«Дидактические карточки – задания по географии Краснодарского края. Природа». 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Успехи в работе каждого учителя определяются, прежде всего, педагогическим мастерством и способностью донести до сознания каждого ученика тот объем научной информации, который определен программой, а также научить школьников разбираться в сложной взаимосвязи явлений и событий, применять полученные знания для выполнения практических работ.

Проверка знаний учащихся – это та движущая сила, которая в итоге направлена на повышение уровня педагогической деятельности учителя.

Существует много форм и методов проверки знаний, которые я применяю в своей педагогической деятельности. В данной статье хочу поделиться опытом проверки и учета знаний с использованием дидактических карточек – заданий по географии Краснодарского края. Основное внимание при составлении карточек – заданий обращаю на содержание вопросов, их количество, степень трудности. Вопросы строятся так, что ответы на них основаны на привитии обучающимся навыков использования метода сравнения, потому что сравнение необходимо как для формирования общих географических закономерностей, так и для формирования мировоззрения. Вопросы неодинаковы по сложности и охвату материала, поэтому при раздаче карточек соблюдается принцип учета индивидуальных способностей учащихся, их умения выражать свои мысли, а также общей географической подготовки по географии Краснодарского края. Не все школьники обладают одинаковым видом памяти и умениями выражать свои знания. Применяю принцип учета индивидуальных особенностей учащихся при условии дифференцированного подхода к ним. В каждом классе есть учащиеся, которые в силу своего развития и замедленного мышления не имеют достаточных навыков выявления характерных черт сходства и различия изучаемых объектов, явлений и событий, поэтому эти школьники нуждаются в похвале пусть даже за незначительные успехи в учебной работе.

Основные вопросы для письменных ответов по географии Краснодарского края составлены так, чтоб не дублировать вопросы, подготовленные для устного опроса. Такой принцип формулирования вопросов имеет определенные положительные моменты. Это дает возможность при анализе устных и письменных ответов делать выводы о степени усвоения, видеть пробелы в знаниях отдельных учеников.

Большое внимание уделяю и времени, отведенному для выполнения письменной работы, это, конечно, приучает учащихся точно укладываться в рамки этого этапа урока. Выполнение заданий, согласно установленного времени, приучает школьников рационально работать при опросе, излагать мысли четко и кратко, соблюдать общий ритм урока.

Содержание дидактических карточек- заданий по географии Краснодарского края направлено на повышение интереса учащихся к географии своей малой Родины, активизацию познавательной деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы. Дидактические карточки – задания имеют не только контролирующую, но и обучающую функцию. Карточку – задание, которую по традиции использую, как контрольное задание, могу предложить учащемуся на уроке в качестве индивидуального задания. Если обучающийся “не блещет” учебными успехами, предлагаю ему выполнение дидактической карточки – задания с использованием текста учебника и карт в рабочей тетради, дополнительного материала по краю, чтобы учащийся нашел ответ и обнаружил в пройденном материале то, что не заметил при недостаточной подготовке к уроку.

Отработка знаний по темам географии Краснодарского края проводится и с помощью дидактических карточек – заданий на печатной основе, а также с использованием интерактивной доски при опросе по пройденному материалу, и при закреплении изученного материала. В процессе изучения нового материала возникают вопросы, обращенные к мыслительной деятельности учащихся, в выявлении причинно-следственных связей, сравнении изучаемого материала с ранее пройденным.

Дидактический материал необходимо применять систематически, тогда он обеспечит прочное усвоение знаний изучаемого учебного материала.

Проверка знаний сопровождается их учетом, которая приучает школьников к мысли, что учебная деятельность каждого из них учитывается.

В течение нескольких лет веду рабочий журнал, в котором выставляю оценки за устные, письменные ответы, работы на контурных картах. Это облегчает работу при планировании своей деятельности со слабоуспевающими учащимися, выявляет пробелы в знаниях тем по географии Краснодарского края, помогает спланировать формы и методы проверки знаний.

Дидактические карточки – задания по географии Краснодарского края (Природа – 8 класс) предназначены для использования как непосредственно на уроках географии, так и в качестве материалов для домашних заданий. Карточки – задания составлены в соответствии с учебником И.А.Терской, А.В.Терского, Д.А.Терского “География Краснодарского края. Природа. Экономика” 8-9 классы. (Приложение 1)

Список литературы

1. В.М.Смирнова “Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира” М.: “Просвещение”, “Учебная литература”. 1996 г.

2. И.И.Баринова “Дидактические карточки-задания по географии” к учебнику И.И.Бариновой “География России. Природа. 8 класс”. М.: Издательство “Экзамен”. 2006 г.