Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Игровая деятельность является основной деятельностью детей в возрасте 3-4 лет, именно через игру ребенок постигает мир, учится творчески-преобразовательной деятельности, постигает систему межличностных отношений, осваивает социальные роли. Игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Игровая деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия детей, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями. В таких играх, называемых “жизненной лабораторией” (С.Т. Шацкий), наиболее плотно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
Цели программы:
- развивать интерес к различным видам игр;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми во время игры.
Задачи:
- учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;
- подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью;
- учить навыкам коллективного взаимодействия;
- формировать нравственные представление и нравственные качества личности детей в процессе игровой деятельности.
Прогнозируемые результаты в освоении программы:
- дети научаться эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; общаться с ним в диалоге;
- подражать действиям взрослого с предметами;
- самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект;
- использовать в игре замещение недостающего предмета;
- совместной игровой деятельности;
- игра малыша измениться, стала сложней, появился сюжет. Например, если раньше он просто катал машинку на веревочке, то теперь его грузовик перевозит кирпичи для постройки гаража;
- ребенок начал играть самостоятельно, и, что очень важно, может довольно долго играть только с одной игрушкой;
- малыш принимает участие в уборке игрушек;
- ребенок пытается сдерживать свои импульсы, желания, учится приспосабливать их к правилам группы;
- ребенок дожидается свой очереди в игре, умеет слушать.
В программе используются различные типы игр. Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Дидактические игры:
- в играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины. Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур “Геометрической мозаики” (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков). Сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина);
- проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти (“Чего не стало?” и т.п.). Развивать у детей слуховую дифференциацию (“Что звучит?” и т.п.); тактильные ощущения, температурные различия (“Чудесный мешочек”, “Теплый — холодный”, “Легкий — тяжелый” и т.п.). Способствовать развитию мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Театрализованная игра:
- пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширением контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);
- побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
- создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Сюжетно-ролевая игра:
- удовлетворять потребность детей и разнообразном общении со взрослым. Вводить детей и предметный мир, раскрывая способы употребления предметом и их назначение;
- учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;
- подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Программа рассчитана на 36 часов, из расчета 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь | ||||
Подвижные игры | ||||
Название игры. | Программное содержание игры | Связи с другими видами деятельности. | Цель игры | |
В лесу, во бору | Дети отправляются в лес собирать ягоды, шишки, грибы. У каждого своя корзиночка. На пути им встречаются препятствия: поваленное дерево (скамейка), через которое необходимо перелезть, ручеёк, через который необходимо построить мостик и перейти его (узкая дорожка), болото, через которое можно перебраться, прыгая с кочки на кочку. Дети выходят на поляну, на которой растут грибы, валяются шишки. Кто первый доберется до поляны и наберет больше шишек и грибов, тот и побеждает. | Интеграция с окружающим миром:
съедобные и несъедобные грибы (по 2-3 вида). Развитие речи: стих “Мишка косолапый”. Понятия: один, много, лево, право. Здоровьесбережение: Сенсорная дорожка (кочки). |
Развитие координации движений,
ориентации в пространстве (лево, право). Представлений об окружающем мире. Понятийного мышления: один, много. |
|
Море волнуется | Дети изображают различные фигуры. Каждый ребенок придумывает свою фигуру, в которой он замирает. Ведущий должен отгадать какую фигуру изображает тот или иной ребенок. Дети, когда их оживляет ведущий, рассказывают о своей фигуре, не называя ее. Считалочка “Море волнуется- раз, море волнуется два, море волнуется три – фигура замри. | Окружающий мир, физкультура. | Развитие воображения, координации движений, развитие речи. | |
Гуси-волки | Дети делятся на две группы: “гуси” и “волки”. Волки ловят гусей, гуси должны обхитрить волков и добежать до “дома”. | .Окружающий мир, физкультура. | Формирование навыков планирования действий (как обхитрить волка), развитие ловкости, пространственной ориентации. | |
День-ночь | Ведущий воспитатель. Дети выбирают “Сову”. Сова днем спит, а ночью нет. Остальные дети изображают мышек. Воспитатель говорит “День”, мышки начинают бегать, прыгать, играть. Сова в это время “спит”. Ведущий говорит “Ночь”, сова просыпается, а мыши должны замереть, в той позе, в которой их застало это слово. Сова проверяет, как спят мыши. Мышка, которая зашевелилась сова ее уводит к себе. Освободить мышку можно, если выполнить задание Совы. | Окружающий мир, физкультура. | Формирование навыков планирования действий. | |
Октябрь | ||||
Игры-эксперименты | ||||
Вода - водица | Превращения воды: воды наливают в три прозрачные чашки. В одну добавляют сахар, в другую соль, в третью лимон. Дети должны ответить на вопросы: куда исчезла соль, сахар, сок лимона. Пробуют на вкус и угадывают чашки, куда был добавлен сахар, соль, лимон. | Окружающий мир. | Развитие любознательности, формирование представлений о свойствах воды. | |
Вода – водица | Мы играем в волшебников. В разные силиконовые формочки наливается вода, в такие же формочки разведенный до густоты сметаны – гипс. Когда гипс застынет, его вынимают из формочек и смотрят, что он приобрел форму самой формочки. А вода? Примет форму? Выливаем воду в другие формочки. И видим, что она принимает форму тех предметов, куда ее наливают. Детям показывается замороженная вода, которая имеет форму. | Окружающий мир. | Формирование представление о свойствах воды. Формирование понятий, имеющее форму – бесформенное. | |
Вода - водица | В различные бутылочки наливают разное количество воды. Надо определить экспериментальным путем, в какой бутылки налито больше воды. Затем сделать, так, что бы все бутылки были одинакового веса. Дети разбиваются на две команды. | Окружающий мир. | Формирование представлений тяжелый - легкий, формирование умений работать совместно. | |
Вода - водица “Море в тазике” | В тазик наливается вода. Дети бросают в тазик морские камешки, ракушки, делают морское дно. Наблюдают, что эти предметы тонут в воде. Делают кораблики из листьев, листья не тонут. Дают названия своим корабликам. | Окружающий мир, развитие речи. | Формирование представлений тяжелый - легкий, формирование умений работать совместно. | |
Ноябрь | ||||
Коммуникативные игры | ||||
Жмурки с голосом | Дети становятся в круг. Ведущему завязывают глаза. Другие дети двигаются вокруг него под музыку и звуками изображают животных. Когда музыка останавливается, ведущий ловит самого близкого к нему ребенка, он должен по звукам угадать какое животное изображается. Назвать его и рассказать о нем. Дети меняются ролями. | Музыка, физкультура. | Формирование коммуникативных навыков, развитие речи. | |
Веселый мячик | Ты катись веселый мячик быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик – гопака танцует нам. Дети под музыку передают друг - другу мячик. Когда музыка останавливается, тот, у кого в этот момент мячик должен выполнить задание: станцевать, попрыгать, рассказать маленький стишок. | Музыка, физкультура. | Формирование коммуникативных навыков, развитие речи. | |
Веселый автобус | Дети разбиваются по парам и заходят в импровизированный автобус. Слушают песню “Автобус”, движениями сопровождают песню. После песни заходит кондуктор, он дает детям билетики в обмен на что-то (стих, танец, игрушку). Дети по очереди играют в автобус и пассажиров. | Окружающий мир, развитие речи. |
Формирование коммуникативных навыков, развитие речи. | |
Волшебный телефон | Дети разбиваются на пары и ведут диалог по телефону на заданную тему. | Окружающий мир, развитие речи. |
Формирование коммуникативных навыков, развитие речи. | |
Декабрь | ||||
Новогодние игры | ||||
Снежинка | Каждому ребенку выдают по "снежинке", т.е. по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий. | Изобразительнаядеятельность, окружающий мир. |
Развитие дыхания, ловкости, подвижности. | |
Дед Мороз – красный нос | На большом листе бумаги рисуется Дед Мороз без носа и вешается на стенку. Нос лепите из пластилина, и дети по очереди с завязанными глазами пытаются прикрепить нос на место. | Изобразительнаядеятельность. | Развитие ловкости, координации движения. | |
Хоровод | Русский хоровод вокруг елки с выполнениями заданий: притопнуть, хлопнуть, повернуться, поднять ручки. | Музыка. | Развитие умения двигаться под музыку, внимательности. | |
Украшаем елку. | Какие на елке бывают игрушки? | Изобразительнаядеятельность. | Развитие координации движений. | |
Январь | ||||
Игры на развитие психических процессов | ||||
Угадай, кто я? | На стол ставиться пять игрушечных животных. Дети ощупывают их, рассказывают об отличительных признаках. У коровы загнутые рога, у жирафа длинная шея. Затем из ряда убирается одно животное и прячется в мешочек. Дети должны угадать, какое животное исчезло. Если по памяти не могут определить, какое животное исчезло, то пытаются определить это на ощупь. Воспитатель дает подсказки в виде загадок или наводящего описания. Кто больше угадал животных, тот и победил. | Окружающий мир. | Развитие внимания, памяти, восприятия. | |
Кладоискатели | В мисках с манкой спрятаны различные фигурки маленьких животных, рыбок. Дети находят в манке предмет, ощупывают его и стараются угадать и назвать предмет до того, как его вытащат. | Окружающий мир, развитие речи. | Развитие восприятия. | |
Что растёт на огороде? | На подносе лежат натуральные овощи, надо угадать какие из них и где растут на огороде: в земле, на земле, на кустике и разложить их по раздельным мисочкам. Сравнить настоящие и искусственные овощи. Найти на подносе предметы, которые к овощам не относятся. | Окружающий мир, Изобразительная деятельность: умение изображать и разукрашивать. |
Развитие внимания, памяти, мышления. | |
Подбери пробочку к бутылочке | Детям дают много разных пробок и разных размеров бутылочек. Необходимо найти пробку, которая подходит к бутылочке. | Окружающий мир. | Развитие мышления, мелкой моторики, глазомера. | |
Февраль - март | ||||
Сюжетно-ролевые игры | ||||
Дом | Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер “Строители”. Дидактическое упражнение “Поставим кубики рядом”. Дидактическая игра “Построим зайке домик”. | Формирование представлений о
последовательности действий. Развитие речи: правильно называть домики для домашних животных. |
|
Строим кукле комнату | Дети разбиваются на группы. Каждая группа строит и украшает комнату для своей куклы. Дети рассказывают, как они сделали комнату для куклы. | Дидактическая игра “Мебель”. | Формирование представлений о классах предметов: мебель. | |
Репка | Дети играют разные роли, показывая последовательность появления героев. | Сказка “Репка”. | Формирование представлений о последовательности, развитие памяти, речи. | |
Колобок | Дети играют роли разных животных с которыми встречался Колобок. | Сказка “Колобок”. | Формирование представлений о последовательности, развитие памяти, речи. | |
Теремок | Дети играют роли разных животных. | Сказка “Теремок”. | Формирование представлений о последовательности, развитие памяти, речи. | |
У куклы день рождения | Дети наряжают куклу, готовят для нее подарки. Украшают комнату, накрывают стол. | Поставь посуду для чаепития. Чтение: С. Капутикян “Маша обедает”. | Формирование представлений о классах предметов: посуда. Понятие “праздник”. Поведение на празднике. | |
Кукла заболела | Врач выслушивает больную куклу, укладывает в постель, осматривает горло, дает лекарство. | Беседа “Как доктор лечит детей?”. Чтение Е. Крылов “Как лечили петуха”. Продуктивная деятельность: “Витаминки для петушка”. | Развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств. | |
Магазин игрушек | В магазине продаются игрушки. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями. | Чтение: Ч. Янчарский “В магазине игрушек”. Дидактические упражнения: “Расскажем зайке, как покупают товары”, “Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине”. | Развитие коммуникативных
навыков, правил вежливого поведения. |
|
Апрель | ||||
Подвижные игры | ||||
Карусели | Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты). Игрушки – зверята (лев, черепаха, лошадки), платочки. | Музыка, художественная литература, развитие речи. | Развитие двигательных навыков. | |
Догони мяч | Обучать детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в зависимости от размера мяча. | Музыка, математические представления: большой- маленький, развитие речи. | Развитие мышления, развитие
речи, развитие двигательных навыков. |
|
Достань морковку | Обучать детей прыгать на двух ногах: с продвижением, на месте. Достать морковку и угостить ею зайчика. | Музыка, математические представления: далеко - близко. | Развитие мышления, развитие речи. | |
Мы солдаты | Дети идут строем, парами. Внимательно слушают командира. | Музыка, математические представления: ряд, пара, лево -право, вперед-назад. | Развитие мышления, развитие речи. | |
Май | ||||
Дидактические игры | ||||
Помоги найти маму детенышу | Игра ЛОТО “Детеныши животных”. Необходимо найти каждому детенышу его маму и поселить их в правильном домике. | Развитие речи. | Развитие речи, памяти. Правильно называть детенышей животных, место, где они живут. | |
Парные картинки | Дети должны найти парные картинки и разложить их по классам предметов (мебель, посуда, транспорт, овощи). | Математика: понятие пара. Окружающий мир: правильное название предметов и их групп. |
Развитие мышления, развитие речи. | |
Собери животное | Работа с трафаретами животных и пазлами. | Математика: часть – целое, подобие. | Развитие внимательности,
зрительной памяти. |
|
Обобщающая игра “Путешествие” | Дети по красочным картинкам находят и выполняют задания, направленных на закрепление навыков, полученных во время игровой деятельности. | Окружающий мир, музыка, математика. | Формирования произвольного плана действий: умение правильно выполнять задания. |