Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту.
- Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД:
- Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: ММП, набор карточек для игры по распределению опасных предметов (для каждой группы), карточки-смайлы, песочные часы, колокольчик, конверты с заданиями (для каждой группы), набор бытовых предметов для игры “Волшебный мешочек”, реквизит для ролевой игры “Советы взрослых”.
Учебник: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электрон. носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. - (УМК “Школа России”).
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на урок.
1. Долгожданный дан звонок, начинается урок!
2. Мимическая гимнастика “Театр”:
- “Занавес”. (Дети закрывают ладошками лицо).
- Думаем только о хорошем, чтобы получился интересный урок. “Занавес” открывается! (Ребята открывают лицо и улыбаются).
Выполняем 2-3 раза, чтобы улыбнулись и настроились все учащиеся.
- Я рада видеть ваши добрые улыбки!
3. Повторение правил работы в группе: (Слайд 2)
- Работаем дружно с хорошим настроением!
- Выслушиваем друг друга, уважая чужое мнение!
- Один за всех и все за одного! Доверяем ответ одному, если нужно помогаем.
- Время дорого! Следим за песочными часами.
- Я буду хранителем времени. Когда вы услышите звуковой сигнал (колокольчик), значит, время на выполнение задания закончилось, и мы готовы выслушать ваш ответ.
II. Основная часть. Новый материал.
1. Определение темы урока. (Слайд №3)
- Чтобы догадаться, какая тема сегодняшнего урока, нужно расшифровать ребус.
(Один дома. Ребёнок дома один.) (На доску вывешивается большой рисунок дома).
- Может ли быть опасно дома? (Да.)
- Тема урока: ““Домашние опасности”. (Слайд №4)
2. Упражнение “Наши ожидания”.
- Что вы ожидаете от урока, чтобы вы хотели узнать о домашних опасностях и чему научиться? (Какие бывают опасности дома. Как себя вести, чтобы дома с тобой не случилась беда.)
- Мы будем учиться распознавать опасности и уметь их предупреждать.
3. Определение задач групп.
- В белом конверте буквы, составьте из них слово, и вы узнаете, над какой опасностью будет работать ваша группа. (Названия опасностей дифференцированы по сложности, в зависимости от уровня подготовки детей в группе. Буквы с помощью двойного скотча учащиеся прикрепляют на лист.)
1 группа: “Пожар” (Приложение 1)
- 2 группа: “Травма”
- 3 группа: “Отравление”
- 4 группа: “Удар током”
4. Игра “Угадайка!” (Работа в группах.) (Слайд №5)
- Ребята из 3 класса решили проверить вашу смекалку и прислали вам звуковое письмо. Внимательно слушаем и отгадываем для какой группы загадка, в зависимости от опасности предмета! Рисунки-отгадки в зелёном конверте. (Приложение 2)
Проблемная ситуация: Один тот же предмет, может стать причиной разных домашних опасностей. Ребята отгадывают загадку, выбирают соответствующий для группы рисунок. Рисунки прикрепляют на лист с названием группы.
1.Смотрите, мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделится на части. (Ножницы). (Рисунок 1) |
2. На железной клумбе Цветы голубые — Помогают стряпать Кушанья любые. (Газовая плита). (Рисунок 2) |
3.Он шумит, пугая кошку, Ездит в доме с грохотом. И ковровую дорожку Чистит длинным хоботом. (Пылесос). (Рисунок 3) |
4.В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки - Раздают всем огоньки. (Спички). (Рисунок 4) |
5. Всех на свете обшивает, Что сошьёт - не надевает. (Игла). (Рисунок 5) |
6. Превращу лицо я в маску, В этом мне помогут... (краски). (Рисунок 6) |
7. Я предмет для школы важный. Чтобы сделать куб бумажный, Самолёт, картонный
дом, аппликацию в альбом, Ты меня не пожалей. (Рисунок 7) |
8. Кудревато Слон пыхтит, Но нас чаем угостит. (Чайник). (Рисунок 8) |
9. Отгадай скорей, дружок, Что за снежный теремок? Бережёт в жару для нас Молоко, сметану, квас. (Холодильник). (Рисунок 9) |
10. Крутит-вертит барабан мамина
помощница. В ней простынка, сарафан чисто прополощутся. (Стиральная машина). (Рисунок 10) |
11.Сидит светлячок на ножке, на голове –
шляпка. (Настольная лампа). (Рисунок 11) |
12. Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или уложу в кровать, Или разрешу гулять. (Градусник). (Рисунок 12) |
5. Проверка: (Слайд 6) Выбранный предмет учащиеся характеризуют по плану:
Для чего используется?
Чем может быть опасен?
1. Ножницы - используют для разрезания (вырезания), можно пораниться – группа “Травма”.
2. Газовая плита - используют для приготовления пищи, может случиться пожар – группа “Пожар”; можно отравиться газом – группа “Отравление”; можно получить ожог – группа “Травма”.
3. Пылесос – электроприбор, используют для уборки, можно получить удар током – группа “Удар током”. (Слайд 7)
4. Спички – используют для зажигания, могут стать причиной пожара: “Спички детям не игрушка!” – группа “Пожар”; можно получить ожог - группа “Травма”.
5. Игла – используется для шитья, можно травмироваться - группа “Травма”.
6. Краска – используется для ремонта, можно отравиться - группа “Отравление”.
7. Клей – бытовая химия, используется для склеивания, можно отравиться - группа “Отравление”, можно обжечься - группа “Травма”. (Слайд 8)
8. Чайник (электрочайник) – используется для нагревания воды, можно получить ожог - группа “Травма”; может стать причиной пожара – группа “Пожар”; можно получить удар током – группа “Удар током”.
9. Холодильник – электроприбор, используют для хранения продуктов, можно получить удар током – группа “Удар током”; может стать причиной пожара – группа “Пожар”.
10. Стиральная машина - электроприбор, используют для стирки, можно получить удар током – группа “Удар током”; может стать причиной пожара – группа “Пожар”.
11. Настольная лампа - электроприбор, используют для освещения, можно получить удар током – группа “Удар током”; может стать причиной пожара – группа “Пожар”.
12. Градусник (мед.термометр) – прибор для измерения температуры тела, можно отравиться ртутью, если разобьёшь - группа “Отравление”.
- Молодцы, ребята! Правильно определили предметы и опасности, которые они могут вызвать.
6. Работа с учебником (с.18)
- Посмотрите, о каких домашних опасностях мы ещё не говорили? (Выпасть с балкона. Отравиться таблетками, лекарствами, уксусом. Пораниться ножом, гвоздём.)
7. Разминка. Физпауза.
- А сейчас мы посмотрим, как вы эти знания умеете применять в жизни.
Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда детям угрожает опасность. И спокойно присядьте, если этой опасности нет.
- Уходя из дома, я забуду выключить утюг и газ; (вверх)
- Во время болезни врач назначил мне лекарства; (сели)
- Я захотел пить и взял незнакомую жидкость; (вверх)
- После работы с ножницами я оставил их на полу; (вверх)
- Я встал на высокий стул и выглянул в окно; (вверх).
- Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.
III. Закрепление изученного.
Игра “Волшебный мешочек”. (Слайд 9)
(В пакете находятся разные бытовые предметы: ножницы, нож, вилка, шприц, моющее средство, иголка с нитками, кнопки, отвёртка, термометр, гвоздь, таблетки, спички, зажигалка. Дети с закрытыми глазами достают предмет, на ощупь определяют, что это.)
Задание.
1.Определить, опасен ли этот предмет.
2. Какую именно опасность он представляет для ребёнка.
3. Где должен находиться, чтобы быть безопасным?
2. Театрализация. Ролевая игра “Советы взрослых”. (Слайд 10)
(Используя полицейскую фуражку, сумочку, платок, очки, дети входят в образ папы, мамы, бабушки, дедушки и дают наставления ребёнку, который остаётся дома один. По одному ученику от группы,)
3. Работа с электронным приложением к учебнику. (Часть вторая. Домашние опасности. Задание 1.)
- Посмотрите на экран и определите, на каких рисунках ребята поступают правильно? (Рисунки 1, 2)
- В красном конверте лежат смайлики-оценки. (Приложение 3) Если вы не ошиблись, прикрепите на наш безопасный дом радостные смайлы. А если была ошибка, то грустные. (Вывод по “заселенному” дому.)
4. Домашнее задание. (Слайд 11)
с.18-21 (учебник А.А. Плешакова. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть), прочитать; ответить на вопросы на с.21. Творческое задание (по желанию). Придумайте условные знаки к правилам безопасного поведения дома, нарисуйте их.
IV. Заключительная часть. Рефлексия.
- Что впечатлило тебя на уроке? Больше всего запомнилось?
- Что ты можешь сделать, чтобы не попасть в беду?
- Ты боишься оставаться дома один? - Ты уверен в себе?
- Покажи своё настроение. Оценивание работы учащихся.
- Девиз безопасности: (хором) (Слайд № 12)
Знать об этом должен каждый!
Безопасность – это важно!
- Спасибо за урок! (Слайд №13)