Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Разделы: Биология, Начальная школа, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (559 кБ)


Пояснительная записка.

“День птиц” сегодня – масштабное социально-педагогическое мероприятие, в котором участвуют не только школы, но и вузы, биостанции, различные СМИ и другие учреждения. Однако корни этого праздника уходят в далекое прошлое.

Задолго до наших дней люди вырезали из дерева и лепили из глины фигурки птиц. На одних птиц они охотились, других любили за красивые голоса или привлекательную внешность. Особое отношение человека к птицам нашло свое отражение и в народном фольклоре.

Традиция отмечать “День птиц” в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда по традиции выпускают птиц из клеток на волю.

В наше время пернатым уделяется все больше внимания. И массовое празднование “Дня птиц” постепенно вновь становится повсеместным.

В нашем Центре состоялось мероптиятие “Здравствуйте, птицы!”.

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности птиц в природе.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся по орнитофауне Балезинского района, Удмуртской республики;
  • Способствовать привитию любви к животному миру;
  • Способствовать развитию интереса к родному языку;
  • Развивать познавательный интерес.

Форма воспитательного мероприятия комплексная, призвана решать вопросы нравственного, экологического, трудового и эстетического воспитания.

Возраст детей: 7 – 11 лет.

Оборудование: музыкальный центр; ноутбук; проектор; музыка с лесными звуками, птичьим пением; рисунки, фотографии с изображением птиц; плакаты с высказываниями о птицах; выставка книг о птицах; скворечники; карточки задания, жетоны.

Подготовительный этап:

  • Проведены беседы о птицах.
  • Заранее изготовлены скворечники.
  • Оформлена выставка фотографий “Перелетные птицы”.
  • Творческая группа экологов готовит презентации.

Сценарный план:

1. Вводная часть: Выступление экологов.

2. Основная часть

  • Показ презентаций.

3. Заключительная часть.

  • Подведение итогов Конкурсов.
  • Развешивание скворечников.

Ход мероприятия

Звучит запись “Голоса птиц”.

1 ученик

Зима недаром злится –
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
(Из произведения Ф.И. Тютчева)

Ведущая  Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок,изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях.

Перелётные птицы возвращаются в родные края.

2 ученик

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(И.С. Никитин)

Ведущая Я предлагаю провести праздник , посвященный Дню птиц.

1 апреля – Всемирный День птиц. Празднование Дня птиц имеет свою историю. Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США. Его организовал в 1894 году педагог из местечка Ойл-Сити (штат Пенсильвания) Чарльз Бабкок. Его поддержали, и вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах страны.

Проник он и в Россию. Однако этот праздник не отмечается у нас так широко. О Дне птиц вспомнили в нашей стране в середине 20-х годов XX века. В 1924 году юннатами Центральной биостанции под Москвой было развешано несколько десятков дублянок. А через год ребята провели первый в стране официальный День птиц. В 1927 году празднование Дня птиц подхватила вся Москва. А с 1928 года День птиц зашагал по всей стране. И каждый год во всех школах ребята проводят этот праздник, готовятся к встрече пернатых друзей.

Птицы доставляют нам много приятных минут своим пением, радуют глаз красивым оперением. Они украшают и оживляют нашу природу. Недаром во все времена наш народ в песнях, стихах и сказках говорит о птицах с любовью.

Птицам посвящены произведения многих наших поэтов и писателей: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, М. Горького. Не счесть народных песен о соловьях, ласточках, жаворонках. Им посвятили музыку замечательные композиторы: Чайковский, Глинка, Алябьев, Дунаевский.

Хотя праздник придумали американцы, на нашей земле он легко прижился, т.к. у восточных славян издревле было принято ранней весной встречать-“закликать” птиц. Отголоски этого языческого ритуала сохранились до сих пор, и кое-где в селах и даже городах бабушки на 22 марта готовят “жаворонков” из теста, называя этот праздник “Жаворонки” или “Сороки”. И даже помнят заклички, короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилет гонцов весны.

Но сначала мы вспомним о тех кто всю зиму был с нами. О зимующих птицах. (Презентация “Акция “Кормушка”)

Выходит ученик в костюме Жаворонка

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
(В.А. Жуковский)

- А какие же птицы прилетели к нам? Полечу, посмотрю! (уходит)

Ведущая. Теперь рассмотрим некоторых птиц , которые обитают у нас. И узнаем кое-что интересное о них. (Презентация “Птицы. Какие они?”)

1 ученик

ВОРОБЬИ. Мы настолько привыкли к воробьям, что не замечаем их в повседневной жизни. Но наш сосед- воробей не так прост. Незаурядный ум, сообразительность и смекалка делают этих птиц интересным объектом для наблюдений. Интересно, что якуты прозвали нашего воробья длинным, но очень образным именем - “птичка, сидящая на углу русской избы”. А по удмуртски красиво и звонко — зольгыри.

2 ученик

СИНИЦЫ. Трудно среди воробьиных птиц найти более неутомимых и вездесущих пичуг, чем синицы. В поисках пищи они ловко, точно акробаты, передвигаются по ветвям и стволам деревьев обшаривая каждую щель, трещину в коре и другие укромные местечки. Синицы (по удмуртски пислэг) относятся к числу самых полезных наших птиц.

3 ученик

СОЛОВЕЙ. Соловей (учы) невзрачная птичка. Но как он поет! Пение обыкновенного соловья очень характерное, богатое свистовыми, щелкающими и рокочущими звуками. С удивительной прелестью нежные звуки песни сменяются громкими, радостные — печальными. Слыша пение соловья, всегда приходится изумляться разнообразию, полноте и силе звуков, и кажется чудом, что такая маленькая и невзрачная птичка так прекрасно поет. Соловьи склонны к подражанию. Молодые певцы учатся искусству у старых, подражая им, а потому там, где появляется один хороший певец, вскоре улучшается пение и других птиц.

4 ученик

ТРЯСОГУЗКА. Белые трясогузки прилетают весной очень рано — как только края рек начинают освобождаться ото льда. Поэтому в народе говорят “трясогузка хвостом лед разбивает”. Наши трясогузки уже прилетели, и разбили лед на реке. И за это удмуртский народ трясогузку ласково называет чечег.

1 ученик

СКВОРЕЦ. Скворец — одна из самых популярных птиц. Кто не знает скворца, постоянного нашего соседа, обитателя скворечен? Еще ранней весной, с появлением проталин на пригорках, мы говорим: “Скворцы прилетели!” Он с азартом распевает свои оригинальные песни на крыше или у летка скворечни. Скворец мастер перенимать чужие голоса и всякие звуки, которые он слышит. У хорошего певца можно услышать точную передачу песен дрозда, камышевок, жаворонка, иволги, щебетанья ласточки, различных хищников, уток и даже безукоризненно переданные кваканье лягушек, скрип телеги или калитки, стук мельничного колеса под шум воды, щелканье кнута пастуха, кудахтанье курицы и многое другое. По удмуртски скворца называют – шырчик.

2 ученик

КУКУШКА. Песня самца кукушки очень характерна: часто по много раз подряд повторяемое звучное слегка грустное “ку-ку... ку-ку...” все вы шлышари и не раз спрашивали... Кукование можно слышать и днем и ночью, но особенно интенсивно поют птицы на утренних и вечерних зорях. Самка издает громкую трель “кли-кли-кли-кли”. Самки куковать не умеют. Необычна кукушка тем, что подбрасывает яйца в чужие гнезда. А все потому , что период яйцекладки очень растянут, т.е. она несет яйца в течение месяца и высиживать птенцов в такие сроки очень сложно. Но кукушка (кикы) очень полезная птица, она единственная поедает мохнатых гусениц.

3 ученик

ЖАВОРОНКИ. Жаворонки (тюрагай )первыми прилетают к нам весной и остаются у нас до глубокой осени. Среди воробьиных птиц они лучшие ходоки. Большинство жаворонков хорошие, а некоторые просто замечательные певцы.

4 ученик

ЖУРАВЛИ. Журавли (тури) - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Живут журавли достаточно долго. Наблюдения показывают, что в дикой природе журавли живут не менее 20 лет, а условиях неволи их возраст достигает до 80 лет. В Китае, Японии и Вьетнаме журавли считаются символом долголетия. Бытовало поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первым весной увидит танцы журавлей.

1 ученик

ЛАСТОЧКИ. Все ласточки (ваебыж) превосходно летают и проводят большую часть жизни на лету; по земле ходят весьма неловко и неохотно. Они питаются насекомыми которых ловят исключительно на лету. Они очень полезные птицы, съедают очень большое количество насекомых. Пьют и купаются они тоже на лету.

2 ученик

ГРАЧ. Сьод куака (грач) - самая ранняя птица, возвращающаяся с мест зимовок на свою родину. Недаром часто можно слышать выражение - грачи весну открыли. В отличие от привычного чуть нервного вороньего "карр", грач неторопливо и солидно произносит "крра".

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ведущая У нас ребята три команды весенних птиц.

Узнаем как хорошо вы сегодня слушали?

1 КОНКУРС

1. Какого числа празднуют всемирный день птиц? (1 апреля)

2. К какому числу бабушки готовя “жаворонков” из теста? (22 марта)

3. В каком году в Америке впервые прошел праздник “День птиц”? (В 1894)

4. Какую птицу якуты называют “птичка, сидящая на углу русской избы”? (Воробей)

5 Как по удмуртски называют жаворонка? (Тюрагай)

6. Эта птица хвостом лед разбивает. (Трясогузка)

2 КОНКУРС (1 балл).

“Птичий футбол”. Команды по очереди должны назвать названия птиц на буквы алфавита.

(Аист, Беркут, Ворона, Грач, Дрозд, Ельник, Жаворонок, Зяблик, Иволга, Казарка, Ласточка, Мандаринка, Нанду, Орёл, Перепел, Рябчик, Скворец, Типун, Удод, Филин, Хохлан, Цапля, Чечётка, Шилоклювка, Щегол, Эму, Юла, Ястреб).

3 КОНКУРС Кольцовка песен.

Ведущая Птицы прилетели, где же они будут жить?

Да, птицы вью гнезда. Но иногда человеку нужно привлечь птиц к своему жилью. Поэтому... (Презентация “Птичьи домики”)

Добро пожаловать, скворцы!

1. Теплая и солнечная весенная погода способствует тому, что с каждым днем все больше птиц возвращаются домой из теплых краев. А вернувшись, начинают подыскивать себе “квартиру”. Чтобы привлечь птиц селиться возле человеческого жилья, люди давно уже придумали изготавливать для них искусственные гнездовья.

2. Собственно скворечник – деревянный птичий домик из досок – впервые появился именно на Руси. Причем делали эти скворечники с огромной любовью и заботой об их маленьких пернатых обитателях.

3. А в 1857 году немецкий зоолог Глогер предложил делать гнездовья разных размеров, чтобы в них могли селиться разные птицы, а не только скворцы.

4. Существует множество различных вариантов искусственных гнездовий. Конкретный вид домика зависит от возможностей , наличного материала и вашей фантазии.

5. Для каждого вида птиц гнездовье должно иметь определенные размеры.

6. Существуют общие правила для изготовления искусственных гнездовий. Однако каждый вид птиц предъявляет свои требования к размерам, форме и устройству искусственного гнездовья. Зная это, вы можете строить гнездовья для привлечения какого-то конкретного вида птиц.

7. Чтобы лучше разобраться в требованиях и правилах постойки гнездовий, вы можете обратиться в районную библиотеку.

Сейчас мы подведем итоги по конкурсу рисунков и выявим которая команда победила. Молодцы ребята.

Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

А теперь мы одеваемся и идем развешивать скворечники.

Методические рекомендации по организации праздника.

Если вы решили встретить перелетных птиц, готовиться к этому надо загодя, уже в конце осени — начале зимы. В это время необходимо заготовить материал для строительства скворечников.

Проведение праздника не очень затратное мероприятие, но какие-то средства понадобятся — на изготовление скворечников, на подарки и призы участникам.

В местном лесхозе можно попросить материал для строительства скворечников, особенно если вы хотите сделать монументальные сооружения. Сделать скворечники обучающиеся могут на занятиях или дома с родителями. Желательно, чтобы эти сооружения были выполнены с фантазией и обладали высокими эстетическими качествами.

Хорошо бы осветить ход событий, связанных с праздником, в местных средствах массовой информации. Необходимо постараться, чтобы в приготовлении праздника и в его проведении участвовали не только дети, но и их родители.

Вариантов программы празднования “Дня птиц” может быть много. Выбрав форму проведения праздника, не забудьте, что непременным его атрибутом является развеска скворечников.

Программа праздника зависит от ваших возможностей. Обычно она состоит из не скольких разделов.

Деловая часть. Краткое вступление. Лучше, если среди приглашенных на мероприятие лиц будет знаток птиц, который выступит перед ребятами. Подведение итогов конкурсов на лучший скворечник, на лучший рисунок о птицах, премирование победителей. Проведение различных конкурсов, выставок. Например, можно организовать выставку марок о птицах.

Художественная часть. Её проведение зависит также от фантазии организаторов. Можно ограничиться рекомендуемым в многочисленных разработках, методических статьях и книгах традиционным комплектом из литературного монтажа о птицах, музыкой, пением, танцами, декламацией, демонстрацией кинофильма или слайд-программой.

Литература.

1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

2. Русских Р.Д. Занимательные занятия с юннатами.- Пособие для учителей – биологов. 2-е изд. - Ижевск: Удмуртия, 1981.

3. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М.: 2005.