“Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, которая зависит от сформированности у школьников отношения к внешнему миру, труду, образу жизни, и формируется она в процессе разных видов деятельности, и, прежде всего, учения”.
Учебный труд – это основа для дальнейшего развития личности. Научиться получать знания, умение их применить при решении конкретных задач – это средство развития ученика.
Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных проблем педагогики. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание личности образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию и т.д. Но подходы в достижении этой цели разные.
Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или увеличение объема знаний, сообщаемого ученикам.
Интенсивный путь основывается на субъективной, личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения. Этот путь не так уж нов – развивающее обучение “по Эльконину”, “по Давыдову” в начальном звене. Однако среднее и старшее звенья еще не имеют подобных отработанных программ. И как следствие, познавательная активность рассматривается как результат внедрения тех или иных приемов обучения, а не как форма самоорганизации учения.
Традиционно сложившаяся система обучения ставит обучающегося в пассивную, принимающую позицию в учебном процессе. Эта позиция чревата отсутствием активного, инициирующего начала, отказом действовать в нестандартной ситуации. В то время как учитель, активно воздействующий на ученика, является основным организатором учебно-познавательного процесса.
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность – это форма самоорганизации и самореализации обучающегося; с другой же стороны – познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося.
Шамова Т.И. трактует активность в учении как “не просто деятельностное состояние школьника, а …качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизировать свои нравственно – волевые усилия на достижение учебно–познавательной цели”.
Познавательная активность рассматривается преимущественно как характеристика ученика – субъекта познавательной деятельности. Отсюда и обязательные волевые усилия как проявление активной позиции в учебном процессе. Ученик, обладающий волевой познавательной активностью, характеризуется осознанным интересом к одному или нескольким учебным дисциплинам, умением соподчинять учебные мотивы, сознательностью и самостоятельностью в решении учебных задач. Но волевые процессы присущи, прежде всего, личности с достаточно сформированным уровнем сознания. Педагогу необходимо учитывать тот факт, что в разные возрастные периоды доля эмоционального, интеллектуального и волевого участия в познавательной активности будет различна. Если для старшеклассника активность заключается в интеллектуальной и волевой сторонах, то для младших школьников активность характеризуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя.
В таком случае можно говорить не только о двух видах познавательной активности, но и о различных уровнях познавательной активности в учебной деятельности.
- Традиционно выделяют три уровня познавательной активности:
- Относительная активность;
- Привычно-исполнительская активность;
- Творческая активность.
- Обучающиеся, находящиеся на том или ином уровне познавательной активности, характеризуются следующим образом:
1. Относительно активный уровень.
Обучающиеся, которые могут быть отнесены к данному уровню, отличаются заинтересованностью и активностью только в определенных ситуациях, что, как правило, обусловлено темой (содержанием) урока или приемами преподавания. Активность учеников данной группы зависит от эмоциональной привлекательности учебных ситуаций. Однако в ходе обычного, рутинного урока активное отношение снижается, не подкрепляемое волевыми или интеллектуальными усилиями обучающихся.
Во время урока такие ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; они легко подключаются к новому виду работы, однако при первых затруднениях испытывают разочарование и бросают ее или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работу по образцам. Такое отношение влияет и на степень самостоятельности ученика: предпочтение отдается репродуктивным видам работы. Что касается собственного активного отношения к изучаемому материалу, то эти проявления носят эпизодический характер, поскольку любая активность предполагает определенный уровень владения учебными навыками и знаниями, в то время как у обучающихся с этим уровнем активности они не имеют системного характера.
2. Исполнительный активный уровень познавательной активности.
Обучающиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Именно на данную категорию обучающихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно они выручают учителя в трудных учебных ситуациях. Главный плюс этих детей – в стабильности и постоянстве: они не берут наскоком, но знания их, тем не менее, прочные и основательные. Активность учеников этого уровня обусловлена внутренней работой – работой мысли.
3. Творческий уровень.
Творчество – это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчеству, как любому другому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность от остальных видов такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Позиция ученика характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения. Это не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ.
При данном разделении речь идет об избирательной позиции обучающегося, который систематически демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Однако для обучающихся характерна разная степень или интенсивность в активном познании. В учебном процессе нужно учитывать позиции школьника, который пассивно “принимает знания”, а также позицию обучающегося, чья активность время от времени “включается” в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему, придерживаясь трехуровневого разделения, необходимо еще выделить нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением.
4. Нулевой уровень познавательной активности.
Обучающиеся с данным уровнем найдутся в любом классе. Они не отличаются негативным отношением, агрессией, им не свойственен демонстративный отказ от учебной деятельности.
Как правило, они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти дети не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу; не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии самостоятельно решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать ее решение. Такие ученики обычно имеют невысокие оценки по основным учебным дисциплинам, вот почему уже изначально они лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.
Одним из способов разрешения проблемы познавательной активности является использование в работе учителя технологии уровневого обучения. Уровневая дифференциация обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации имеется проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех учащихся на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что для многих он часто недостижим. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации. А обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Исходные научные идеи:
- Уровневое обучение представляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные.
- Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
- В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый, который задает нижнюю границу качественного образования с позиции требований общества и государства; это реальная опора для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки; ориентация на этот уровень позволяет ученику перераспределить усилия и время с учетом своих интересов и склонностей), программный и усложненный (продвинутый).
- Чтобы технология уровневого обучения была
эффективной, необходимо ориентироваться на
особенности субъектного опыта школьников:
- особенности личностно-смысловой сферы;
- особенности психического развития (особенности памяти, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др.);
- уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Использование технологии уровневого обучения предполагает владение учителем методикой уровневого контроля.
Выделение в контроле двух принципиальных этапов имеет целый ряд позитивных следствий. С одной стороны, это дает возможность получать объективную информацию о состоянии знаний и умений обучающихся и на этой основе мотивированно управлять учебным процессом. С другой стороны, это обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения.
Каким же образом можно реализовать все выше сказанное и дать возможность ученику выбрать свой собственный путь развития?
Система работы заключается в следующем:
- Рассматривается теория в виде типовых задач.
- Работа с типовыми заданиями (как в классе, так и дома). У учеников в это время есть возможность самостоятельно изучить все тонкости рассматриваемой темы, и даже комбинированные задачи, предлагаемые учебником в качестве образца.
- Самостоятельная работа 1 уровня. Каждый ученик работает по своей карточке с типовыми заданиями. В эту карточку также входит и дополнительное “продвинутое” задание. Это не обязательно сложная задача, но имеющая элемент новизны. Такая работа не просто проверяется учителем на “зачет-незачет”. Но и позволяет, благодаря дополнительному заданию, диагностировать дальнейшее продвижение ученика и его интерес к данной теме.
- Работа с комбинированными заданиями.
- Самостоятельная работа 2 уровня, но для тех учеников, которые получили “зачет” по работе 1 уровня. Для остальных учащихся учитель проводит обзор типовых заданий, и они вновь получают самостоятельную работу 1 уровня.
- Самостоятельная работа 3 уровня для учеников, преодолевших 2 уровень. Это творческие задания, базирующиеся на комбинированных задачах, и решаются детьми самостоятельно. Для учеников, освоивших 1 уровень, есть возможность перейти на 2 уровень. Кто-то из учеников задерживается на 2 уровне или снова “спускается” на 1 уровень в силу своих способностей и интересов. А для учеников, снова получивших “незачет”, проводится консультация и предлагается работа 1 уровня.
- Если есть возможность (зависит от количества часов и уровня подготовки класса), то можно, объединив учеников в мини-группу, рассмотреть задания высокого уровня сложности.
- Если же таких возможностей нет, то после урока-консультации можно проводить контрольную работу.
Подготовка учителя при такой системе работы заключается в следующем:
- Распределение часов, отведенных программой на тему, по этапам работы (возможно выделение резерва).
- Выделение типовых заданий и заданий 2-3 уровней.
- Подготовка многовариантных карточек с заданиями по уровням.
- Выделение заданий на итоговый контроль.
ЛИТЕРАТУРА
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001. – 384 с.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
- Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Л.О.Денищева, Л.В.Кузнецова, И.А.Лурье и др. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил.- (Библиотека учителя математики).
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии /Учебно– методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. –224 с.
- Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск: Институт повышения квалификации научно-педагогических кадров МП “Квалификация”, Карельский научно-методический центр повышения квалификации педагогических кадров, кафедра практической психологии и педагогики, 1992. – 180 с.
- Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К.Марковой. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.