Цель: ввести понятие раскрытия скобок;
ознакомить с правилом раскрытия скобок;
отрабатывать умения решать уравнения; развивать
логическое мышление.
Учебник: Н.Я. Виленкин «Математика 6».
Оборудование: карточки с заданиями,
экран, м/проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Решите уравнения:
2. При каких значениях а и b верно равенство:
3. «Сколько лет твоему отцу?» – спросил Колю товарищ.
А ты посчитай сам: число его лет на 35 больше, чем наименьшее из натуральных чисел. Сколько лет Колиному отцу?
4. Разделите сто на четверть. (100 : 0,25 = 400.)
5. Сосчитайте количество треугольников на чертеже.
III. Сообщение темы урока
– Тема нашего урока «Раскрытие Скобок». Что это такое, вы мне объясните в конце урока.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа
– Вспомните, как к числу прибавить сумму двух
чисел и разность двух чисел.
– Запишите это свойство с помощью букв.
– Запишите в буквенном виде свойство вычитания из числа суммы и из числа разности.
2. Работа над новой темой
Преобразование выражений, содержащих скобки,
таким образом, что их можно записать без скобок,
называют раскрытием скобок.
Правила раскрытия скобок основываются на
свойствах сложения и вычитания, которые мы с вами
сейчас вспомнили.
3. Работа с учебником
а) Рассмотрите пример 1 на стр.214
– Прочитайте первое правило раскрытия скобок. Найдите значение выражения:
– На чем основано сложение чисел – 5,23 и 5,23?
(На свойстве сложения противоположных чисел)
– Чему равна их сумма? (0.)
б) Что обозначает запись – а? (Число, противоположное числу а.)
– А запись – (– a)? (Число,
противоположное числу – а.)
– Чему это равно? (а)
–(– а) = а
в) Найдите значение выражения: – (– 6 + 3)
1 способ
– (– 6 + 3) = – (– 6 + 3)
– Сначала мы сложили числа – 6 и 3, затем нашли число, противоположное числу – 3.
2 способ
– (– 6 + 3) = 6 – 3 = 3)
– Сначала найдем числа, противоположные данным
слагаемым, а потом сложим эти числа.
Чтобы записать сумму, противоположную сумме
нескольких слагаемых, надо изменить знаки данных
слагаемых.
– (a + b) = – – a + b)
г) Рассмотрите пример 2 на стр.215.
– Прочитайте второе правило раскрытия скобок.
– Вот как эти правила звучат в стихотворной
форме:
Перед скобкой плюс стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой минус строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять.
Знак минус – очень коварный, это «сторож у
ворот» и не впустит, если не покажешь «билет». Не
поменяешь знак.
Знак минус – кирпич, дорожный знак «Въезд
воспрещен».
V. Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
VI. Закрепление изученного материала
1. №1234 стр. 216(у доски и в тетрадях).
– Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?
Решение:
2. №1235 стр. 216 (у доски и в тетрадях).
– Как записать сумму, противоположную сумме
нескольких слагаемых?
Решение:
3. №1240 стр. 217(самостоятельно с последующей проверкой)
– Что значит найти разность двух выражений?
– Как называются числа при вычитании?
(Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Назовите уменьшаемое, вычитаемое и разность в
каждом случае.
– Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак
«+»?
Решение:
VII. Повторение изученного материала
№ 1245 (а) стр. 218 (самостоятельно, проверка с
образцом на доске).
– Расположите ответы в порядке возрастания.
– Не выполняя вычислений, найдите, при каком
значении х выражение будет иметь наибольшее
значение.
Решение:
VIII. Подведение итогов урока
– Что значит раскрыть скобки?
– Расскажите, как раскрывают скобки, перед
которыми стоит знак « + »
– Расскажите, как раскрывают скобки, перед
которыми стоит знак « – »
– Как найти значение выражения, противоположное
сумме нескольких чисел?
Домашнее задание
№1254(а, б) стр. 219; №1255(а, б), 1258(а).
Выставление оценок за урок.