Подготовительная работа:
- Команды придумывают названия и девиз для своей команды;
- Подготовка домашнего задания: небольшое сообщение об организациях, занимающихся защитой и охраной животных;
- Узнать значение слова «раритет».
- Дети учат стихи по теме игры(учитель раздает материал)
Оборудование и материалы:
- Интерактивная доска, проектор;
- Презентация по теме урока;
- Ноутбуки с загруженными материалами (фильм для станции «Знатоки») – 8 штук, по 2 на каждую группу;
- Наушники, по количеству ноутбуков;
- Видеоролики о животных, занесенных в Красную книгу Подмосковья продолжительностью не более 5 минут. Видео записано на детские ноутбуки;
- Демонстрационная карта Подмосковья;
- Атласы (или карта Подмосковья) для работы каждой группы;
- Жетоны с изображением животных;
- Карточки с распечатанными правилами поведения на природе, разложенные в конверты по количеству групп;
- Красная книга Подмосковья;
- Распечатанный материал о животных из Красной книги для каждой команды (в связи с невозможностью обеспечить каждую команду Красной книгой);
- Таблицы для работы после просмотра видеоролика;
- Табло для выставления баллов;
- Оценочные листы для работы жюри.
Участники игры: 4 команды по 4 человека.
ХОД ИГРЫ
Входят участники, строятся перед жюри.
Проходит представление команд и команды
занимают места (по 4 человека за каждый стол).
Участникам предстоит договориться о том какую
работу они будут выполнять: просматривать
видеоролик или работать с картой.
Презентация. СЛАЙД 1 «Название игры»
– Сегодня мы проводим игру по станциям «Красная книга Подмосковья».
СЛАЙД 2
– Девиз нашей игры: «Превращая природу в
раритет, мы рискуем стать следующим
экспонатом…» программа «парки
Подмосковья».
– Давайте объясним значение слова «раритет» …..
– Я думаю, что никто из нас не хочет стать
раритетом.
Дети читают стихи.
1. У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
И ей для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.2. Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймет он наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы
И без природы нам конец?
– Ребята, в нашей области очень много разных растений и животных. Но среди них есть такие, которых осталось очень мало. Из так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы учащихся)
СЛАЙД 3
– Редкие растения и животные в нашей стране и в других странах мира охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают эти законы. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: «Как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
СЛАЙД 4
– Вот ученые решили издать Красную Книгу. Но
почему именно красную, а не какого-нибудь другого
цвета? (Ответы учащихся)
Верно, потому, что красный цвет – цвет опасности!
Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек!
Подумай о природе! Не слишком ли ты вольно
пользуешься щедростью природы? Все только берешь
и берешь!
– Вот как выглядит Красная книга нашей области (демонстрация
учителем Красной Книги Подмосковья)
– Путешествуя по Подмосковью мы с вами поговорим
о животных, занесенных в Красную книгу
Подмосковья.
1 станция «Знатоки» (фильм 1, фильм 2, фильм 3, фильм 4. Спрашивайте видеоматериалы у автора статьи. Прим. ред)
Цель работы: представить информацию о животном.
Двое детей, надев наушники, просматривает видеоролик о животном (продолжительность до 5 минут). После этого они заполняют пропуски в тексте. Каждый ребенок самостоятельно смотрит фильм, а работают с текстом совместно. (Приложение 1)
2 станция «Картографы»
Цель работы: дополнить ответ первой
пары, найти и показать на карте места обитания
животного.
В это же время, двое других участников команды
работают с материалом из Красной книги. Им
необходимо найти материал о среде обитания
животного, нанести метки на карте.
Итог работы на этих двух станциях: участники первой группы зачитывают материал о животном, а участники второй группы показывают на карте места обитания данного животного.
(Во время работы каждой группы в презентации показаны животные, о которых идет речь).
Жюри оценивает работу каждой группы (Приложение 2)
3 станция «Правила»
Цель работы: повторить правила пребывания в природе.
Ранее подготовленные ученики разыгрывают сценку.
Ведущий:
Ребята вышли погулять во двор,
И вот какой случился разговор:
1 ученик:
Сегодня День Земли, я знаю точно,
И мы должны придумать что-то срочно!
2 ученик:
Мы в этот день, весенний, теплый, яркий,
Земле преподнесем свои подарки.
1 ученик:
Ну, вот придумал!
Мы же еще дети!
А дети – это знают все на свете –
Растут сначала сами, а потом
Полезным занимаются трудом.
3 ученик:
Все вер6но!
Вот когда я подрасту,
Исполню главную свою мечту:
Я посажу вот здесь красивый сад,
И каждый отдохнуть здесь будет рад!
4 ученик:
Я специальные построю здания,
Где очищают воздух для дыхания!
5 ученик:
А я огромную машину соберу,
Чтоб собирала мусор поутру.
Ведущий:
Пока ребята спорили о том,
Какой подарок сделать им потом,
Кирилл конфетные бумажки убирал,
У дерева он сломанную ветку подвязал,
На клумбе посадил он яркие цветы
И выкрасил забор для красоты.
1 ученик:
Ну вот! Опять он занят пустяками,
Когда мы с вами делимся мечтами!
2 ученик:
Кирилл! Тебе заняться, что ли нечем?
Весь день прошел, и наступает вечер.
3 ученик:
Мы спорили, кричали! Ты молчал!
И ничего про свой подарок не сказал!
Кирилл:
Я вам скажу:
Земля – наш общий дом!
И кто же позаботится о нем?
Чтобы все звери, люди и цветы
В нем жили по законам красоты?
Мы сами!
Кто со мной, друзья?
1 ученик: Я!
2 ученик: Я!
3 ученик: Я!
4 ученик: Я!
1 ученик:
Я понял! Будем каждый день, заботится о том,
Чтоб был прекрасней, чище общий дом!
Ведущий:
Вот так договориться все смогли,
Что лучше нет подарка для Земли.
Учитель: Ребята, а мы с вами можем что – то сделать для сохранения природы?
Задание: составить правила пребывания в природе.
– На столах конверты с правилами. Учащиеся должны выбрать правила, лишние сдать в жюри.(Приложение 3)
Ученик:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли–
Зовется этот дом.
Жюри оценивает работу каждой группы.
Учитель: К началу двадцатого века стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению животного и растительного мира. Дело охраны природы касается каждого на земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечают Международный день охраны окружающей среды. В нашей стране принят ряд законов об охране окружающей природы. В конституции РФ, главном законе страны, написано: «Граждане России обязаны беречь природу и охранять ее богатства….»
4 станция «Защитники»
Цель работы: обратить внимание
участников на то, что существуют международные
организации по охране природы.
На этой станции команды должны рассказать об
организациях, занимающихся охраной и защитой
природы. Каждая команда рассказывает об одной
организации по жребию.
Жюри оценивает работу каждой группы.
Ученик:
Берегите землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!.
Жюри подводит итоги игры. Награждение команд.