«Формирование диалогической речи учащихся с недостатками слуха на первоначальном этапе обучения». 1-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1


1.Введение. Проблема формирования диалогической речи у слабослышащих детей подготовительного, 1 классов

Ребёнку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам,  но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым… Немаловажную роль при этом играет и «техника общения» – приёмы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнёра, готовность к общению, умение поддержать беседу, вести диалог. Для полноценного общения ребёнку со сверстниками и взрослыми нужна развитая диалогическая речь. Поэтому особое значение приобретают первые контакты ребёнка со взрослыми и детьми, добрые взаимоотношения со сверстниками. Всё это возможно при хорошо развитой диалогической речи, которая требует специальной подготовки.

Современной логопедией признаётся, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребёнка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Но на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей: педагог занимает активную позицию, а ребёнок пассивную, что может неблагоприятно отразиться на качестве его социальной адаптации. Создание условий для формирования активной позиции ребёнка предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов  обучения, стимулирующих проявление речевой инициативы в процессе обучения.

В связи с отмечаемым повышением потребности общества в возрождении культуры ведения диалога проблема вопросительных высказываний приобретает междисциплинарный характер. Владение технологиями общения рассматривается как необходимое условие социальной и профессиональной успешности. Только овладение в полной мере словесной речью и расширение на этой основе коммуникативных и познавательных возможностей слабослышащего ребёнка будет способствовать включению его в общество слышащих, позволит ему перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, окажет глубокое влияние на становление всех его личностных качеств. Поэтому формирование словесной речи

(диалогической) – одно из главных условий компенсации дефекта слуха у слабослышащего ребёнка, поступающего в школу, и основная задача всего учебно-воспитательного процесса, в особенности на первом этапе – в подготовительном классе, где обучаются дети, не располагающие речевой и познавательной готовностью к обучению в 1 классе, а также дети шестилетнего возраста.

Перед учителем стоит задача обеспечить не только усвоение значений слов, обозначающих конкретные примеры, действия, признаки предметов, но и постоянные накопления слов с абстрактными значениями. Именно поэтому, работа над речью органично входит в каждый урок не только языку, но и всем другим учебным предметам.
Обучение диалогической речи в специальной школе происходит, прежде всего, на уроках развития речи, где на основе овладения типичными формами диалогического стимулирования и реагирования у учащихся формируется умение участвовать в словесной коммуникации. В связи с этим задача педагога состоит в том, чтобы развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.

Я предприняла попытку проанализировать используемую мною на практике систему обучению диалогической речи. Я попыталась представить различные варианты методических технологий, используемых в практике обучения диалогической речи.

1.1Характеристика диалогической речи

Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. В лингвистике единицей диалога считают не реплику, а соединение реплик, определяемое как диалогическое единство. По количеству речевых действий( реплик) диалогические единства могут быть двучленными ( состоящими из 2 реплик) и многочленными.

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает последовательно включать в диалоги такие структуры:

  • Вопрос – ответ (– Где ты гулял? – В парке.)
  • Сообщение – вопрос – ответ (– Я гулял в парке. – С кем? – С братом.)
  • Сообщение – сообщение (–Я был в музее.– Я тоже)
  • Побуждение к действию– вопрос – ответ(– Пойдём в кино.–На какой сеанс? – На 12 часов)

Первые два типа диалога включаются в работу в 1-2 классах, третий, четвёртый – в 3 классе. Данная классификация диалогических единств предназначена для педагога. На её основе учитель помогает ученикам развернуть диалог того или другого варианта в зависимости от ситуации.

При обучению различным видам диалога решаются три большие группы задач: образовательно – познавательные, воспитательные, коррекционно- развивающие.
К образовательно – познавательным задачам можно отнести:

Уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире;

  • Развитие навыков устной речи школьников.

К воспитательным задачам относятся:

  • Разностороннее развитие личности через опосредованное воздействие художественной литературы;
  • Формирование умений сопереживать, раскрывать личностное отношение к описываемым фактам; критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей.

К коррекционно – развивающим задачам можно отнести:

  • Обогащение словарного запаса школьников, уточнение значение слов, преодаление агграматизмов и недостатков произношения;
  • Создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;
  • Развитие слухового восприятия путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;
  • Развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных умений.

Обозначенные три группы задач решаются на уроках взаимосвязано, с учётом специфики рабочего материала и этапа его изучения в соответствующем классе.

1.2. Технологии обучения слабослышащих детей диалогу в школьной теории и практики

Ознакомление с современной педагогической литературой показало, что проблема развития диалогической речи актуальна и наши дни и всесторонне изучается. Наиболее актуальной в современной лингводидактике является проблема овладения единицами , функционирующими в диалогической речи. Существуют два основных подхода в решении этой проблемы.
При индуктивном подходе обучение начинается с овладения отдельными элементами диалогической речи, а затем учащихся подводят к целому, т.е. самостоятельно сочетать усвоенные элементы в целом диалоге.

При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалога – образца, являющегося структурно – интонационным эталоном для построения ему подобных. Каждый такой диалог – образец представляет собой микроречь, потенциальную речь в миниатюре, в которой находят своё воплощение основные особенности диалога.

Весь курс школьного обучения слабослышащих детей делиться на 4 основных периода. Мы рассмотрим первоначальный период – подготовительный, второй период обучения – 1 класс.

Программой для подготовительного класса определяется следующее:

Обучение грамоте – основной задачей обучения грамоте является развитие речи у учащихся навыков разговорной речи и подготовка их к систематическому обучению грамоте в 1 классе.
Для активизации  навыков устной речи, обогащения словарного запаса детям предлагаются таблички со словесным обозначением названия предметов, действий признаков.
Развитие речи – накопление словаря и овладение первоначальными навыками и умениями связного высказывания в условиях речевого общения.
Математика – обучение математике связано с формированием речи и развитием мышления учащихся. Важную роль здесь играет преимущественное  использование наглядных методов обучения: манипулирование предметами, практическая деятельность детей, дидактические игры, наблюдения и экскурсии.
Ознакомление с окружающим миром – знакомство с окружающим миром помогает формировать у детей практические речевые навыки, накапливать словарный запас, успешно овладевать связной речью.
Предметно-практическое обучение – в условиях предметно – практической деятельности создаются большие возможности не только для приобретения определённых трудовых навыков, но и для получения знаний об используемых в ней предметов, для развития у детей умения ориентироваться в пространстве и во времени и главное – дети получают возможность обогащать свой словарь, учатся пользоваться связной речью, составлять вопросы и отвечать на них. Таким образом, реализуется ведущий принцип обучения слабослышащих детей языку – принцип коммуникации.

В первом классе программа предъявляет более расширенные требования:

Задачами начального курса русского языка являются преодоления речевого недоразвития учащихся, практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи).
Речевой материал, представленный в программе, является обязательным для работы на всех уроках. Кроме того,  в программе по каждому учебному предмету изложен объём требований к формированию разговорной речи, специфичной только для этого предмета.
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации.

  • Понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение
  • Обращаться к товарищам
  • Отвечать на вопросы и задавать их
  • Сообщать о выполненной и предстоящей работе
  • Участвовать в диалоге.

Требования к построению работы по развитию  устной речи слабослышащих детей.

  • Усвоение устной речи начинается с усвоения побудительных предложений. Затем возрастают требования к структуре фразы.         ( Дайте мне, пожалуйста, ручку). Потом дети начинают овладевать диалогом. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. Дети с самого начала учатся спрашивать тому, что им интересно или нужно узнать, то есть речь должна быть мотивированной.
  • На уроках предусматривается постепенное усвоение материала. Вновь вводимый в речь детей языковой материал на первом этапе его усвоения должен обеспечить понимание обращенной к ним речи учителя (содержащий новую лексику, словосочетания, предложения). Далее этот материал включается в систему языковых упражнений, в процессе которых он многократно воспроизводится в различных ситуациях и контекстах. Тем самым автоматизируется его использование, вырабатываются закреплённые в опыте речевые

структуры.
Итак, я попыталась представить различные варианты методических технологий, используемых в практике обучения диалогической речи. Из этого следуют выводы:

  • Диалогическая речь имеет свою специфику, отличающуюся от других видов связной речи.
  • Отдельные рекомендации по формированию диалогической речи, имеющиеся в методической литературе, не удовлетворяют современным требованиям к созданию целостной системы обучению диалогу слабослышащих школьников.

2.1.Система обучения диалогу слабослышащих школьников подготовительных, 1 классов

Свою работу я решила строить сразу по нескольким направлениям: накопление словаря и овладение первоначальными навыками и умениями связного высказывания в условиях речевого общения.
Перед собой я поставила задачу: овладение детьми первыми двумя типами диалога: вопрос – ответ, сообщение – вопрос – ответ.
На каждом уроке выделяются три направления работы над речью: основное, обеспечивающее практическое усвоение базисной лексики и базисных грамматических структур, а также формирование словесных обобщений и дополнительных:  фонетическая зарядка, фразы ( отрабатываемые на слух и слухо зрительно).
В первой четверти работа над лексикой направляется преимущественно на её восприятие( слухозрительное с обязательным использованием слуховой аппаратуры и на основе «глобального» чтения написанных на табличках слов)  и на её осмысление в наглядных речевых ситуациях.
Вся лексика включается в простейшие по структуре поручения учителя типа « Покажи, где…» и др. В пределах произносительных возможностей каждого ученика . Учащиеся должны складывать не только названия предметов, но и простейшие фразы поручения , например: Дай , ручку.
При дежурстве дети начинают овладевать диалогом: – Юля, дай тетрадь.– Рома, возьми тетрадь.– Спасибо.
Тематика осваивается в соответствии с последовательностью, данной в программах: « Учебные вещи», « Семья», «Класс» и т.д.
Для первой четверти можно выделить задания:

  • Подкладывание табличек к картинкам, предметам, игрушкам.
  • Игры « Что лишнее?», « Что пропало?»
  • Составление простейших диалогов : – Что это? – Это ручка.

Фонетическая зарядка проводится в начале каждого урока, материал стараюсь подбирать к теме урока.
– АУ! АУ! Мы в лесу.
КТО в лесу? МЫ в лесу.
Одновременно проводится работа над интонацией, голосом, логическим ударением. Дети заучивают эти стихи, затем произносим в виде диалога.
К ежедневным сообщениям о том, кто дежурит сегодня и какой сегодня день, добавляются сообщения о том, кто дежурил вчера, какой день был вчера. И лишь с третьей четверти вводит глагол был( Какой день был вчера?).
Также дети учатся описывать погоду : – Какая погода сегодня? – Сегодня тепло. К концу года эти предложения усложняются : – Сегодня на улице пасмурная погода.
У учащихся расширяется понимание обращённой к ним речи, связанной с организацией учебного процесса.
Учитель создаёт искусственно ситуацию, чтобы ребёнок проявил диалогическую активность (« У меня нет альбома», « Мне нужен карандаш»). Новый словесный материал появляется сначала в речи учителя, а затем по мере усвоения переходит в обыденную речь учащихся.
В четвёртой четверти наряду с закреплением усвоенной лексики в новых структурах продолжается знакомство со словарём, связанным с весной, с работой в саду и на огороде.
Весь учебный материал, связанный с ситуациями общения в учебном процессе, должен органически входить в содержание каждого урока.
Аналогичная работа продолжается и первом классе, у детей имеется достаточный словарь, как в активном, так и в пассивном словаре для ведения диалогов типа: вопрос– ответ, сообщение – вопрос – ответ

Работа ведётся в соответствии с программными требованиями, которые были рассмотрены выше. Задания в этом классе усложняются:

  • Работа по закрытой картинке.
  •  Сокращается количество табличек.
  • Умение ведения диалога со взрослым (на уроках труда « Спросите у меня, что мы будем делать?»)
  • Составьте диалог по картинке.
  • Продолжи диалог по сказке.

Выше описанные технологии можно объединить в следующие группы. При обучении диалогической речи на этом этапе можно использовать упражнения:

  • Составить диалог по ходу сюжетно-ролевой игры на темы, предусмотренные программой уроков развития речи, ознакомления с окружающим миром.
  • Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол, зверюшек и т.д.
  • Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам – ситуациям относятся соответствующие картинки, выставленные на доске.
  • Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.
  • Прочитать (прослушать) диалог и  сказать, где он происходит.
  • Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нём участвует.
  • Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.
  • Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.
  • Прочитать диалог и продолжить его.
  • Прочитать диалог и придумать к нему начало.
  • Прочитать диалог и на его основе составить монологический текст.
  • Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания.
  • Составить вопросы, которые могут быть включены в предполагаемый диалог.

Достижение воспитанниками свободного речевого общения формируется длительной работой и обеспечением учащихся богатым опытом подобного общения.

Литература:

1. Авилова С.А. Игровые и рифмованные формы физических упражнений.–Волгогрвд:Учитель, 2008. – С.111.
2. Быкова Р.М., Горбунова Е.А. Методика  преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ.пед. высш.учеб. заведений; под. ред. Быковой Л.М.– М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.– С.400.
3. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В.Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе.: Учеб.пособие для стеден. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – С.192.
4. Программы.Специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей. – М.:Просвещение. –