Урок окружающего мира по программе Л.В. Занкова. Тема: «Что такое погода?». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: дать понятие “погода”; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков; развивать навыки самообслуживания, любознательность, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий (задержка рейса в аэропорту, городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.), запись песни “Непогода” на слова Н. Олева; приборы метеорологов (иллюстрации), карта погоды, иллюстрации – стихийные бедствия, жизнь на Земле в разные исторические периоды развития планеты, плакат-ребус, кроссворд, презентация, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло...

И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое...

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.

– Что значит “кислое” настроение? Как оно проявляется у людей?

– Какое у вас сейчас настроение?

Чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Постановка целей урока. Введение в тему.

Слайд №1

1. Работа в группах.

Демонстрируются иллюстрации – с изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они.

1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился туман. Не видно, куда сажать самолёт, поэтому рейс задерживается.

2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух лёгкий и горячий.

3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Начинается пурга.

4) Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой ветер.

Все тексты – описание погоды в разное время года.

– Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.)

– Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

– Собираясь выйти из дома, люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)

– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)

– В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)

2. Музыкальная минутка.

– Послушайте текст и определите, о чем он.

– Это одеяло окутывает земную поверхность и защищает людей, животных, растения от губительных ультрафиолетовых космических лучей. Оно сохраняет тепло, полученное нашей планетой от солнца. О каком “одеяле” идет речь? (Об атмосфере.)

Слайд № 2

– Что вы можете дополнить? (Воздушная оболочка дарит нам голубой цвет неба.)

– Атмосфера находится в постоянном движении. Во время ее циркуляции вокруг Земли изменения, происходящие в ее нижнем слое, служат причиной разнообразных погодных явлений.

Слайд №3

– Какие погодные явления вам известны? Кто делает погоду? Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)

– Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)

– Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)

Слайд №4

– Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)

– Попробуйте дать научное объяснение, что такое погода.

– Откройте учебник и прочитайте определение. (Погода – состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.)

– Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

– Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)

“Диктор” сообщает прогноз погоды, пользуясь планом-памяткой:

1. Полная дата.

2. Положение солнца.

3. Температура воздуха.

4. Облачность. Осадки.

5. Ветер. Его сила и направление.

6. Продолжительность дня.

7. Сравнение погоды сегодняшней со вчерашней.

– Откройте рабочие тетради. Давайте проверим домашнее задание

– Кому понравилось вести наблюдения?

– Есть люди, для которых наблюдение за погодой является профессией. Кто знает название этой профессии?

Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах. На этих картах линии, называемые изобарами, соединяют точки с одинаковым атмосферным давлением. Стрелки указывают направление ветра. Черточки на конце стрелки подсказывают скорость ветра в узлах. Условные знаки показывают величину облачности. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)

– Вы наблюдаете за погодой каждый день. Ваши наблюдения вы можете делать по-научному. Для этого нужно вести календарь погоды, где она отмечается условными обозначениями:

Слайд 5- 6

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Подумайте, чего из перечисленного не бывает. На самом деле никаких туч не бывает – есть только облака, которые играют огромную роль в жизни нашей планеты. Они не случайно появляются и исчезают в небе. Внешний вид облаков и характер их развития могут о многом рассказать. Вы сами можете определить, какой будет погода, если повнимательней присмотритесь к облакам.

Слайд№7 - 14

Понаблюдайте, запишите результаты наблюдений и проверьте свой прогноз.

Перистые облака.
Очень высокие и легкие
Предвестники потепления
Перисто-кучевые облака.
Полосы клубящихся облаков
Предвестники скорого дождя
Высоко-кучевые облака.
Маленькие плотные белые облачка высоко в небе
Завтра будет дождь

 

Грозовые облака.
Более широкие в верхней части
Предвестники грозы и сильного ливня
Густые кучевые облака Очень скоро будет сильный ливень
Плоские кучевые облака К теплому солнечному дню
Слоисто-дождевые облака.
Сплошные серые облака, затягивающие все небо
В самое ближнее время будет нудный моросящий дождь

– Дежурные рубрики “Это интересно” нашли вот такую информацию: моряки в открытом море всегда узнавали о приближении земли, как только видели облака, которые всегда образуются вдоль прибрежной линии.

Объявляется погода
Там примерно раз в полгода:
Ждите все сезон дождей...
Вот погодка у людей!

Попробуйте показать на карте места, где характерны сезоны дождей.

– Во многих частях мира погода меняется ежедневно. Специалисты ведут наблюдения с тем, чтобы можно было предсказать, как поведет себя погода в дальнейшем. Для этого необходимы приборы, с помощью которых они могли бы измерять погодные явления.

– Посмотрите, что это за приборы и для чего они нужны.

Слайд № 13

Где следует прикреплять уличный термометр? Выберите правильный ответ:

1) в тени, с внутренней стороны окна;

2) снаружи окна, на солнечной стороне;

3) снаружи окна, на любой стороне;

4) в тени, с наружной стороны окна;

5) с внутренней стороны окна, на солнечной стороне.

Барометр – измеряет атмосферное давление (состоит из диска и иглы, помещенной в его центре, при измерении давления игла вращается).

Дождеметр – сосуд, собирающий осадки на уровне земли, затем их переливают в специальный мерный цилиндр.

Флюгер – указывает направление ветра (стрелка поворачивается в ту сторону, куда дует ветер).

Анемометр (ветрометр) – измеряет силу ветра (ветер толкает чашки, заставляя их вращаться вокруг вертикальной оси, счетчик фиксирует скорость их вращения).

Слайды №16 -21

Погода подчиняется строгим правилам закономерности. Для каждой погоды характерна своя совокупность признаков. Обычно они тесно связаны между собой. Например, летом, если понижается давление воздуха, то понижается температура, повышается влажность, усиливается ветер. Что является следствием? (Дождь.)

– Что вы знаете о дожде?

– Летом после дождя можно наблюдать удивительное явление:

На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга.)

– Когда вы будете изучать физику, то узнаете, как возникает радуга, почему она держится на небе так недолго, почему не удастся никогда по ней пройтись.

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег – в любое время года
Надо благодарно принимать.
Э. Рязанов

Слайды№22 - 32

– Что такое дождь и снег? (Осадки.) Какие ещё осадки вам известны? Для каких времён года они характерны, когда их можно наблюдать?

Сначала – блеск,
За блеском – треск.
(Гроза, молния, гром.)

– В какую погоду возникает гроза? (В теплую и влажную.)

– На земном шаре одновременно происходит почти две тысячи гроз. И в каждой сверкают молнии и грохочет гром. Иногда, когда расчесываешь сухие волосы пластиковой расческой, слышишь слабый треск. Это младший брат грома. Есть тут и молнии, только такие маленькие, что их трудно разглядеть. А в небе происходят электрические бури. Они случаются в тех случаях, когда дождевые капли и градины с силой ударяются друг о друга, создают в облаке электрический разряд. Электрические искры, пробивая воздух, перескакивают с облака на землю или на другое облако неподалёку. От этого воздух мгновенно разогревается и расширяется, производя звук сильного удара, напоминающий взрыв (гром), и вспышку (молнию). Свет распространяется быстрее, чем звук, поэтому сначала вы видите молнию, а затем слышите гром. Можно даже посчитать, на каком расстоянии от вас находится центр грозы, для этого сосчитайте секунды между тем мгновением, как вы увидели молнию, и тем, как вы услышали гром. Число получившихся секунд разделите на 3 и найдете это расстояние в километрах.

В Азии и Центральной Америке есть места, где грозы гремят по 200 дней в году. Зато в Арктике гроза случается всего один раз в несколько лет.

Есть такое выражение “кухня погоды”. Есть ли на Земле такая кухня? Где она может быть расположена?

Дети рассматривают несколько версий: Арктика – с ее холодными воздушными массами, Мировой океан – где формируются осадки, и приходят к выводу, что такого конкретного места, где “варится погода”, нет.

– В чем ценность умения человека предсказывать погоду?

Слайд №

– Случается, что в природе происходят чрезвычайные, яростные погодные явления. О них сообщают в газетах и по телевидению. Разбушевавшаяся стихия может принести огромный ущерб природе, зданиям и даже смерть людям. Какие стихийные бедствия вам известны? (Ураганы, тайфуны, торнадо, цунами, штормы.)

– Что вы знаете об этих явлениях? Давайте найдем на карте места, наиболее страдающие от стихии.

Ураганы, тайфуны – тропические, вращающиеся бури. Они возникают тогда, когда над теплыми тропическими морями поднимается воздух и начинает вращаться. Большая часть таких бурь возникает в Тихом океане. Бури проходят над Филиппинами, Гонконгом, Китаем и Японией. Они наносят большой ущерб Австралии и югу США.

Дует ветер, и над землей несется огромный вихрь – торнадо. Тяжелую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо – так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своем пути все.

Водяные смерчи похожи на торнадо, но образуются над морем. Центр столба засасывает воду и водяные брызги так, что между морем и небом образуется длинная воронка тумана и облаков.

Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы и смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.

– Почему так велико значение изучения погоды? (От погоды зависит жизнь на Земле.)

– За многие тысячелетия климат нашей планеты менялся. Были холодные периоды, получившие название ледниковые, и более тёплые – межледниковые. Мы живём в одном из таких межледниковых периодов, который начался 10000 лет назад.

На последующих уроках мы узнаем, что такое климат и каково его значение для природы и жизни человека.

– Найдите на карте города: Санкт-Петербург, Сочи, Якутск, Владивосток, Волгоград. На какой территории они расположены? (В России.)

– Выполните задание № 15 по рабочей тетради.

– Почему так сильно отличаются показатели погоды в разных городах? (Обширная территория России, одни города на берегу моря, другие нет, различный рельеф, другие факторы.)

– Посоветуйтесь в группе и напишите выводы; они будут нам полезны при изучении темы “Климат”.

Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Подмечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. И зрение людей обострилось, стало зорким. И нам надо учиться наблюдать – пытливо и внимательно, разумно пользуясь опытом старших. Тогда мы сможем взглянуть на природу совсем иначе, и многое в ней станет для нас простым и ясным.

III. Обобщение и закрепление. Итог.

Слайд №33

– Что включает в себя погода? (Температуру, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.)

– На погоду влияют различные факторы. Попробуйте назвать главный. (Солнце.)

– С октября 1981 года специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов. Каким образом это происходит? Что вам известно о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (С самолетов в облака вводится твердая углекислота, она охлаждает воздух и за городом опадает в виде осадков.)

Слайд №34

Домашнее задание: Приготовь рассказ о грозных явлениях природы. Найдите народные приметы и запишите в тетрадь.

Р е б у с “О погоде”.

Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена – известного американского писателя – о погоде.

Слайд №35

Ответ: “Если вам не нравится погода, подождите немного”.

Литература

1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир : учебник для 3 кл.: в 2 ч. / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. – Самара : Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2009.

2. Ефимовский Е.С. Мудрые науки – без назидания и скуки: Похождения грамотея / Е.С. Ефимовский. – СПб. : ТИТ “Комета”, 1994.

3. Детский мир от “А” до “Я”: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М.: Алекс; Таллинн: Скиф, 1993.