Внеклассное занятие по окружающему миру. Тема: «… И светла от берез Россия». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Задачи:

  • дать представление о том, насколько велика наша страна;
  • познакомить с народами, населяющими Россию;
  • развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • развивать умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи;

Ход занятия

1. Эмоциональный настрой

Звучит песня “Умывает красно-солнышко руки тёплые в росе”, дети входят в класс

Учитель:

Родина – это святое слово. Родина – это мама и папа, твоя семья, город, где ты родился. Родина – это наша большая страна. С чего же начинается Родина?

(Звучит песня “С чего начинается Родина”, сопровождает кадры презентации)

Ученик:

- Что значит: Родина моя? -
Ты спросишь. Я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
(Н.Полякова)

Учитель: (слайд)

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

2. Беседа

Учитель: (слайд)

А как называется наша Родина, страна, в которой мы живём? Вернёмся в прошлое... 30 декабря 1922 года советские республики объединились в одно государство – СССР. 15 республик входило в состав Советского Союза. Больше 100 разных народов и народностей населяли Советский Союз.

Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом готов!

Ученики:

Капля за каплей – и ручеёк
Выбежал, чист и светел.
Он заспешил, по земле потёк,
Друга в дороге встретил.
Что-то весёлое лопоча
В утренней ясной дали,
Вместе отправились два ручья,
Чистой рекою стали.
Если подруги пойдут за ней,
То по дороге длинной
Станет река тяжелей, сильней,
Сможет вертеть турбины...
(З.Александрова)

Учитель:

- Соединяет людей дружба (слайд)

- Посмотрите, каким был герб Советского Союза. Как вы думаете, о чём могут рассказать элементы герба?

Ученики:

Колосья говорят о мирной жизни, а красная лента – о том, что в СССР пятнадцать республик. Пятиконечная звезда означает дружбу народов Земли. Все народы должны быть счастливы – об этом говорит солнышко, согревающее своими лучами весь земной шар.

3. Новое

Учитель: (слайд)

Жизнь не стоит на месте. Жизнь беспрестанно меняется.

Наступил 1991 год. Произошёл распад СССР. Каждая республика получила автономию, т.е. экономическую и политическую свободу, возможность принимать решение по некоторым вопросам самостоятельно. Но в силу уже сложившихся обстоятельств республики понимали, что они не могут существовать отдельно. Ведь каждая из них богата по-своему: у одной республики газ, а у другой руда, у третьей нефть, а газопровод, например, проходит по территории сразу нескольких республик.

Давайте вспомним басню Л.Толстого “Отец и сыновья” (слайд)

В чём смысл басни? Чему она учит?

- Ответы детей.

Учитель:

Страны, которые входили в состав СССР, а потом отделились, снова объединились, но уже в составе СНГ (Содружество Независимых Государств). Сюда входят.... (слайд)

Президенты этих стран часто встречаются, встречи часто проходят в нашем городе. Как вы думаете, какие вопросы обсуждают лидеры стран СНГ? (слайд)

Ученики:

- Экономические, политические вопросы, проблемы охраны окружающей среды, преступности, транспорта и др.

4. Рассказ о странах, входящих в СНГ

Учитель: Мы живём в Российской Федерации, а кто-то из вас родился в другой стране, входящей в СНГ. Послушаем рассказы об этих странах

Рассказы учеников.

(слайд) Много есть слов на свете. Есть простые. А есть красивые очень. Например, рубин, аквамарин, глазурь. Слово Молдова тоже прекрасно. Такое нежное имя можно дать цветку, дереву, тёплому ветру с моря. Молдова – это имя страны, маленькой республики. Она меньше всех республик, но цветов, солнца, красивых южных растений здесь очень много. Сладкий изюм, медовое повидло, душистый компот делают из молдавского винограда, фруктов, ягод (слайд) Кроме фруктов, в Кишинёве – столице Молдовы делают электроприборы, электромоторы, машины для сельского хозяйства.

(слайд) Сколько лет Армении? Больше двух тысяч лет. Светлая страна – так говорят об Армении художники. Но не только художники, геологи тоже. Они, наверное, говорят это потому, что есть здесь светлый металл. Это медь. Её очень много в Армении. Но не только медь возят поезда. В Армении одним из первых был построен большой завод искусственной резины (слайд) В Армении много овец пасётся на горных лугах. Красивая страна Армения! Страна камня, страна смелых людей, глаза которых всегда веселы.

(слайд) Необыкновенная страна Азербайджан. Эта южная республика богата нефтью. Только добывают её из-под моря, бежит она по трубам в другие республики (слайд) А едут на большом пароме из Баку – столицы Азербайджана через Каспийское море хлопок, фрукты, чай и шерсть.

(слайд) Песок, песок... И зелёные, цветущие оазисы, где живут люди. Это Туркмения. Улыбаются сегодня пустынные земли Туркмении. Туда пришла вода. Там, где был один горячий песок, цветут сады, белеет хлопчатник. И звонко на рассвете поют птицы. Поют они о том, что сады зелёные, виноградники розовые, а города красивые (слайд) Самый красивый из них Ашхабад – столица. Кроме Ашхабада, здесь много других городов. Одни города добывают нефть, другие – газ, серу, свинец и многое, многое другое.

(слайд) Ярко, весело, красиво в Узбекистане. Золотое солнце здесь совсем близко, прямо над головой. На полях зреет хлопок, из него делают белоснежную ткань, нежное масло, вкусные леденцы и многое другое. Но не только хлопок есть в Узбекистане. (слайд) Из шёлковых нитей, похожих на солнечные лучи, люди ткут здесь нежный и красивый материал – шёлк. Но чтобы росли хлопок и тутовые деревья, на которых шелковичные черви ткут свои коконы, очень нужна вода. Вода пришла на поля из каналов (слайд) Сейчас каналов много, самый большой из них – Ферганский.

(слайд) Крышей мира зовут в Таджикистане высокие горы. .. Памир. Огромные горы накрыты снежными шапками. А чем ниже спускаться по горе, тем теплее. Вначале травы, потом леса, арчовые рощи, заросли грецкого ореха. А совсем внизу – сочные фрукты и овощи. На лугах пасутся ангорские козочки. Ради счастья, счастья всех, всего народа трудятся и работают сегодня таджикские люди. Они трудятся на полях, в городах, на заводах, в шахтах, в рудниках. На полях они выращивают хлопок, в горах – шерсть, в шахтах и рудниках добывают уголь, свинец и другие металлы (слайд) Столица Таджикистана – город Душанбе.

(слайд) В Киргизии много гор, и все они уходят в небо. Но не за белыми облаками, не за голубыми звёздами идут вверх киргизы. Горы кормят овец. А овца даёт мясо, шкуру, шерсть. Вот поэтому летом, когда в предгорьях высыхает трава, пастухи уходят выше. На летние пастбища, вверх по горным тропам поднимаются отары овец. Спешат торопливые козы. И как всегда замыкают шествие стада коров. Здесь около облаков начинаются зелёные сочные луга. Трава здесь мягкая, а цветы необыкновенно ярки и красивы (слайд) А ещё в горах есть необыкновенное озеро Иссык-куль. Горы холодные, а озеро тёплое. Целый день в нём купаются люди. Что же ценится в Киргизии? Уголь, металл, ртуть, сурьма, шерсть. А самое ценное здесь, как и везде, люди.

(слайд) В Казахстане, в этой большой стране, всё большое. Большие горы – на их вершинах вечно спит снег. Большие реки и большие озёра. А ещё здесь большая зима и большое лето. Сколько здесь птиц! Смешные пеликаны с клювом-рюкзаком, величавые лебеди, горластые гуси, важные утки. Настоящий базар. И только одно существо здесь тихое – ондатра. Из меха ондатры получаются красивые мягкие воротники. Ондатр специально разводят. А ещё разводят овец. Овец пасут в степи. В Казахстане добывают уголь, медь, железную руду, в степях зреют хлеба.

(слайд) Беларусь – зелёная страна. Беларусь – леса, болота, болота и леса. После Великой Отечественной войны на месте многих белорусских городов лежали одни развалины. А сейчас! Широкие проспекты Минска – столицы Беларуси, Витебска, Гомеля. И везде, как зелёная рамка,- скверы, сады. Люди строят города и окружают их зеленью садов. Но Беларусь богата не только зеленью садов. Зелёными, непроходимыми лесами славится она (слайд) Беловежская Пуща – зелёная жемчужина Беларуси. Там большие деревья, глухие боры (слайд) Только здесь, в Беловежской Пуще сохранилось стадо диких быков – зубров. Зубры – очень сильные животные (слайд) Поэтому на радиаторах минских самосвалов стоят бронзовые зубры. Эти машины очень сильные. Они работают на самых больших стройках.

5. Беседа о России

Учитель: Россия – самая большая страна на всём белом свете. Ни одно государство в мире не имеет такой громадной территории и такой длинной границы...

Ученики: (слайд)

У самой границы, в секрете,
Я зоркую службу несу –
За каждый пригорок в ответе,
За каждую ёлку в лесу.
Укрытый густыми ветвями,
И слушаю я, и смотрю,
И сердцем с родными краями
В такие часы говорю. (слайд)
И всё мне становится ближе,
Как будто сквозь сумрак ночной
Я всю свою Родину вижу
И вся она рядом со мной.
Проходят, встают предо мною
Деревни, поля и леса,
И месяц над самой трубою,
И липа напротив крыльца;
Я вижу, как солнце выходит,
Как трактор идёт большаком
И как мальчуган на подводе
Бидоны везёт с молоком...
И ласточки крыльями машут,
И топится чья-нибудь печь...
И всё это – Родина наша, (слайд)
А Родину надо беречь. (слайд)
(М. Исаковский)

Учитель:

(слайд) Российское государство всегда было сильным, потому что все народы, населяющие Россию, дружили. До наших дней дошла древняя поговорка кочевников. (слайд) Они говорили так: “Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, и камень полетит по воздуху, как хмель” (слайд) Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Объединяются народы в группы и семьи по языку, на котором говорят. А все эти автономные страны составляют Российскую Федерацию...

6. Итог

Ученики: (слайд)

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал. (слайд)
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... (слайд) Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(К.Симонов)

Учитель: (слайд)

Напишите, какой вы хотите видеть нашу Родину?