Цель: формирование активной слушательской и зрительской культуры.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста»; способствовать формированию более глубокого представления об исторической эпохе повествуемом в произведении; формировать представление о развитии культуры России XIX века.
- Развивающие: повысить уровень познавательных способностей школьников; сформировать музыкально-слуховое представление; музыкальное мышление; развить коммуникативность навыков; раскрыть ценности художественного творчества.
- Воспитательные: популяризировать оперное искусство, подготовить активную слушательскую аудиторию; развивать эстетические потребности; повысить общий уровень культуры, укрепить связи поколений; воспитать чувство гордости за великую русскую культуру, формировать нравственность, патриотизм.
Ресурсное обеспечение: компьютерная Презентация, раздаточный материал (театральная программка к спектаклю «Царская невеста», распечатка с отрывками из биографии Н.А.Римского Корсакова, план написания рецензии к спектаклю), видеофрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»: (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)
1. «Увертюра» к опере;
2. Ария Марфы «Как теперь гляжу»;
3. Ариозо Грязного «Страдалица невинная, прости»;
4. Ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?».
Планируемый результат:
- Сформированное представление о развитии культуры России в XIXв.
- Умение соотносить художественное произведение с исторической действительностью.
- Умение анализировать музыкальный спектакль с позиции театрального критика.
Практическое применение: разработанный урок может быть применён как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Здравствуйте уважаемая аудитория!
Сегодня, наш урок пройдёт в нестандартном
формате. Учитель истории и учитель музыки вновь
воссоздали свой творческий тандем для того, что
бы предложить вам поучаствовать в краевом
проекте «Дети на оперной сцене»
Крахмалюк: Нашу встечу я хотела бы
начать с вопроса: необходима ли духовная
культура современному техногенному обществу?
Какую роль играет культура в нашем социуме?
(возможные варианты ответов: культура формирует
мировоззрение, помогает осознать своё место в
мировом развитии, даёт эстетическое
удовлетворение, прививает моральные нормы,
культура в процессе творческих поисков бросает
вызов обществу в виде проблем (нравственных,
социальных, философских) на которые человечество
ищет ответ, а решив проблему становиться на
ступень выше в своём развитии и т.д.).
Человек не существует вне культуры, именно
культура формирует личность человека. Известный
культуролог XX в. Пётр Николаевич Савицкий писал:
«Традиция – животворящий источник всякой
культуры». Вот и у нас в школе рождается новая
традиция. Второй год мы с вами участвуем в
краевом проекте «Дети на оперной сцене» при
содействии Пермского театра оперы и балета и
школ города. 22 февраля мы с вами вновь посетим наш
театр и послушаем оперу Н.А. Римского – Корсакова
«Царская невеста». Именно этому событию посвящён
наш урок, который мы проведём совместно с
Валентиной Ивановной.
На отдельных листах я попрошу каждую мини-группу
сформулировать и записать ваши ожидания от нашей
встречи, вопросы, на которые вы хотели бы
получить ответ. (Время: 2-3 мин.). Оправдаем ли мы
ваши надежды, на все ли вопросы вы найдёте ответы
– мы узнаем в конце нашего урока. А слово я
передаю учителю музыки – Валентине Ивановне.
Туровская: Опера – как жанр искусства.
В историческом развитии оперное искусство
испытало много изменений. Первые оперы были
созданы в Италии на рубеже 16-17 вв. В России
оперное искусство получило развитие в 17в.
Особенно хочется остановиться на возникновение
оперного искусства в Перми. Пермский театр оперы
и балета был основан в 1870 г. Однако оперное
искусство в Перми зародилось задолго до
строительства театрального здания. В 1843г.
пермской публике была представлена первая опера.
Удивительно, но артистическая труппа была
собрана из крепостных крестьян.
Но, вернёмся к оперному искусству. Опера –
сложное, элитарное искусство, доступное
образованному и культурному человеку. Слово
«оpera» в переводе с итальянского буквально
означает труд, сочинение. Литературная основа
оперы – либретто. Практически каждая опера
начинается увертюрой — симфоническим
вступлением, которое в общих чертах знакомит
слушателя с содержанием всего действия. Опера –
жанр музыкально-драматического искусства, в
котором содержание воплощается средствами
музыкальной драматургии, главным образом
посредством вокальной музыки. В этом музыкальном
жанре слиты в единое целое поэзия и
драматическое искусство, вокальная и
инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись
декорации и костюмы. Расцветом оперного
искусства в России является XIX в.
Крахмалюк: Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.А.Римского-Корсакого «Царская невеста» и постараемся провести связь между историческими событиями и художественным произведением. Древнегреческий философ Аристотель утверждал: “Художественное изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчет дает только перечень подробностей”. Музыка обладает особым свойством. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. И историк и композитор должны обладать талантом перевоплощения, чтобы суметь ощутить другую эпоху и реконструировать прошлые события, максимально достоверно описать мотивы поступков человека. Оба должны быть знатоками человеческой психологии. И композитору и историку часто бывает нужно, чтобы описываемое (эпоха, событие, люди) резонировала в их сердцах, вызывая определенные эмоции.
Туровская: Целью наших встреч является формирование целостного представления об опере в историческом и культурном контекстах. В связи с этим мы предлагаем начать нашу работу с исследования творческого пути композитора Н.А. Римского-Корсакова. Перед вами – пакет с заданиями. Одно из них посвящено биографии Н.А.Римского Корсакова. Вам предлагается из отдельных эпизодов жизни композитора синхронизировать его жизненный и творческий путь. На выполнение задания отводится 3 мин.
Работа в группах
Биография Римского-Корсакова
Римские-Корсаковы происходят из древнего рода
воинов и моряков. Николай Андреевич
Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в
маленьком городке Тихвине на Русском Севере. Его
отец – отставной волынский губернатор,
фактически сосланный в Тихвин за гуманное
отношение к восставшим полякам. Мать была
дочерью богатого орловского помещика и
крепостной крестьянки.
Музыку в их доме любили все, но семейная традиция
готовила детям совсем иной путь. «Сделаться
музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не
особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть
моряком», – писал Николай Андреевич позже.
В 12 лет его определили в Морской кадетский корпус
в Петербурге. Петербург дал ему возможность
серьёзно заняться музыкой. Он брал частные уроки
игры на фортепиано и композиции, ходил в
итальянскую и русскую оперу. Сам начал сочинять.
Потребность в музыке была так сильна, что он в
Морского корпуса создаёт маленький хор.
В это же время состоялось его знакомство с
композитором Милием Алексеевичем Балакиревым,
который в 1850е гг. собирает содружество
композиторов «Могучую кучку». В это содружество
вошли такие видные композиторы как Модест
Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр
Порфирьевич Бородин (1833—1887), Цезарь Антонович
Кюи. Вскоре Римский-Корсаков стал своим в этом
союзе. Военная карьера постепенно замещалась
музыкальной. В 1871 г. композитор занял место
профессора молодой Петербургской консерватории.
Группа «Могучая кучка» возникла на фоне
революционного брожения, охватившего к тому
времени умы русской интеллигенции. Бунты и
восстания крестьян стали главными социальными
событиями того времени, возвратившими деятелей
искусства к народной теме. «Могучая кучка»
объявляет своим главным принципом деятельности
– служение народу, поиск национальной
самобытности. Они изучали русский музыкальный
фольклор, церковные песнопения. Идеологическую
поддержку своей деятельности они находили в
работах Герцена, Белинского, Добролюбова,
Чернышевского – теоретиков «общинного
социализма».
В творчестве Н.А. Римского-Корсакова расцветала
сказка. Он пишет музыку к произведениям Пушкина
«Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе
Салтане». Сказка и песня всегда были душой
народа. Именно в сказке народ высказывал светлую
мечту о лучшей доле, о торжестве правды, о победе
добра над злом, насилием и несправедливостью.
Римский-Корсаков написал оперы и на исторические
сюжеты: «Псковитянка» и «Царская невеста». Оба
произведения возвращают нас в эпоху правления
Ивана Грозного. Опера «Царская невеста» написана
по одноимённому произведению русского
драматурга и поэта Л.А. Мея. Либретто к опере
написал знаток литературы и старины, бывший
ученик Н.А. Римского-Корсакого и его друг
И.Ф.Тюменев. Первая постановка оперы состоялась 22
октября 1899г. Три оперы на сюжеты из русских
сказаний оказались зловеще пророческими. Опера
«Кащей Бессмертный» переросла в революционный
митинг, и потребовалось вмешательство полиции.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии» прозвучало гимном защитникам
Отечества. Острота сатиры и антимонархическая
направленность последней оперы «Золотой
петушок» были настолько очевидны, что
Римскому-Корсакову отказали в ее постановке,
впервые на сцене опера прозвучала уже после
смерти композитора. Всего Римский-Корсаков
написал 15, но неудача с «Золотым петушком»
окончательно подорвала его здоровье. Композитор
умер 20 июня 1908 года на даче под Петербургом в
возрасте 64 лет.
Работа остаётся у вашей команды и пригодится вам
для дальнейшего исследования
Туровская: История создания оперы
«Царская невеста»
«Царская невеста» – одна из самых
проникновенных опер Н.А.Римского-Корсакова.
Опера «Царская невеста» – реалистическая
лирическая драма, насыщенная острыми
сценическими ситуациями. В основу оперы «Царская
невеста» положена одноимённая драма русского
поэта Л.А. Мея. В опере Римского – Корсакого сюжет
не претерпел существенных изменений. В либретто,
написанное И.Ф. Тюменевым вошли многие стихи
драмы. Первая постановка оперы состоялась 22
октября 1899 года.
Крахмалюк: Почему же опера называется «Царская невеста»? В основе сюжета лежала реальная история: попытка Ивана Грозного жениться в третий раз.
Туровская: В создании оперы
композитор шел новыми путями. Он обратился к
широкой мелодии и вокалу. Стиль оперы должен был
быть певучий по преимуществу, то есть при
выразительном оркестровом звучании первое место
он отдал пению. Изумительны все сольные эпизоды.
Каждая ария – это характер, судьба, это
развернутая панорама личной драмы.
Предлагаю вашему вниманию послушать арию Марфы,
главной героини оперы «Царская невеста».
Обратите внимание на девичью красоту, на
спокойствие и умиротворение героини. Предвкушая
счастливую встречу с любимым человеком, Марфа
делится своими переживаниями со своей подругой.
Видеоролик. Слушание: «Ария Марфы» (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)
Крахмалюк Судьба Марфы Собакиной относится к малоизвестному эпизоду российской истории, но он упоминается в исторических летописях и в исследованиях Н.М. Карамзина. Вот что он пишет…
Выступление учащихся.
(Звучит увертюра)
История женитьбы Ивана Грозного на Марфе Собакиной
I-й ведущий: Смерть первой жены Анастасии Романовны и второй жены Марии Темрюковны вызвали у Ивана Грозного психические расстройства. Он приходил в необузданную ярость по малейшему поводу, а то и без всякой причины. Намеренно не женясь, царь пустился в тяжкий блуд, окружил себя множеством наложниц, обрюзг, лицо его пожелтело. А было ему всего сорок лет. Наконец, ему в голову пришла мысль сыграть еще одну свадьбу.
II-й ведущий: Иван Грозный приказал собрать в Александровой слободе лучших красавиц со всей России на «смотрины», чтобы выбрать себе невесту. Всего прибыло около двух тысяч девиц. Выбор царя пал на 19-летнюю Марфу Собакину, дальнюю родственницу опричника Малюты Скуратова. Отца ее, Василия Собакина, Иван Грозный тут же сделал боярином и подарил ему село Ильинское-Телешово, куда вскоре Собакины переселились.
I-й ведущий: Самой царице Марфе в Ильинском-Телешове бывать не пришлось, так как царь торопил со свадьбой, которая и состоялась 28 октября того же 1571 г. в Троицком соборе Александровой слободы. В этот же день Марфа занемогла, вечером слегла и больше не поднималась; 13 ноября она скончалась. Похоронили ее со всеми царскими почестями в московском (кремлевском) Вознесенском женском монастыре, где обычно хоронили цариц и княгинь. Как известно, смерть молодой царицы Иван Грозный приписал «злой порче» со стороны ненавистных ему людей, в том числе некоторых Собакиных. Шли слухи о том, что царскую невесту отравили. По «розыску» о смерти Марфы пошло на плаху двадцать человек.
II-й ведущий: Можно представить, как неистовствовал Иван! Ведь по христианскому обычаю, он не имел право больше жениться. Тогда царь велел созвать церковный собор, и послушные ему иерархи признали брак с Марфой недействительным, что позволяло им дать разрешение царю жениться еще раз. Они лишь потребовали от царя покаяния и наложили на него легкую епитимью – совершать каждый день сто поклонов перед иконами в течение одного года. Так и вошла в нашу историю Марфа Васильевна Собакина – не законной женой Ивана Грозного, а царской невестой.
Крахмалюк И вот что крайне любопытно: когда в 1928 году в Московском Кремле вскрыли гробницу Собакиной, несчастная невеста лежала, как живая, совершенно не изменившись, словно спала, хотя прошло более 350 лет с момента ее погребения. «Присутствующим показалось, что совершилось чудо: в гробу лежала очаровательная девушка, правда, мертвенно бледная, но будто живая». Объяснения этому феномену так и не нашли. Однако умершие от яда так не сохраняются...
Туровская Невозможно постичь оперу без предварительного изучения сюжета. В стенах театра, перед спектаклем обычно предлагают программки. Но, к сожалению, в типографии произошла техническая проблема, и некоторые слова остались не пропечатанными. Мы предлагаем вам восстановить отсутствующий текст. На выполнение этого задания отводится 5 мин. Не забывайте о первом выполненном задании. Оно вам поможет в полном восстановлении программки.
Самостоятельная работа: восстановление театральной программки – 5 мин.(Приложение 1)
(Звучит увертюра)
Туровская Вы познакомились с кратким содержанием оперы. Для получения более полного впечатления о сюжете оперы предлагаю вашему вниманию музыкальный фрагмент о признании Грязного в содеянном и арию обезумевшей от горя Марфы. Эта полная драматизма сцена является кульминацией оперы.
Видеоролик. Слушание: «Ария Грязного» и «Ария Марфы». (Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред.)
Крахмалюк Восстановленные программки остаются у вас. Я рекомендую взять их с собой на спектакль. Предлагаю вернуться к вашим ожиданиям в начале урока. Прошу озвучить те вопросы, которые вы имели в начале урока и получили ли вы на них ответы в процессе нашего занятия.
В заключение, предлагаю вам осмыслить сегодняшний урок, полученную информацию. Я прошу вас взять по листу с незаконченной фразой и завершить её.
Лично мне…
Для меня стало открытием того, что…..
К сожалению …..
Мне удалось осознать …..
Неожиданным для меня стало …..
Мне кажется, что …..
Было бы лучше, если бы …..
Без сомнения …..
К своему удивлению я …..
Я считаю что …..
Я уверен(а), что …..
Меня приятно удивило, что …..
Туровская: Подводя итог нашей встречи,
хочется подчеркнуть общее и разное в истории и
музыке. Музыка – это переживаемые нами мысли,
чувства, эмоции. История – это объективно
переживаемая реальность. Исторический сюжет
придает музыкальному произведению особый
интерес. Музыка, отображающая конкретный
исторический момент, придает ему яркость и
образность.
Спасибо большое за творческое сотрудничество.
Крахмалюк: В нашей школе как всегда, первая неделя марта открывает театральный сезон. В связи с этим объявляется конкурс «Театр+мы» . Одним из этапов конкура является написание рецензии на просмотренный спектакль. В качестве домашнего задания вам предлагается написать рецензию на спектакль «Царская невеста». Лучшие работы будут отмечены на внутришкольном этапе конкурса, а победители отправлены на конкурс проекта «Дети на оперной сцене» и размещены на сайте.