Цель: формирование умения составлять формулы и применения их при решении задач.
Учащиеся владеют УУД.
Предметные: умение составлять формулу пути, самостоятельно решать задачи на нахождение скорости, пути и времени.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, использовать знаково – символические средства.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.
Личностные: умение осуществлять самооценку.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, сканер, экран, карточки с задачами.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Прозвенел заливистый звонок
Мы начинаем наш урок.
Здравствуйте ребята, посмотрите на (Cлайд 1) и скажите, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Cлайд 1. Приложение
Правильно, о скорости, пути и времени.
Учитель: Какая величина лишняя 80 км/ч, 600 м/с, 240 км, 350 м/мин.?
Cлайд 2
Ученики: 240 км - это путь или расстояние, все остальные выражают скорость.
Учитель: Давайте вспомним, как они связаны между собой? Как найти расстояние, зная скорость и время.
Ученики: Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.
Учитель: Какой буквой обозначают расстояние, скорость, время?
Учитель: Верно, буквами латинского алфавита: S – путь или расстояние, v – скорость, t - время. Давайте попробуем записать с помощью этих букв правило, о котором мы говорили. Ученик на доске составляет правило нахождения пути: S = vt - эту запись называют формулой пути. Эта формула справедлива только для случаев, когда движение было с постоянной, т.е. с не изменой скоростью.
Cлайд 3
Молодцы ребята, вы все прекрасно знаете. Это и есть тема нашего урока:
Формула пути.
Cлайд 4
Запишите тему урока в своих тетрадях. Но сегодня мы с вами еще и повторим правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
Учитель: Посмотрите на (Cлайд 5) найдите скорость.
Cлайд 5
Сформулируйте правило вычисления скорости.
Ученик: Чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время, составляет на доске формулу.
Учитель: Посмотрите на Cлайд 6
Cлайд 6
Сколько времени потратит Петя, чтобы перейти дорогу?
Сформулируйте правило вычисления времени.
Ученик: 6с, чтобы найти время нужно расстояние разделить на скорость, ученик составляет на доске формулу.
Учитель: А теперь расскажите Пете, как безопасно перейти дорогу, ведь там нет пешеходного перехода?
Cлайд 7
Ученик: читает стихотворение Виктора Верёвки (заранее приготовить дома).
Я в деревню этим летом
Ездил на машине с дедом.
На дороге здесь порой
Нет разметки никакой.
Ну и как тогда нам быть?
Как её переходить?
Если нет машин, то можно.
Только очень осторожно:
Влево - вправо посмотреть.
Не бежать и не лететь!
И без лишней суеты
Перейдёшь дорогу ты!
Учитель: Молодцы ребята, как связаны между собой скорость, расстояние и время вы знаете. Как вы думаете, нужны ли нам умения решать задачи на движение?
Ученики: Да, чтобы не опаздывать на занятия, чтобы спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы спланировать путешествие, чтобы не было аварий и т.д.
Стук в дверь. Входит инспектор ГИБДД (старшеклассник, одетый в форму работника ГИБДД, заранее подготовленный)
Cлайд 8
Здравствуйте ребята! Меня зовут Алексей Иванович, старший инспектор ГИБДД. Я узнал, что сегодня на уроке вы будете решать задачи на движение. Каждый из нас ежедневно переходит улицу или дорогу, пользуется личным или общественным транспортом. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое нарушение правил безопасного движения может привести к ДТП. Я пришел к вам со своими задачами и вопросами.
3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задача 1. На каникулах 5 “а” класс выехал на экскурсию из Тюмени в Екатеринбург. Автобус движется со скоростью 80 км/ч. Расстояние между городами 400 км? Через сколько часов ребята увидят “столицу” Урала? (Устно)
Вопрос: Успеет ли водитель вовремя остановить машину, если на расстоянии 3 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик вашей гимназии?
Cлайд 10
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Задача 2. Мотоциклист едет со скоростью 60 км/ч, а скорость велосипедиста в 6 раз меньше. На сколько км/ч скорость велосипедиста меньше скорости мотоциклиста? (Устно)
Слайд 11
Вопрос: С какого возраста можно ездить на мотоцикле по улицам и дорогам? (16 лет)
Cлайд 12
Задача 3. Вася торопится в гимназию, ему нужно перейти дорогу шириной в 15 метров. Зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью должен идти Вася с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
Ученики решают задачу в тетрадях самостоятельно. Один из учеников комментирует свое решение, остальные проверяют. (75 см/с)
Вопрос: Ребята, какие правила вы должны соблюдать при переходе улицы? Почему улицу надо переходить кратчайшим путем?
Cлайд 13
Ученики: На короткий путь тратится меньше времени, т.е. люди быстрее перейдут дорогу.
Задача 4. По дороге навстречу друг другу движутся мотоциклист и велосипедист. Сейчас расстояние между ними равно 224 км. Скорость мотоциклиста 45 км/ч, скорость велосипедиста 16 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? Можете ли вы ездить на заднем сидении мотоцикла?
Cлайд 14
Ученики: Нет, можно только с 12 лет.
Ученики работают в парах, затем сканируется решение одного из учеников и выводится на экран.
Задача 5. С автовокзала в противоположных направлениях выехали два автобуса со скоростями 70 км/ч и 80 км/ч. Определите скорость удаления автобусов.
Cлайд 15
Ученики работают в парах, затем сканируется решение одного из учеников, остальные проверяют свои решения.
Инспектор ГИБДД: Спасибо ребята. Вы действительно хорошо знаете правила безопасного поведения на дорогах и умеете решать задачи на движение. Молодцы! Помните!
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их помнить вам не мешало.
А сейчас я вынужден вас покинуть. Я оставляю вам сборник задач по основам безопасности дорожного движения и памятки безопасного поведения на улице. До свидания.
Cлайд 16
Ученики: До свидания.
4. Физкультминутка: (ученики выполняют движения под стихотворение)
Встали все, едем домой
Руль, четыре колеса
Да дороги полоса,
Ветер дует мне в стекло.
Мне сегодня повезло.
Мы задач решили много,
Хороша была дорога!
Учитель: Садитесь, молодцы!
5. Закрепление полученных знаний при помощи задач (самостоятельная работа).
Учитель: Ребята предлагаю решить задачи из сборника задач по основам безопасности дорожного движения. Работать будем в группах, их пять.
1. Заполнить таблицу и ответить на вопросы
Вид транспорта | Скорость | Время | Расстояние |
“Волга” | 100 км/ч | 3 ч | |
автобус | 90 км/ч | 4 ч | |
“Москвич” | 2ч | 160 км | |
Самолет ИЛ - 96 | 6 ч | 5400 км | |
Пчела | 60 км/ч | 180 км |
- На сколько км/ч скорость “Волги” меньше скорости пчелы?
- Во сколько раз скорость автобуса меньше скорости самолета?
- Какие виды транспорта вы знаете?
2. Решить задачу по схеме:
3. От города до посёлка велосипедист добирается за 2 часа, а обратно той же дорогой за 3 часа. Расстояние между городом и посёлком равно 36 км. На сколько километров в час скорость велосипедиста на обратном пути меньше? С какого возраста можно ездить на велосипеде?
4. Расстояние между двумя городами 600 км. Навстречу друг другу из этих городов вышли одновременно две машины. Одна имеет скорость 60 км/ч, а другая – 40 км/ч. Чему равно расстояние между машинами через t часов после выезда? Запишите ответ в виде формулы и упростите ее. Какой смысл имеет число 100 в получившейся формуле?
5. Хозяин догоняет свою собаку. Бежит он со скоростью 97 см/мин., а скорость собаки 130 см/мин. Сейчас расстояние между ними 198 см. Чему будет равно расстояние между ними через t минут? Запишите ответ в виде формулы и упростите ее. Какой смысл имеет число 33 в получившейся формуле? Через сколько минут хозяин догонит свою собаку?
Проверка самостоятельной работы: Предлагается ученику одной из групп показать решение задачи, например №5, ученику из следующей группы решение задачи № 3 и т.д.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы! А что вам понравилось на уроке? Какие задачи вы решали? Какие формулы применяли? К каким задачам еще стоит вернуться? Выставление оценок, вручение памяток каждому ученику от инспектора ГИБДД (Cлайд 16)
7. Домашнее задание: п. 17, №683, составить 3 задачи: на движение “вдогонку”, “навстречу” и “на удаление”.