Программа кружка «Играем вместе»

Разделы: Работа с дошкольниками


Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Игровая деятельность является основной деятельностью детей в возрасте 3-4 лет, именно через игру ребенок постигает мир, учится творчески-преобразовательной деятельности, постигает систему межличностных отношений, осваивает социальные роли. Игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Игровая деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия детей, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями. В таких играх, называемых “жизненной лабораторией” (С.Т. Шацкий), наиболее плотно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Цели программы:

- развивать интерес к различным видам игр;

- формировать положительные взаимоотношения между детьми во время игры.

Задачи:

- учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;

- подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью;

- учить навыкам коллективного взаимодействия;

- формировать нравственные представление и нравственные качества личности детей в процессе игровой деятельности.

Прогнозируемые результаты в освоении программы:

- дети научаться эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; общаться с ним в диалоге;

- подражать действиям взрослого с предметами;

- самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект;

- использовать в игре замещение недостающего предмета;

- совместной игровой деятельности;

- игра малыша измениться, стала сложней, появился сюжет. Например, если раньше он просто катал машинку на веревочке, то теперь его грузовик перевозит кирпичи для постройки гаража;

- ребенок начал играть самостоятельно, и, что очень важно, может довольно долго играть только с одной игрушкой;

- малыш принимает участие в уборке игрушек;

- ребенок пытается сдерживать свои импульсы, желания, учится приспосабливать их к правилам группы;

- ребенок дожидается свой очереди в игре, умеет слушать.

В программе используются различные типы игр. Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Дидактические игры:

- в играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины. Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур “Геометрической мозаики” (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков). Сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина);

- проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти (“Чего не стало?” и т.п.). Развивать у детей слуховую дифференциацию (“Что звучит?” и т.п.); тактильные ощущения, температурные различия (“Чудесный мешочек”, “Теплый — холодный”, “Легкий — тяжелый” и т.п.). Способствовать развитию мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Театрализованная игра:

- пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширением контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);

- побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);

- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;

- создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

 Сюжетно-ролевая игра:

- удовлетворять потребность детей и разнообразном общении со взрослым. Вводить детей и предметный  мир, раскрывая способы употребления предметом и их назначение;

- учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;

- подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

Программа рассчитана на 36 часов, из расчета 1 час в неделю.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь
Подвижные игры
Название игры. Программное содержание игры Связи с другими видами деятельности. Цель игры
В лесу, во бору Дети отправляются в лес собирать ягоды, шишки, грибы. У каждого своя корзиночка. На пути им встречаются препятствия: поваленное дерево (скамейка), через которое необходимо перелезть, ручеёк, через который необходимо построить мостик и перейти его (узкая дорожка), болото, через которое можно перебраться, прыгая с кочки на кочку. Дети выходят на поляну, на которой растут грибы, валяются шишки. Кто первый доберется до поляны и наберет больше шишек и грибов, тот и побеждает. Интеграция с окружающим миром: съедобные и несъедобные грибы (по 2-3 вида).

Развитие речи: стих “Мишка косолапый”. Понятия: один, много, лево, право.

Здоровьесбережение:

Сенсорная дорожка (кочки).

Развитие координации движений, ориентации в пространстве (лево, право).

Представлений об окружающем мире.

Понятийного мышления: один, много.

Море волнуется Дети изображают различные фигуры. Каждый ребенок придумывает свою фигуру, в которой он замирает. Ведущий должен отгадать какую фигуру изображает тот или иной ребенок. Дети, когда их оживляет ведущий, рассказывают о своей фигуре, не называя ее. Считалочка “Море волнуется- раз, море волнуется два, море волнуется три – фигура замри. Окружающий мир, физкультура. Развитие воображения, координации движений, развитие речи.
Гуси-волки Дети делятся на две группы: “гуси” и “волки”. Волки ловят гусей, гуси должны обхитрить волков и добежать до “дома”. .Окружающий мир, физкультура. Формирование навыков планирования действий (как обхитрить волка), развитие ловкости, пространственной ориентации.
День-ночь Ведущий воспитатель. Дети выбирают “Сову”. Сова днем спит, а ночью нет. Остальные дети изображают мышек. Воспитатель говорит “День”, мышки начинают бегать, прыгать, играть. Сова в это время “спит”. Ведущий говорит “Ночь”, сова просыпается, а мыши должны замереть, в той позе, в которой их застало это слово. Сова проверяет, как спят мыши. Мышка, которая зашевелилась сова ее уводит к себе. Освободить мышку можно, если выполнить задание Совы. Окружающий мир, физкультура. Формирование навыков планирования действий.
Октябрь
Игры-эксперименты
Вода - водица Превращения воды: воды наливают в три прозрачные чашки. В одну добавляют сахар, в другую соль, в третью лимон. Дети должны ответить на вопросы: куда исчезла соль, сахар, сок лимона. Пробуют на вкус и угадывают чашки, куда был добавлен сахар, соль, лимон. Окружающий мир. Развитие любознательности, формирование представлений о свойствах воды.
Вода – водица Мы играем в волшебников. В разные силиконовые формочки наливается вода, в такие же формочки разведенный до густоты сметаны – гипс. Когда гипс застынет, его вынимают из формочек и смотрят, что он приобрел форму самой формочки. А вода? Примет форму? Выливаем воду в другие формочки. И видим, что она принимает форму тех предметов, куда ее наливают. Детям показывается замороженная вода, которая имеет форму. Окружающий мир. Формирование представление о свойствах воды. Формирование понятий, имеющее форму – бесформенное.
Вода - водица В различные бутылочки наливают разное количество воды. Надо определить экспериментальным путем, в какой бутылки налито больше воды. Затем сделать, так, что бы все бутылки были одинакового веса. Дети разбиваются на две команды. Окружающий мир. Формирование представлений тяжелый - легкий, формирование умений работать совместно.
Вода - водица “Море в тазике” В тазик наливается вода. Дети бросают в тазик морские камешки, ракушки, делают морское дно. Наблюдают, что эти предметы тонут в воде. Делают кораблики из листьев, листья не тонут. Дают названия своим корабликам. Окружающий мир, развитие речи. Формирование представлений тяжелый - легкий, формирование умений работать совместно.
Ноябрь
Коммуникативные игры
Жмурки с голосом Дети становятся в круг. Ведущему завязывают глаза. Другие дети двигаются вокруг него под музыку и звуками изображают животных. Когда музыка останавливается, ведущий ловит самого близкого к нему ребенка, он должен по звукам угадать какое животное изображается. Назвать его и рассказать о нем. Дети меняются ролями. Музыка, физкультура. Формирование коммуникативных навыков, развитие речи.
Веселый мячик Ты катись веселый мячик быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик – гопака танцует нам. Дети под музыку передают друг - другу мячик. Когда музыка останавливается, тот, у кого в этот момент мячик должен выполнить задание: станцевать, попрыгать, рассказать маленький стишок. Музыка, физкультура. Формирование коммуникативных навыков, развитие речи.
Веселый автобус Дети разбиваются по парам и заходят в импровизированный автобус. Слушают песню “Автобус”, движениями сопровождают песню. После песни заходит кондуктор, он дает детям билетики в обмен на что-то (стих, танец, игрушку). Дети по очереди играют в автобус и пассажиров. Окружающий мир,

развитие речи.

Формирование коммуникативных навыков, развитие речи.
Волшебный телефон Дети разбиваются на пары и ведут диалог по телефону на заданную тему. Окружающий мир,

развитие речи.

Формирование коммуникативных навыков, развитие речи.
Декабрь
Новогодние игры
Снежинка Каждому ребенку выдают по "снежинке", т.е. по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий. Изобразительнаядеятельность,

окружающий мир.

Развитие дыхания, ловкости, подвижности.
Дед Мороз – красный нос На большом листе бумаги рисуется Дед Мороз без носа и вешается на стенку. Нос лепите из пластилина, и дети по очереди с завязанными глазами пытаются прикрепить нос на место. Изобразительнаядеятельность. Развитие ловкости, координации движения.
Хоровод Русский хоровод вокруг елки с выполнениями заданий: притопнуть, хлопнуть, повернуться, поднять ручки. Музыка. Развитие умения двигаться под музыку, внимательности.
Украшаем елку. Какие на елке бывают игрушки? Изобразительнаядеятельность. Развитие координации движений.
Январь
Игры на развитие психических процессов
Угадай, кто я? На стол ставиться пять игрушечных животных. Дети ощупывают их, рассказывают об отличительных признаках. У коровы загнутые рога, у жирафа длинная шея. Затем из ряда убирается одно животное и прячется в мешочек. Дети должны угадать, какое животное исчезло. Если по памяти не могут определить, какое животное исчезло, то пытаются определить это на ощупь. Воспитатель дает подсказки в виде загадок или наводящего описания. Кто больше угадал животных, тот и победил. Окружающий мир. Развитие внимания, памяти, восприятия.
Кладоискатели В мисках с манкой спрятаны различные фигурки маленьких животных, рыбок. Дети находят в манке предмет, ощупывают его и стараются угадать и назвать предмет до того, как его вытащат. Окружающий мир, развитие речи. Развитие восприятия.
Что растёт на огороде? На подносе лежат натуральные овощи, надо угадать какие из них и где растут на огороде: в земле, на земле, на кустике и разложить их по раздельным мисочкам. Сравнить настоящие и искусственные овощи. Найти на подносе предметы, которые к овощам не относятся. Окружающий мир,

Изобразительная деятельность: умение изображать и разукрашивать.

Развитие внимания, памяти, мышления.
Подбери пробочку к бутылочке Детям дают много разных пробок и разных размеров бутылочек. Необходимо найти пробку, которая подходит к бутылочке. Окружающий мир. Развитие мышления, мелкой моторики, глазомера.
Февраль - март
Сюжетно-ролевые игры
Дом Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер “Строители”. Дидактическое упражнение “Поставим кубики рядом”. Дидактическая игра “Построим зайке домик”. Формирование представлений о последовательности действий.

Развитие речи: правильно называть домики для домашних животных.

Строим кукле комнату Дети разбиваются на группы. Каждая группа строит и украшает комнату для своей куклы. Дети рассказывают, как они сделали комнату для куклы. Дидактическая игра “Мебель”. Формирование представлений о классах предметов: мебель.
Репка Дети играют разные роли, показывая последовательность появления героев. Сказка “Репка”. Формирование представлений о последовательности, развитие памяти, речи.
Колобок Дети играют роли разных животных с которыми встречался Колобок. Сказка “Колобок”. Формирование представлений о последовательности, развитие памяти, речи.
Теремок Дети играют роли разных животных. Сказка “Теремок”. Формирование представлений о последовательности, развитие памяти, речи.
У куклы день рождения Дети наряжают куклу, готовят для нее подарки. Украшают комнату, накрывают стол. Поставь посуду для чаепития. Чтение: С. Капутикян “Маша обедает”. Формирование представлений о классах предметов: посуда. Понятие “праздник”. Поведение на празднике.
Кукла заболела Врач выслушивает больную куклу, укладывает в постель, осматривает горло, дает лекарство. Беседа “Как доктор лечит детей?”. Чтение Е. Крылов “Как лечили петуха”. Продуктивная деятельность: “Витаминки для петушка”. Развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств.
Магазин игрушек В магазине продаются игрушки. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями. Чтение: Ч. Янчарский “В магазине игрушек”. Дидактические упражнения: “Расскажем зайке, как покупают товары”, “Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине”. Развитие коммуникативных навыков,

правил вежливого поведения.

Апрель
Подвижные игры
Карусели Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты). Игрушки – зверята (лев, черепаха, лошадки), платочки. Музыка, художественная литература, развитие речи. Развитие двигательных навыков.
Догони мяч Обучать детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или в одной руке в зависимости от размера мяча. Музыка, математические представления: большой- маленький, развитие речи. Развитие мышления, развитие речи,

развитие двигательных навыков.

Достань морковку Обучать детей прыгать на двух ногах: с продвижением, на месте. Достать морковку и угостить ею зайчика. Музыка, математические представления: далеко - близко. Развитие мышления, развитие речи.
Мы солдаты Дети идут строем, парами. Внимательно слушают командира. Музыка, математические представления: ряд, пара, лево -право, вперед-назад. Развитие мышления, развитие речи.
Май
Дидактические игры
Помоги найти маму детенышу Игра ЛОТО “Детеныши животных”. Необходимо найти каждому детенышу его маму и поселить их в правильном домике. Развитие речи. Развитие речи, памяти. Правильно называть детенышей животных, место, где они живут.
Парные картинки Дети должны найти парные картинки и разложить их по классам предметов (мебель, посуда, транспорт, овощи). Математика: понятие пара.

Окружающий мир: правильное название предметов и их групп.

Развитие мышления, развитие речи.
Собери животное Работа с трафаретами животных и пазлами. Математика: часть – целое, подобие. Развитие внимательности, зрительной

памяти.

Обобщающая игра “Путешествие” Дети по красочным картинкам находят и выполняют задания, направленных на закрепление навыков, полученных во время игровой деятельности. Окружающий мир, музыка, математика. Формирования произвольного плана действий: умение правильно выполнять задания.