Урок географии по теме «Природные зоны тундр и степей». 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: формирование знаний об особенностях природы тундры и степи.

Задачи:

  • сформировать знания об особенностях природных зон – тундры и степи;
  • выявить условия формирования безлесных ландшафтов;
  • формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
  • сравнить природу тундры и степи: найти общие и отличительные черты;
  • развивать аналитико-синтетические способности учащихся;
  • развивать внимание, память;
  • развивать умения сравнивать, делать выводы;
  • формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.

Тип  урока: изучение нового материала.

Оборудование: электронный  учебник по географии (8 класс), схема «Взаимосвязь типов  почв с  климатом  и  растительностью», схема «Тундра и степь», слайды «Природные зоны тундр и степей».

ХОД УРОКА

1. Приветствие

2. Сообщение темы и цели урока

Тема урока: Природные зоны тундр и степей (Презентация, слайд 1).
Цель урока: Сравнить природу тундры и степи: найти общие и отличительные черты (слайд 2).

3. Изучение нового материала

1. Особенности природы тундры и степи.

а)  Самостоятельное изучение  особенностей природы тундры и степи (материал электронного учебника). Учащиеся работают в парах. 

Алгоритм:

– природно-хозяйственное районирование;
– географическое положение;
– растительность;
– животный мир.

Изучая природу тундры и степи, учащиеся записывают основные характеристики природы.

б)  Учащиеся называют  основные характеристики природы тундры и степи
(слайд 3)

Основные характеристики природы тундры и степи

Тундра

Степь

  • полярные день и ночь;
  • малая мощность снежного покрова и его позднее таяние;
  • сильные ветры;
  • короткое лето с низкими температурами;
  • обилие озер и болот;
  • многолетняя мерзлота;
  • господство мхов, лишайников и кустарничков;
  • лемминги, песцы, северные олени, полярные совы;
  • обилие перелетных птиц летом;
  • обилие цветов летом
  • засушливый климат;
  • короткая зима, жаркое длинное лето;
  • засухи, суховеи;
  • малая мощность снежного покрова;
  • господство разнотравно-злаковой растительности;
  • обилие цветов весной;
  • плодородные почвы;
  • суслики, байбаки, зайцы, жаворонки, куропатки, волки, лисы.

2. Сравнение природы тундры и природы степи.

а) Учащиеся читают отрывки из литературных произведений и отвечают на вопросы:

– Чем отличается природа тундры от природы степи?
– Что общего в природе тундры и степи?

В  тундре

«Под ногами хлюпает мокрый мох. Низенькими светлыми трубочками топорщится ягель. Рассыпалась морошка. Клумбочками растут лиловые камнеломки, желтые лютики, голубые незабудки – окраска цветов здесь ярче, чем в лесной полосе. На пригорках у песцовых нор – густая трава. Летят гуси, бежит, попискивая, бесхвостый зверек – пеструшка. В тундре, на зеленовато-бурой поверхности, разбрызганы тысячи круглых озер. Местами озера занимают больше пространства, чем земля…»

А. Брэм

В степи

«Сжатая рожь, бурьян, молочай – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. В траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную  музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла…»

А. Чехов

б)  Учащиеся работают со схемой «Взаимосвязь  типов  почв с  климатом  и  растительностью», устанавливают зависимость растительного покрова и животного мира от климата, выявляют причины различий  (слайд 4) (Приложение 1)

– Как приспособились растения и животные к полуэкстремальным  условиям тундры и степи? (слайд 5)

Приспособления растений и животных к полуэкстремальным условиям тундры и степи

  • низкорослость;
  • стелющиеся по поверхности корни;
  • мелкие листья;
  • распространение эфемеров – растений, которые за короткий период успевают развиться и отцвести;
  • длинные корни;
  • узкие листья, колючки;
  • густой мех;
  • способность быстро бегать;
  • способность запасать влагу в луковицах и корневищах.

– Какие из этих приспособлений характерны и для тундры, и для степи?
– Какие приспособления характерны только для степи?

в) Сравнение образа жизни людей в этих природных зонах.

– Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека?
– Какие виды хозяйственной деятельности должны быть основными в тундре, в степи?

г) Учащиеся заполняют схему «Тундра и степь», проверяют правильность заполнения схемы (слайд 6) (Приложение 2), комментируя задание.

4. Закрепление нового материала

1. Учащиеся выполняют практические задания по электронному  учебнику  с помощью  алгоритма.

Алгоритм работы с электронным учебником.

– Природно-хозяйственное районирование
– Арктическая пустыня и тундра
– Практика – задание 4 и 6
– Меню
– Природно-хозяйственное районирование
– Лесостепи и степи
– Практика – задание 5

2. Учащиеся передают учителю карточки с итогами работы со схемой «Тундра и степь» и результатами выполнения практических заданий электронного  учебника.

5. Завершение урока

Учитель обращает внимание учащихся на цель,  которую  ставили  в начале урока.

– Кто считает, что цель урока выполнена?

Домашнее задание.