверка по эталону. Кто сделал ошибки в употреблении НЕ с глаголами и деепричастиями? ПОДНИМИТЕ РУКИ! Кто сделал ошибки в употреблении Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями? ПОДНИМИТЕ РУКИ! Кто сделал ошибки в употреблении Не с причастиями? ПОДНИМИТЕ РУКИ! Тем, кто сделал ошибки, я предлагаю заглянуть в правило в грамматической тетради, чтобы каждый, у кого еще они были , проанализировал свою ошибку и сказал, с помощью фраз о которых мы говорили вначале урока, что он понял, узнал, запомнил. |
||||||||||||||||||
Для тех, у кого не было ошибок
карточка. Задание выполняйте сразу в карточке. ТЕСТ. Фамилия___________ Не пишется слитно/раздельно
Итак... Не забывайте про фразы!
Молодцы! Я поняла, что вы правила знаете! А теперь давайте проверим ваши знания еще раз на практике и напишем выборочный диктант с комментированием того слова, которое пишется с НЕ. Вы записываете только слово с НЕ в таком контексте, чтобы самим не ошибиться в написании. 1. Задание:
Вы молодцы, правильно все объяснили, не допустили ни одной ошибки. 2. Думаю, вы готовы к созданию опорной таблицы-схемы , которая называется, как и тема урока: “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи” В ней будет всего 2 графы (На презентации) 1) Не пишется слитно 2) Не пишется раздельно (работа с таблицей) Перед вами таблица с двумя пустыми графами и полоски бумаги, скрепленные вместе. На этих полосках я собрала все возможные случаи СЛИТНОГО и РАЗДЕЛЬНОГО употребления частицы НЕ, которые мы с вами уже изучили. Ваша задача сначала разделить эти полоски на две группы, где НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО и НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО, а затем, вставить их в таблицу. Каждый работает самостоятельно, если останется время, проверяет соседа по парте и помогает ему. Вам дается 3 минуты.
Давайте озвучим нашу созданную опорную схему! Читаем по очереди, слушайте друг друга внимательно, чтобы не повторяться. Хорошо! Владея такой схемой, что вы теперь сможете делать? ( правильно писать НЕ с разными частями речи). Полученную опорную таблицу вы забираете домой, и приклеиваете, как вы думаете куда? Правильно в грамматическую тетрадь! Рефлексия
А сейчас настало время проверить на практике, как каждый из вас научился “Слитно и раздельно писать НЕ с разными частями речи” Диагностирующая контрольная проверка. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 вариант - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.) Вариант назначает сам учитель. 1 вариант Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание. (Н...)ожиданно послышалось (н...)громкое пение. Где-то (н...)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н...)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н...)в чем (н...)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н...)зной и (н...)засуха: вины (н...)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н...)выносимо больно, грустно и жалко себя.(По А. Чехову.) 2 вариант Определить часть речи, объяснить написание. Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь. 3 вариант Далеко (не) умен; (не)засохшие цветы, а живые; (не)веселый; (не)разумность; (не)домогать; (не)кошеный; никем(не)замеченный; (не)замерзающий; (не) обращаясь;(не )знаю; ( не) закончен;( не)( с) кем. *4 вариант (Дополнительное задание , для сделавших свой вариант) (Не) знаю большего удовольствия, чем идти по (не ) знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру. Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга (не) редко решает судьбу человека (Не) вежду лекарствами не вылечишь. Куплен (не) дорогой, но красивый материал. Повесть написана вовсе (не) известным молодым писателем |
|||||||||||||||||||
Осуществление контроля, коррекции. | В течение урока учащимися и учителем. | ||||||||||||||||||
Итог урока | Выставление оценок, подведение итога | ||||||||||||||||||
Домашнее задание по выбору | 1) Приклеить таблицу в тетрадь 2) Ответить письменно на вопрос: “Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?” |