Путешествие в королевство Лексика

Разделы: Русский язык


Цели: закрепить понятия лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное значение, многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы; роль синонимов и омонимов в речи; слова в переносном значении как средство выразительности.

Ход урока

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по королевству Лексика, чтобы на карте русского языка не осталось белых пятен. А поможет нам в пути наш друг “Толковый словарь”.

Презентация.

(слайд 1)

В любом королевстве есть свои правители. Кто же управляет Лексикой?

(слайд 2)

Ребята, а почему этим королевством управляют две принцессы?

За что отвечает каждая из принцесс?

У нас перепутались части слова, найдите какие передать Лексике, а какие Грамматике?

(лазоревого, брошюрой, созерцает )

А что это за странный зверь? Вы его узнали?

(слайд 3)

Дайте определение многозначного слова, найдите в “Толковом словаре” три многозначных слова, составьте предложения с разными значениями слова.

Смотрите, к нам идут “двое из ларца, одинаковых с лица”.

(слайд 4)

Ребята, вы догадались, куда мы попали?

Найдите омонимы, с какой целью они используются?

(слайд 5)

Вот этой овсянки
Не хочется киске
(Вот этой овсянки,
Которая в миске ).

Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли, что мимо
Сейчас пролетела.

(омонимы придают стихам выразительность, делают их легко запоминающими )

А вот ещё жители Лексики.

(слайд 6,7)

Подберите синонимы и антонимы к словам.

(упр. 364)

Говоря о синонимах и антонимах, мы столкнулись с ещё одним явлением – переносным значением слов.

(слайд 8)

Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

(слайд 9)

Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.

В каком стиле употребляются слова в переносном значении, с какой целью?

Как называется такой художественный приём?

Представьте, что вы писатели. Перед вами текст, вам нужно заменить глаголы словами в переносном значении.

(слайд 10)

С неба светит солнышко, согревая землю. Под его лучами снег оседает и тает. Вот уже текут весёлые ручейки. Появляются первые проталины, скоро распустятся первоцветы. Наступила весна!

Посмотрите, благодаря нашим стараниям на карте не осталось белых пятен.

(слайд 11)

Теперь мы специалисты в области лексики, а значит нам по плечу любые загадки. Проверим?

Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков? (град)

Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (которую делает портной)

Официальное дипломатическое обращение одного государства к другому и графическое изображение музыкального звука. (нота)

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада
А зовут меня (прохлада).

Они бывают для шитья;
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются (иголки).

Я антоним шума, стука
Без меня вам ночью мука,
Да и в школе я нужна,
Называюсь (тишина).

В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значеньи
Я планка для черчения.

И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)

Домашнее задание: записать 3 загадки, построенные на основе лексических явлений.