ХОД УРОКА:
Оргмомент
(Необходим для мобилизации внимания школьников, создания мотивации к действиям на уроке, подготовки детей к общению)
- Приветствие учителя.
- Постановка общей цели и задач урока:
А) Для учителя:
Цели:
- повторение орфографических правил о правописании гласных в корне слова;
- закрепление навыка учащихся распознавать в слове шипящие и выделять графически орфограммы в корне слова;
- развитие умения учащихся пользоваться приёмами языкового анализа при объяснении написания слов с орфограммами в корне, приёмами сравнения при подборе однокоренных слов в качестве проверочных;
- формирование умения школьников самостоятельного мышления, применения своих творческих способностей в ходе закрепления изученного материала.
Задачи:
- дать понятие об особенностях анализа орфограмм в корне слова;
- показать алгоритм определения гласных О-Ё в корне слова;
- сформировать навык нахождения орфограммы правописания гласных О-Ё в корне слова.
Б) Для учеников:
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке?
(о правописании гласных О и Ё после шипящих в
корне слова)
– Как называется наука о правописании слов? (Орфография)
– Что является единицей орфографии? (Орфограмма)
– Что мы называем орфограммой? (Написание в
слове, которое выбирается между вариантами по
определённому правилу)
– В какой части слова может оказаться
орфограмма? (В любой)
– В чём особенность правописания гласных в корне
слова? (Для определения гласной в корне
необходимо подбирать проверочные однокоренные
слова)
– Какими могут быть гласные-орфограммы в корне? (Проверяемые
и непроверяемые)
– Приведите примеры слов с проверяемой
безударной гласной в корне слова
– Приведите примеры слов с непроверяемой
безударной гласной в корне слова.
– Итак, цель нашего урока такова: продолжить
повторение орфограмм в корне слова, сегодня мы
будем говорить более подробно о гласных О и Ё
после шипящих в корне.
– Какие задачи стоят перед каждым из вас? (Находить
гласные О и Ё после шипящих в
корне; выделять орфограмму в корне; подбирать
проверочные слова.)
Проверка домашнего задания
– Однако сначала проверим выполнение домашнего задания.
(Необходимо установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы, устранить их)
1. Индивидуальные карточки (проверка знаний и умений по теме отдельных учащихся)
Карточка № 1
Замени фразеологизмами слова и словосочетания в данных предложениях, где это возможно:
а) На ярмарке было столько народу, что я с
трудом пробрался к машине.
б) Родители так хвалили меня за
приготовленный обед, что я смутилась и даже
покраснела.
в) Нам нужно непременно попасть на
городские соревнования, чтобы участвовать в
региональной спартакиаде.
г) Работал Михаил без желания, поэтому и не
закончил поделку.
д) Мне кажется, что твой новый знакомый
говорит тебе неправду.
е) Дед всегда обращался со мной строго и
даже сурово.
Карточка № 2
Приведи 3 фразеологизма с положительной оценкой человека. Составь с ними предложения.
Карточка № 3
У доски выполнить фонетический разбор слова ПОДКЛАДКА.
2. Индивидуальное задание (проверка знаний и умения устно строить речь на лингвистическую тему)
– Подготовить устный рассказ о том, для чего нужны словари, какими словарями ты пользуешься в школе и дома.
3. Проверка выполнения домашнего упражнения (упр.83 на стр.273)
– Послушаем ответ ученика у доски.
(Назначается «эксперт», который следит за правильностью ответа, при необходимости исправляет допущенные ошибки, 3 ученика по выбору «эксперта» задают по одному дополнительному вопросу отвечающему; если он затрудняется ответить на них, то ученики отвечают сами)
Подготовка к повторению ранее изученного материала
(Необходимо дать ученикам установку на запоминание и практическое применение повторённых знаний, создать проблемную ситуацию)
– Сегодня на уроке у вас, ребята, будет сложная, но интересная роль: вы будите лингвистами-исследователями. Вам предстоит выявить условия, при которых в орфограмме «Правописание гласных после шипящих в корне слова» пишется буква О, а когда – Ё.
Повторение материала, изученного в начальной школе
(необходимо создать условия для повторения учащимися ранее изученного материала через самостоятельное решение языковой проблемы)
– Запишите слова в тетрадь (они записаны на доске)
щ..тка ш..рсть
ж..лудь пч..ла
пч..лка щ..тина
ш..рстка ж..лудёвый
– Сравните орфограммы в словах по плану. (Отпечатанные планы раздаются каждому ученику)
ПЛАН
- В какой части слова находится орфограмма? (В корне)
- После какой согласной пропущена гласная? (Шипящей)
- Какой выбор необходимо сделать, чтобы правильно написать пропущенную букву в словах? (О или Ё)
- Что общего и чем отличаются слова в двух столбиках? (Однокоренные слова, в первом столбике пропущенный гласный под ударением, а во втором – безударный)
- Могут ли слова из второго столбика оказаться проверочными для слов из первого? (Необходимо знать правило написания букв Ё-О после шипящих, чтобы ответить на данный вопрос)
(В скобках даны предполагаемые ответы учеников, в их планах ответы отсутствуют)
– Итак, коллеги учёные-языковеды, узнаем ответ
на вопрос в учебнике: прочитайте правило на
странице 274.
– Каков теперь ваш ответ? (Да, слова второго
столбика являются проверочными для слов из
первого).
– Что вы узнали о написании буквы О после шипящих
в корне, приведите пример.
Проведение физкультминутки
Закрепление знаний
(Необходимо проверить понимание материала, установить осознанность изученного материала и способ действий в определении признаков повторённой орфограммы)
1. Выполнение упр.87 п13(с.275) учебника(1ч)
2. Комментированное письмо.
– Записать словосочетания, выделяя и объясняя написание гласных О-Ё после шипящих.
Шоколадное печенье, спелый крыжовник, жёсткий диван, таинственный шёпот, куртка с капюшоном, шёлковое платье, опытный жонглёр, подобрать жёлудь, настоящий обжора, круглые щёки, тяжёлая ноша, обжёг руку, щёлкнул зубами, известный щёголь, гладкий шов.
(Ученик работает у доски )
3. Словарная работа
– Рассмотрите слова, устно объясните их лексическое значение, особенности написания.
Шотландия жокей
трущоба чопорный
шоссе Жора
– Составьте словосочетания с каждым словом, запишите их, выделяя орфограмму.
4. Составьте из данных слов предложение, выделите его основу, обозначьте в корнях слов изученные орфограммы.
Жора, у, крыжовник, от, изжога, сильная.
5. Запишите однокоренные слова к данным существительным. Выделите орфограмму в корне.
Пчела, вышел, черта, бечева, дешевизна, жернова, пшено, решето, челнок, щелчок.
Подведение итогов урока
(Анализ достижения цели урока, качественная и количественная оценка работы учеников на уроке)
1. Самооценка учащимися достижения цели урока.
– Вспомните, какие цели вы ставили перед собой
в начале урока.
– Удалось ли их достигнуть?
– Чему вы научились сегодня на уроке?
– Для чего вам пригодятся данные умения при
дальнейшем изучении орфографии?
2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Рефлексия
(Перед каждым учеником лежат красный, жёлтый, зелёный листы)
– Оцените каждый свою работу сегодня на уроке с
помощью листов-знаков препинания.
Поднимите жёлтый лист, если вы не научились
отличать орфограмму «Правописание гласных О и Ё
после шипящих в корне» от других орфограмм в
корне слова. Поднимите зелёный, если вы
ничему новому не научились сегодня на уроке.
Поднимите красный, если результат вашей
работы на уроке вам понравился, вы достигли
поставленной цели в начале урока.
Задание на дом
(Формулирование задач выполнения домашней работы, сопутствующие комментарии)
– Сегодня у вас есть возможность самим
выбрать домашнее задание.
1. Найти и записать в тетрадь 5 загадок, в которых
бы встречались слова с гласными О и Ё после
шипящих в корне.
2. Выполнить упражнения из учебника № 85,88 (с.275)
(Открываются упражнения, чтобы получить краткое объяснение выполнения домашней работы)
– На этом наш урок закончен.