Цели: cтимулировать интерес:
- к содержанию и героям волшебной сказки;
- к определению признаков и особенностей волшебной сказке;
Актуализировать знания:
- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.
Актуализировать умение:
- работать с текстом сказки.
Научить:
- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;
- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Наименование оборудования и материалов | Количество |
Компьютер | 1 |
Проектор | 1 |
Интерактивная доска или аудиторная магнитная | 1 |
Мультимедийная презентация | 1 |
Рабочие листы | 5 |
Ватман | 1 |
Ход занятия
1 этап. Организационный момент
Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!
- С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка, пословица…..)
В руках учителя “сундучок знаний”, из которого достаются названия-карточки. (…….)
На доске вывешиваются таблица “произведений устного народного творчества” и заполняется по мере их названия. (Приложение 1. Приложения)
- Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку.
- “Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”.
- Определите, о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? (О сказке)
- Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация
- Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица “Виды сказок”. Заполняется по мере их названия.
(Приложение 2)
- Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”). (Приложение 3)
- Как называется эта сказка?
- Определите, к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? (О животных)
- Докажите свой ответ. (Животные – действующие лица, цепевидность - повторение эпизода, стихотворные песенки, воспроизведение одного и того же действия).
- Послушайте еще один отрывок. (“Каша из топора”). (Приложение 4)
- Как называется эта сказка?
- К какому виду сказок она относится? (Бытовые).
- Докажите. (Реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).
- Послушайте еще один отрывок.
- Как называется эта сказка? (“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)
- А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые записываются на листы-тучки и вывешиваются на доску).
- Почему получились разные гипотезы? (Не хватает фактов)
- Что мы не знаем? (Признаки и особенности волшебной сказки).
- На какой вопрос урока будем искать ответ? (Учащиеся опираются на “ключи-помощники”, формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)
- Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.
- Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?
- Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой “Царевна-лягушка”.
2 этап. Основная часть
- Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.
(Приложение 7)
- Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.
- На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы, группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.
Физкультминутка. Слайд 3
3 этап. Защита работ
- Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные сказки”. (Приложение 8)
1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа
4 этап. Обобщение
- Наведем порядок. Факты, полученные детьми ,вывешиваются и озвучиваются под понятием “Волшебные сказки”.
- Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. “Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка?”.
- Вывешивается лист бумаги, на котором записывается учителем обобщение, сформулированное детьми.
“Волшебная сказка - это сказка, в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения”.
- Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?
5 этап. Подведение итогов
- Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема “Сказка”.
- Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.
(Сказка,
Волшебная, загадочная,
Рассказывает, завораживает, поучает,
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
- Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся перечисляют признаки и особенности волшебной сказки, подводя итог урока.
6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”
Учитель раздаёт заранее изготовленные из бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов: красные - ничего не усвоил, зеленые - понял, не до конца, желтые - все понятно, все усвоил. Каждый школьник выбирает тот предмет, какое настроение – отношение он получил от урока, вывешивает “стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут озвучить своё мнение. (Приложение 9).
7 этап. (Домашнее задание)
Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист “Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).