Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Упражнять в правильном произношении звука [ш] изолированно, в открытых слогах, словах, чистоговорках.
- Упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.
Коррекционно-развивающие
- Развивать фонематическое восприятие и фонематическиепредставления: выделение общего звука из слов, нахождение картинок с заданным звуком.
- Развивать зрительное восприятие: умение вычленять контурные наложенные изображения.
- Развивать динамическую организацию пальцев рук, артикуляционную моторику.
- Развиватьдиафрагмальное дыхание, силу речевого выдоха.
Коррекционно-воспитательные
- Формировать положительную мотивацию на занятии.
- Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: Персональный компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint “Путешествие в “Сказку о рыбаке и рыбке””, музыкальный файл “Шум моря” (Приложение), настенное зеркало, большая ракушка, тренажёр для отработки правильного звукопроизношения: ладошки с наклеенными на них игольчатыми пластинками (иппликатор Кузнецова).
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед приветствует ребенка:
- У тебя сегодня хорошее настроение? Ты готов к выполнению различных заданий? Давай улыбнёмся друг другу.
II. Основная часть
Самомассаж, общая активизация организма, артикуляционная гимнастика
(Перед занятием ребенок моет руки.)
Слайды 2, 3, 4, 5, 6,7
Руки растираем и разогреваем, | потирание ладоней, хлопки; |
И лицо теплом своим обогреваем. | разогретыми ладонями проводит по лицу сверху вниз; |
Грабельки сгребают все плохие мысли, | граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам; |
Ушки растираем вверх | растирание ушных раковин по краю снизу вверх |
И вниз мы быстро. | или сверху вниз; |
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки. | нагибание ушных раковин кпереди, |
оттягивание вниз за мочки; пальцы перебегают на щеки; |
|
А потом уходим пальцами на щечки. | |
Щечки разминаем, чтобы надувались. | указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями; |
Губки разминаем, чтобы улыбались. | большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу; |
Слайды 8, 9, 10, 11
(Ребенок выполняет артикуляционные упражнения по 5 раз).
Мы чай душистый, вкусный в чашку наливаем. | “Чашечка” удерживать до 5 секунд; |
И с губы варенье слизать не забываем. | “Вкусное варенье” |
Вверх – вниз по ступенькам мы весело шагаем. | “Ступеньки” удерживать в каждом положении 5 секунд; |
Почистить щеткой зубы утром успеваем. | “Чистим верхние зубы” |
Отработка правильного диафрагмального дыхания
Слайд 12
Логопед предлагает ребенку отгадать, в какую сказку они сегодня отправятся.
Дед в землянке жил тридцать три года
И рыбачил в любую погоду.
Жена его бранила открыто
За свое разбитое корыто.
С Владычицей морской он вел беседу,
Исполнила она все просьбы деда.
А, когда рассердилась, взбунтовалась,
Море почернело, взволновалось.
Назови мне скорей и с улыбкой!
- Это сказка о .... рыбаке и рыбке”.
(Батый Ирина)
Логопед показывает ребенку крупную ракушку и сообщает, что эта ракушка поднялась с морского дна специально, чтобы подарить волшебную силу для погружения в сказку о рыбаке и рыбке.
Ребенок прикладывает к уху руку сракушкой (“слушает”), а другую руку кладет на живот. Вдох – живот надулся, выдох – сдулся, вдох – выдох. (Упражнение сопровождается мелодией “Шум моря” Приложение.)
Логопед предлагает ребенку представить, как его тело наполняется шумом моря и сказочной силой.
Сообщение темы занятия, развитие фонематического восприятия
Слайд 13
Логопед предлагает рассмотреть картинки, которые “вылетели” из ракушки, назвать их и определить, какой звук есть в каждом из этих слов: шапка, пушка, мышь, машина (звук [ш] – “песенка змеи”).
Логопед сообщает ребенку, что сегодня они будут продолжать работать со звуком [ш], упражняться в правильном произнесении его с слогах и словах.
Произношение изолированного звука, развитие силы речевого выдоха
Слайд 14
Логопед с ребенком уточняют правильную артикуляцию звука:
- губы округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- широкий кончик языка поднят к бугоркам за зубами, но не прижат к ним, образует форму чашечки;
- широкая воздушная струя проходит равномерно по середине языка.
Слайд 15
Логопед предлагает ребенку вспомнить, как старик приходил к морю с просьбами старухи. Море было разным по характеру.
Логопед просит изобразить шум моря. И. п. Руки впереди, ноги на ширине ступни. При произнесении звука [ш], выполняются плавные движения руками из стороны в сторону.
Вот пошёл он к синему морю. Видит – море слегка разыгралось:ш-ш-ш-ш-ш.
Пошёл старик к синему морю. Неспокойно синее море: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Старичок отправился к морю. Почернело синее море:Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Автоматизация [ш] в слогах с подключением упражнений на иппликаторе Кузнецова
Логопед демонстрирует ребенку ладошки с наклеенными на них игольчатыми пластинами. Сообщает, что это острые кораллы со дна моря. Логопед предлагает ребёнку произносить слоги ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ, поочередно прижимая каждый палец к игольчатой поверхности тренажера, от большого пальца к мизинцу (пальцевая проба “Игра на рояле”).
в чистоговорках
Слайды 16, 17,18, 19
ША – ША – ША – ША – шапка, шахматы, лапша.
ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – шина, шило, малыши.
ШУ – ШУ – ШУ – ШУ – Маша кушает лапшу.
ШИ- ШИ – ШИ – ШИ – едят кашу малыши.
Развитие фонематических представлений
Слайд 20
Логопед предлагает ребенку помочь старичку выполнить задание золотой рыбки. Необходимо убрать картинки со словами, где нет звука [ш]. (Картинки исчезают, по клику на них мышкой: улитка, юла, лев).
Развитие зрительного восприятия
Слайд 21
Логопед сообщает, что старик вытащил неводом из моря башмак. В башмаке различные предметы со звуком [ш] (наложенные изображения) Необходимо определить, что в башмаке у старичка. (Кошка, мышка, лягушка, вишня, подушка, мартышка).
Развитие грамматических категорий множественного числа существительных в родительном падеже
Слайд 22
Логопед предлагает рассказать, сколько богатства хранится в сундуках жадной старухи (всех предметов по пять). Ребенок кликает на предметы мышкой, начиная с отмеченного звездочкой в направлении по стрелкам, и проговаривает названия предметов в сочетании с числительным пять. (Пять шкафов, пять машин, пять подушек...)
III. Итог занятия
Слайд 23
Логопед предлагает поблагодарить рыбку за интересное путешествие. Просит придумать желание, какое ребенок загадал бы рыбке. Предлагает вспомнить с каким звуком продолжали сегодня заниматься? Какие задания и игры понравились больше всего? Какие задания были особенно трудны?
Физминутка игра “Море волнуется...” (под мелодию “Шум моря”)
Литература.
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2009.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом “Литера”, 2007.