Цель проекта:
- создать экологическую тропу на территории школьного дендрария;
- формировать у учеников основы экологической культуры;
- формировать у учеников основы здоровьесберегающей культуры.
Задачи:
- познакомить с особенностями растений школьного сада;
- научиться определять лекарственные растения
- воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;
- провести экологическую игру;
- провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы.
Введение. Обзор проекта
Особенность процесса экологического обучения
и воспитания на тропах природы состоит в том, что
он строиться на основе непринужденного усвоения
информации и норм поведения непосредственно в
природном окружении по назначению экологические
тропы делятся на прогулочно-познавательные,
познавательно-туристические и
учебно-познавательные. Наиболее
специализированы для цели обучения –
учебно-познавательные экологические тропы.
Они рассчитаны в первую очередь на посещение их
учащимися и должны быть легкодоступны. Поэтому
чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах
городских рекреаций: в парках, лесопарках,
зеленых зонах, на пришкольных территориях.
Решающее условие для выбора тропы: доступность
для посещения, привлекательность и эстетическая
выразительность окружающеголандшафта,
информационная ёмкость маршрута.
Актуальность проекта
Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы.
Реализация проекта
Паспорт экологической тропы «Лекарственные растения»
1.Название | «Лекарственные растения» |
2.Местонахождение | Г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Жасминная, Дом №8 |
3.Землепользователь | МБОУ «ООШ №43» |
4.Протяжённость | 600м |
5.Продолжительность прохождения | 45мин. |
6.Количество точек (станций) | 10 |
7.Маршрут разработан | Сумцовой Н.Ю., учителем биологии МБОУ «ООШ №43» |
8.Дата создания тропы | Март 2014 год |
Назначение тропы | Учебно- познавательная |
Краткое описание маршрута | Протяженность тропы составляет 600-700 метров. Начинается тропа с информационного щит, где показаны все станции. Каждая станция имеет свое название и назначение. |
Состояние экологической тропы | Состояние тропы хорошее. |
Необходимые мероприятия по оборудованию тропы. | Тропа находится в стадии разработки. Часть растений уже засажена. Надо досадить некоторые кустарники (боярышник, шиповник), убрать сушняк, |
Возможность использования тропы по сезонам года (межпредметная интеграция) | Биология «Фенологические изменения в природе».Музыка, ИЗО, литература «Времена года» |
Описание тропы
Учебная Экологическая Тропа – одно из средств,
приобщения детей к природе имеет большое
значение для образования и воспитания детей.
Экологическая тропа – это познание окружающей
природы и взаимосвязи её с человеком,
определение местных экологических проблем,
поиск и практическая реализация доступных для
ребят путей их решения.
Под моим руководством ученики нашей школы
начали обустраивать экологическую тропу на
территории школьного участка. Во время
экскурсии, которые проводят сами ребята,
объектами их рассказов и наблюдений служат самые
обычные деревья, кустарники,
цветочно-декоративные растения. На тропе
установлены птичьи домики.
На тропе имеются информационные листовки. Тексты
написаны на бумаге и запечатанные в файлы,
развешиваем на деревьях. В листовках содержатся
сведения о живых объектах тропы, высказывания,
стихи о природе, обращения по поводу охраны
природы
Например:
«Войди в природу другом»
«Не рви, не ломай насаждения»
«Не оставляй после себя мусор»
На тропе обязательно размещают входной аншлаг,
схему маршрутов и правила поведения.И всё-таки
наибольшее информационное значение имеют
экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат
правилам хождения по тропе, хочется напомнить
народную мудрость; “Один человек пройдёт –
оставит след, сто – тропинку, а тысяча –
пустыню”. Чтобы не превратить территорию
участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и
дорожкам. В процессе проведения экскурсии
используются небольшие этикетки-номерки
названием экологических постов. Их расставляют
перед экскурсией, а затем собирают.
В содержание экскурсий включаются сведения не
только о растениях их лечебных свойствах, но и,
проблемах взаимоотношения человека с природой.
По ходу рассказа используются художественные
описания природы в прозе и стихах, высказывания
великих людей. Всё это помогает лучше увидеть
красоту окружающего мира, пробуждает у детей
приятные эмоции и чувство бережного отношения к
живому, создаёт особый эмоциональный настрой.
Экологические тропы в школьном дворе дают
поистине неограниченные возможности для
организации учебной деятельности, причем не
только на уроках биологии и экологии, но и на
других уроках и после них. Они позволяют
развивать у детей навыки исследовательской
работы без особых организационных усилий. Ведь
всем известно, насколько трудно организовать
дальнюю экскурсию, требующую больших затрат
времени, а иногда и денег. Школьные тропы
безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы
выйти на подобную тропу, не нужно, например,
переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для
работы с детьми всех возрастов, для формирования
навыков культуры здорового образа жизни.
Очень часто можно слышать, что нет средств для
организации школьных троп. На самом деле это не
такое, уж затратное дело. Если на школьном дворе
растет с десяток деревьев, то тропу уже можно
делать. Более того, на подобной тропе можно
организовать множество коротких экскурсий,
благодаря которым дети получат, вернее, добудут
новые знания.
Экскурсии, проводимые о свойствах растений.
Тематические экскурсии готовятся ребятами,
занимающимися в экологическом кружке, и
проводятся, как правило, во внеурочное время.
Объектами нашей тропы стали: деревья, кустарники, лекарственные растения, специально высаженные на участке, альпийская горка, клумбы с различными видами цветов. Места, посещаемые птицами: деревья, на которых дети повесели кормушки и скворечники. На тропе, могут быть очень короткими, когда во время урока дети получают задание, выполняемое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвления у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, “Лесная аптека”, во время которой рассказывается о лекарственных.
Карта-схема маршрута
Описание экскурсионных объектов
1. Информационная станция (Приложение 1)
Начало тропы. Здесь находится информационный
щит и схема движения по тропе. Здесь посетители
будут знакомиться с паспортом
учебно-экологической тропы. Проводится вводная
беседа. Рассказывается о целях и задачах
экскурсии, даются инструкции по технике
безопасности и правилам поведения на тропе,
объясняются правила экологической игры,
уточняются задания. В нескольких словах
описывается предстоящий маршрут
Для 6-классников предлагается выполнить задания:
1. Определить видовой состав деревьев на
территории школьного двора.
2. Обследоватьсанитарное состояние деревьев и
выявить виды повреждений3.Оценить жизненное
состояние деревьев.
4. Сделать выводы.
2. Станция «Первоцветы» (Приложение 2)
Экскурсовод может рассказать на этой станции о разных раннецветущих растениях, если экскурсия проводиться весной. Но увидеть первоцветы мы не всегда можем во время проведения экскурсии. Поэтому после игры можно в кабинете посмотреть презентацию о первоцветах
3. Станция «Зеленая аптека» (Приложение 3)
Здесь мы выделили участок для посадки
лекарственных растений.
Диагностика уровня знаний детей по
теме: «Лекарственные растения нашей местности»
выявить уровень знаний по теме, сформировать
у школьников представления о новых
лекарственных растениях, развивать трудовые
навыки.
4. Станция «Хвойная» (Приложение 4)
В этом месте экскурсовод рассказывает о хвойных деревьях– гордости нашего школьного сада. Какие лекарства можно получить из них. Выполните задание: из коробки необходимо взять шишки и сказать к какому виду они принадлежат. (В коробке шишки,сосны, ели)
5. Станция «Березовая» (Приложение 5)
Отгадайте загадку:
Стоит Алёна,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе. На этой станции нужно будет отгадать 5 загадок.
6. Станция «Липовая» (Приложение 6)
Почему так назвали это дерево? Как можно применить это растение в лекарственных целях? Ответить на эти вопросы вам поможет данная станция.
7. Станция «Боярышниковая»
8. Станция «Шиповниковая»
9. Станция «Сиреневая» (Приложение 7)
О пользе этих кустарников, их строении ребята узнают на этих станциях, и выполнят задание: найти 3 любых семени и назвать какому растению они принадлежат
10. Станция «Викторина» (Приложение 8)
В игровой форме экскурсовод проводит викторину «Лекарственные растения».
11. Станция «Итоговая» (Приложение 9)
Камеральная
1. Оформление гербария «Лекарственные растения
и травы нашей местности».
2. Изготовление буклета экологической тропы.
Этапы реализации проекта
Название этапа |
Цель этапа |
Содержание |
Промежуточный результат |
1 этап – подготовительный | Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта»Экологическакя тропа» | 1. Анализ работы по зоологическому
воспитанию. 2. Детальное обследование территории школы и выделение наиболее интересных объектов. 3. Разработка маршрута и составление карты- схемы тропы. 4. Составление конспектов-занятий по маршруту экологической тропы. |
Определено новое направление и задачи
работы мини-музея. Разработан маршрут экологической тропы. Разработаны занятия по маршруту экологической тропы. |
2 этап – основной | Реализация работы по маршруту экологической тропы | 1. Выбор объектов для проведение
занятий. 2. Проведение последовательных занятий по маршрут экологической тропы. 3. Камеральный. Изготовление гербария «Лекарственные растения своей местности.» |
Отработана технология проведения занятий по маршруту тропы. |
3 этап – контрольный. | Анализ результативности выполнения поставленных задач. | 1. Проведение итоговой экскурсии. 2. Разработка методических рекомендаций по использованию экологической тропы. 3. Офыормление фотогазеты. |
1. Выполнение заданий проекта. 2. Выпуск методических мероприятий. |
Заключение
Реализация данного проекта возможна в
образовательном учреждении любого типа.
Основными участниками
воспитательно-образовательного процесса
являются обучающиеся, их родители и
педагоги.
В результате реализации проекта:
- повысился уровень экологических знаний школьников;
- повысился уровень знаний о здоровом образе жизни всех участников реализации проекта;
- повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Литература
1. Н. Данилова, Л.Соловьев, А. Кемемерих
«Времена года» изд.«Мысль», Москва 1964.
2. Л. Соловьев Книга о природе Кузбасса,
Кемерово, 2008.
3. Н.Зеленин Свидание с природой. Кемеровское
книжное издание, 1971г.
4. С.Д.Тивяков Поэтическая россыпь
Новокузнецк – 2005.
5. Л.И.Соловьев Краеведческие игры. Кемерово,
2004.
6. Л.И.Соловьев Живи Земля Кузнецкая,
Кемерово,1997
7. Электронный ресурс Красная книга Кузбасса.