Цели урока:
Обучающие:
- установление причинно-следственных связей между экономической ситуацией и развитием авторитарно-тоталитарных и либерально-демократических моделей общественного развития в 30-х гг. ХХ века;
- формирование у школьников самостоятельных оценочных выводов о характере реформ “нового курса” Ф.Рузвельта в США.
Развивающие:
- развитие критического мышления, умения видеть противоположные стороны одной и той же проблемы, выдвигать собственную версию;
- развитие умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным проблемам.
Воспитательные:
- формирование у учащихся ориентации на демократические ценности и неприятие форм социально – политической жизни, подавляющих личность и традиции гражданского общества:
- развитие умения анализа исторических фактов под новым углом зрения, их интеграции в систему личностного гуманитарного знания и социального опыта.
Оборудование: на доске – запись темы, эпиграф, план урока; раздаточные материалы: тесты, таблицы для заполнения, исторические документы, словари; компьютерные презентации, демонстрационный экран; компьютер
Литература:
- Загладин Н.В. “Всеобщая история ХХ век”, М., 2009г.
- Алексашкина Л.Н. “Мир в ХХ веке. Дополнительные материалы и практикум к учебникам по новейшей истории 9-11 классы”, М., 2000г.
- Сороко – Цюпа О.С. “Мир в ХХ веке”, М., 1998г.
- Сорока – Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. “Мир в ХХ веке. Методическое пособие 11 класс”, М.,2005 г.
- Стрелова О.Ю. “Уроки Новейшей истории, 9-11 классы”, М., 2006 год.
- Загладин Н.В., Ермакова И.А. “Всемирная история ХХ век. Материалы для учителя”, М., 2006 г.
- К.А. Соловьев “Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран”, М., “Вако”, 2007 г.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%FB%E9_%EA%F3%F0%F1_%D0%F3%E7%E2%E5%EB%FC%F2%E0
- http://www.law-students.net/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=316
- http://www.historicus.ru/rouzvelt
- a href="http://biofile.ru/his/28009.html">http://biofile.ru/his/28009.html
Ход урока
Презентация 1
Слайд №1
1. Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение темы “Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века”. Я прошу записать тему нашего сегодняшнего урока: “Новый курс Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?” Цель нашего занятия проанализировать модель развития американского общества в условиях кризиса и дать оценку “новому курсу”, предложенному президентом США Ф.Д. Рузвельтом: это был путь к тоталитаризму или дальнейшему расширению демократии?
2. Актуализация знаний учащихся:
Учитель: Международные отношения между 2 мировыми войнами подразделяются на 2 периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е годы. Чем отличаются эти периоды?
(Предполагаемые ответы учащихся:
- 1924 – 1929 гг. – “эра пацифизма”, стабилизация социально – экономических отношений, международной ситуации
- 1929 – 1939 гг.– обострение экономических и социальных противоречий, политическое противостояние, международная напряженность)
(ответ возникает на доске после ответа учащегося).
Слайд №2
Учитель: О первом периоде мы говорили на прошлом уроке. Почему он был назван “эрой пацифизма”? Была ли Версальско – Вашингтонская система идеальной системой международных отношений? (Предполагаемый ответ учащихся: наученные горьким опытом 1 Мировой войны, страны старались найти пути взаимного сближения и решать проблемы и конфликты мирным путем)
Слайд № 3
Учитель: В 1929 году эта “эра” закончилась, началось десятилетие, на протяжении которого мир неминуемо скатывался ко второй мировой войне. А толчком послужил мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году. Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации. Продолжительность кризиса была невиданной. Возникнув осенью 1929 г., он достиг пика своего развития лишь к середине 1932 г., но и после этого потребовалось два - три года, а в отдельных странах - и более продолжительный срок для возврата к докризисному уровню.
В каждой из развитых стран в это период встал вопрос о путях выхода из кризиса, это тем более актуально в наши дни, когда современное общество переживает похожие проблемы. И модели выхода из кризиса, продемонстрированные индустриальными странами, оказались различными.
Слайд №4
В условиях кризиса, страны продемонстрировали 2 модели развития общества в условиях кризиса.
- Страны, в которых были осуществлены экономические и социальные реформы (США, Великобритания, Франция)
- Страны в которых были установлены авторитарные и тоталитарные режимы (Италия, Германия, Восточная Европа)
Не видите ли вы определенной закономерности в предложенной схеме?
(Предполагаемые ответы учащихся: страны 1 эшелона – 2 эшелона, победители обиженные).
Слайд №5
Учитель: Почему же в конце 20 – хх годов в мире разразился столь мощный экономический кризис? Среди ниже перечисленных положений на слайде выберите те, которые, по вашему мнению, обусловили мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. В случае необходимости внесите в этот перечень дополнительные обстоятельства и аргументируйте свой ответ:
3. Новая тема
Слайд №6
1. США в годы Великой депрессии. Особенности мирового экономического кризиса в стране процветания.
Особенно остро протеал кризис в самой развитой и богатой стране мира? Об этом нам расскажут ваши одноклассники. Выступление учащихся. (Презентация 2. “Экономический кризис в США).
Учитель: Как вы думаете, чем отличался кризис 1929 – 1932 гг. от всех предыдущих?
(Предполагаемые ответы: 1) продолжительность, 2) глубина, 3) всеобщий характер).
Слайд №7
В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа демократической партии содержала в себе программу так называемого “нового курса” и, что немаловажно, обещание отменить “сухой закон”, действовавший тогда в США. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и всего лишь 59 выборщиков. Человек, победивший на выборах 1932 года – кандидат от демократической партии США – Ф.Д. Рузвельт. Давайте познакомимся с этим человеком.
Презентация №3 Франклин Делано Рузвель”. (Выступление учащихся.)
2. Программа Ф. Рузвельта “Новый курс”, её реализация в 1930-х гг.
Учитель: Что же предлагает Рузвельт американцам? Цель “нового курса” - вытащить страну из пропасти кризиса. Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи, которые стояли перед президентом.
(предполагаемые ответы учащихся:
Затем для проверки появляется слайд с задачами
“Нового курса”)
Слайд №8
Учитель: В новых условиях появилась теория социально ориентированной рыночной экономики, основы которой были заложены английским экономистом, лордом Джоном Мэйнардом Кейнсом. Его идеи многими воспринимались как социалистические, хотя сам Кейнс считал себя консерватором.
Слайд №9
Презентация №4 “Экономическая теория Джона Кейнса” (Выступления учащихся.)
Запись в тетрадях:
“Кейнсианская модель выхода из кризиса”
- Усиление роли государства в экономике
- Кейнсианская модель экономики – идеология социально ориентированного либерализма.
- Стимулирование потребительского спроса
- “Перегрев экономики”, “накачка спроса”, принцип “Стой! Иди!”
Учитель: Возникла идеология социально ориентированного либерализма, сочетавшая государственное регулирование экономикой с демократическими ценностями. Согласно ей большая роль государства в экономике не только не угрожает правам и свободам граждан, но, напротив, укрепляет их. Именно на основе этой теории Франклин Делано Рузвельт начинает проводить реформы в американском обществе.
Работа с документом. Приложение № 1.
По ходу работы с документом учащиеся заполняют таблицу (работа 15 мин.)
Реформы Ф. Рузвельта
Финансовые | Социальные | Экономические | Внешняя политика |
Далее учитель демонстрирует презентацию, по ходу которой учащиеся отвечают на вопросы, используя текст документа.
Презентация №5 “Реформы “нового курса”
Вопросы к документу:
Слайд №10
“Обычные” методы выхода из кризиса | Причины их неэффективности в 1920 – 1930 – е гг. |
1. Закрытие предприятий, сокращение объема производства, массовые увольнения рабочих | Пример предполагаемого ответа учащихся: Социальная обстановка была и так накалена, к тому же перед глазами был пример России, Германии и др. стран, в которых именно пренебрежение интересами рабочих привело к революциям и росту влияния коммунистических или фашистских партий. |
2. Политика поддержания цен на прежнем уровне | |
3. Протекционизм | |
4. Милитаризация экономики и внешняя экспансия | |
5. Внешние займы | |
6. Завоевание новых рынков сбыта |
Почему Рузвельт был вынужден пойти на этот шаг и не воспользовался “обычными методами”, которые “работали” ранее? Почему эти методы оказались неэффективными в условиях кризиса 1929–1932 гг?
3. Оценка результатов “нового курса”.
Слайд №11
Учитель: В 1930 – гг. Американцы высказывали весьма разноречивые мнения о “новом курсе” Ф.Рузвельта.
Известный публицист И.Ф. Стоун:
“Политику Рузвельта можно привести к единому знаменателю только на базе одной гипотезы...мистер Рузвельт намерен идти к фашизму”.
Партийный деятель М. Лернер:
“Логика, лежащая в основе нового курса, очевидна – во все возрастающей степени вырисовывается обнаженный кулак капиталистического государства”.
О некоторых появившихся тогда оценках упоминал в своим выступления и сам Ф.Рузвельт:
“Вы, видящие меня в первый раз, читали в газетах и слышали по радио, что я по меньшей мере людоед – сговариваюсь с коммунистами, уничтожаю богачей, разрушаю древние традиции...”
Вопросы:
- Как вы думаете, почему появились такие оценки курса Ф. Рузвельта? Чем вы объясните их значительный “разброс”, противоречивость?
- Что в мероприятиях “нового курса” было нетрадиционным для американцев, могло вызвать их настороженное отношение? Почему в упомянутых высказываниях проводятся аналогии: а) с фашизмом? б) с коммунизмом?
- Можно “Новый курс” расценивать как переход к социалистическому планированию? (Нет, т.к. поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка).
4. Закрепление
Слайд №12
Учитель: Особенно резко против “нового курса” выступали противники демократов – партия республиканцев. Чего же они боялись? Сам президент Ф. Рузвельт в 1933 году заявлял, что “в 1933 г. американский народ требовал не урезание демократии, а её расширения. Именно этого я и добился”. Но часть американского общества была совершенно другого мнения. Давайте попробуем составить логическую схему аргументов в пользу мнения Ф.Д. Рузвельта и такую же схему в пользу мнения его противников, обвинявших президента, что он пытается установить в стране социалистический строй и ведет страну к тоталитаризму.
Класс делится на 2 группы, каждая получает карточки, из которых должна выставить логическую схему.
1 группа: “Защитники “Нового курса” и кейнсианской программы демократической партии.
- поощрение покупательной способности населения
- право на самоорганизацию работающих по найму и их право на заключение коллективных договоров об оплате и условиях труда
- увеличение заработной плат
- расширение социальных выплат
- рост благосостояния населения
- увеличение спроса
- рост производства и деловой активности создание новых рабочих мест
- уменьшение безработицы (один из предложенных элементов лишний)
- Расширение государственного регулирования экономических и социальных процессов регулирование конкуренции
2 группа “Критики “Нового курса” - представители консервативной программы республиканской партии”
- увеличение налогов
- снижение деловой активности и уменьшение инвестиций
- сокращение производства
- рост безработицы
- уменьшение благосостояния населения
- расширение социальных выплат
- увеличение дефицита госбюджета
- инфляция
- падение покупательной способности населения
- уменьшение благосостояния населения
(Затем обе группы демонстрируют свои логический схемы)
Итог урока:
Учитель: Реформы "нового курса" относительно быстро вывели американскую экономику из кризиса, хотя и не придали ее развитию того ускорения, на которое рассчитывали их творцы. Главным же итогом "нового курса" стало укрепление роли государства во всех областях жизни США.
Как вы считаете, реформы Ф.Д. Рузвельта действительно вели страну к тоталитарному режиму или способствовали дальнейшему расширению демократии?
(Предполагаемый вывод учащихся: Усиление роли государства во всех областях жизни США осуществлялось не для подавления прав личности, как в странах с диктаторскими режимами, а ради расширения этих прав. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса. При проведении политики “Нового курса” правительством Рузвельта была проявлена гибкость и маневренность учтены интересы различных слоев населения и сделаны уступки трудящимся).
Учитель: Возможно поэтому, сам президент США Ф.Д. Рузвельт называл свою политику “Новым курсом” для забытого человека. И история подтвердила правильность его программы. Ведь сейчас одной из основных задач государств является создание СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА, в котором достойный уровень жизни будет обеспечен всем гражданам. И это ни в коей мере не противоречит принципам демократического государства.
5. Домашнее задание
Параграф 10, №3 – стр. 99 – письменно.
Выставление оценок