Цели: закрепить понятия лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное значение, многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы; роль синонимов и омонимов в речи; слова в переносном значении как средство выразительности.
Ход урока
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по королевству Лексика, чтобы на карте русского языка не осталось белых пятен. А поможет нам в пути наш друг “Толковый словарь”.
(слайд 1)
В любом королевстве есть свои правители. Кто же управляет Лексикой?
(слайд 2)
Ребята, а почему этим королевством управляют две принцессы?
За что отвечает каждая из принцесс?
У нас перепутались части слова, найдите какие передать Лексике, а какие Грамматике?
(лазоревого, брошюрой, созерцает )
А что это за странный зверь? Вы его узнали?
(слайд 3)
Дайте определение многозначного слова, найдите в “Толковом словаре” три многозначных слова, составьте предложения с разными значениями слова.
Смотрите, к нам идут “двое из ларца, одинаковых с лица”.
(слайд 4)
Ребята, вы догадались, куда мы попали?
Найдите омонимы, с какой целью они используются?
(слайд 5)
Вот этой овсянки
Не хочется киске
(Вот этой овсянки,
Которая в миске ).Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли, что мимо
Сейчас пролетела.
(омонимы придают стихам выразительность, делают их легко запоминающими )
А вот ещё жители Лексики.
(слайд 6,7)
Подберите синонимы и антонимы к словам.
(упр. 364)
Говоря о синонимах и антонимах, мы столкнулись с ещё одним явлением – переносным значением слов.
(слайд 8)
Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
(слайд 9)
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
В каком стиле употребляются слова в переносном значении, с какой целью?
Как называется такой художественный приём?
Представьте, что вы писатели. Перед вами текст, вам нужно заменить глаголы словами в переносном значении.
(слайд 10)
С неба светит солнышко, согревая землю. Под его лучами снег оседает и тает. Вот уже текут весёлые ручейки. Появляются первые проталины, скоро распустятся первоцветы. Наступила весна!
Посмотрите, благодаря нашим стараниям на карте не осталось белых пятен.
(слайд 11)
Теперь мы специалисты в области лексики, а значит нам по плечу любые загадки. Проверим?
Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков? (град)
Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (которую делает портной)
Официальное дипломатическое обращение одного государства к другому и графическое изображение музыкального звука. (нота)
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада
А зовут меня (прохлада).Они бывают для шитья;
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются (иголки).Я антоним шума, стука
Без меня вам ночью мука,
Да и в школе я нужна,
Называюсь (тишина).В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значеньи
Я планка для черчения.И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
Домашнее задание: записать 3 загадки, построенные на основе лексических явлений.