Место урока в общей теме:
Общая тема "Положительные и отрицательные числа"
Это 1 урок по теме "Координаты"
- учащиеся знают определения положительных и отрицательных чисел
- учащиеся знают понятие координатной прямой
- умеют определять координаты точек координатной прямой
- умеют отмечать точки на координатной прямой по заданным координатам
Цели урока:
1) образовательные:
- ввести понятие координат
- ввести понятие системы координат, координатных осей и координатной плоскости
- ввести понятие координат точки: абсциссы и ординаты
- научить определять координаты точек
- научить отмечать точки на координатной плоскости по заданным ее координатам
- закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений
2) развивающие:
- создать у учащихся положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий
- развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся
- помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями
- развивать умение применять полученные знания в конкретной ситуации
- развивать логическое мышление, память, самостоятельность
3) воспитывающие:
- воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания не только по математике, но и в других областях школьных знаний
- развитие интереса к изучению математики
- расширить умственный кругозор учащихся, помочь школьникам лучше понять роль математики в истории общества
- воспитание дисциплинированности, организованности
Тип урока: урок усвоения новых знаний
В соответствие с типом урока выбраны следующие этапы урока
- организационный момент
- актуализация
- подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
- усвоение нового материала
- упражнения на понимание
- обобщение и систематизация знаний
- подведение итогов урока
- оглашение домашнего задания
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Постановка пред учащимися долговременных целей по теме и задач по уроку.
II. Устная работа
Направлена на подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Координаты в жизненных ситуациях используются очень широко.
1. Привести примеры того, как в жизни используются координаты.
2. Предложить учащимся на основе рассмотренных примеров дать понятие координат.
III. Изучение нового материала.
1. Ввести понятие системы координат и координатной плоскости.
Учащимся предлагается рассмотреть рисунок и рассказать, что на нем изображено или ответить на вопросы.
- Можно ли утверждать, что на рисунке изображены координатные прямые? Почему?
- Под каким углом расположены эти прямые к друг другу?
- Охарактеризовать точку пересечения этих прямых.
- Что напоминает запись ? Чем она отличается от записи координаты точки на координатной прямой?
- Под каким углом из точки А проведены стрелки к координатным прямым и ?
- Какая связь между точками координатных прямых, на которые указывают стрелки, и записью ?
Выслушать ответы учащихся. Сделать выводы и ввести понятие системы координат, координатных осей, координатной плоскости, координат точки.
Координаты точки – пара чисел, по которым определяется положение точки на плоскости, где на первом месте стоит абсцисса, а на втором - ордината этой точки.
2. Ввести правило позволяющее определять координаты указанных точек.
Учащимся предлагается рассмотреть рисунок и определить координаты отмеченных точек.
Попросить учащихся сформулировать правило, позволяющее определить координаты точки. Повторить его.
Чтобы определить координаты точки - надо из точки опустить перпендикуляры на координатные оси и определить, какому числу координатной оси соответствует основание перпендикуляра.
Для закрепления этого правила учащимся предлагается самостоятельно определить координаты отмеченных точек координатной плоскости, изображенных на экране. А затем проверить свое решение с тем, что на экране.
3. Определение положения точки на координатной плоскости по известным координатам.
Учащимся дается точка с заданными координатами. Задание – по известным координатам определить положение точки на координатной плоскости.
Сформулировать правило, позволяющее определять положение точки на координатной плоскости.
Чтобы определить положение точки на координатной плоскости – надо провести прямые, перпендикулярные осям, и найти точку их пересечения.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Учащимся предлагается построить координатную плоскость в тетрадях и отметить точки с указанными координатами, с последующей проверкой.
2. Резервное задание. Найти площадь прямоугольника, если известны координаты его вершин.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- С какими понятиями познакомились?
- Какие правила сегодня изучили?
VI. Домашнее задание.
Практическое задание: начертить на листе бумаги в клетку систему координат, взяв единичные отрезок длиной 1 см (две тетрадные клетки). Отметить произвольно десять точек, не указывая их координаты.