Цель: формирование знаний об особенностях природы тундры и степи.
Задачи:
- сформировать знания об особенностях природных зон – тундры и степи;
- выявить условия формирования безлесных ландшафтов;
- формировать умения объяснять зависимость между компонентами природы;
- сравнить природу тундры и степи: найти общие и отличительные черты;
- развивать аналитико-синтетические способности учащихся;
- развивать внимание, память;
- развивать умения сравнивать, делать выводы;
- формировать понимание необходимости бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: электронный учебник по географии (8 класс), схема «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», схема «Тундра и степь», слайды «Природные зоны тундр и степей».
ХОД УРОКА
1. Приветствие
2. Сообщение темы и цели урока
Тема урока: Природные зоны тундр и степей (Презентация, слайд 1).
Цель урока: Сравнить природу тундры и степи:
найти общие и отличительные черты (слайд 2).
3. Изучение нового материала
1. Особенности природы тундры и степи.
а) Самостоятельное изучение особенностей природы тундры и степи (материал электронного учебника). Учащиеся работают в парах.
Алгоритм:
– природно-хозяйственное районирование;
– географическое положение;
– растительность;
– животный мир.
Изучая природу тундры и степи, учащиеся записывают основные характеристики природы.
б) Учащиеся называют основные
характеристики природы тундры и степи
(слайд 3)
Основные характеристики природы тундры и степи
Тундра |
Степь |
|
|
2. Сравнение природы тундры и природы степи.
а) Учащиеся читают отрывки из литературных произведений и отвечают на вопросы:
– Чем отличается природа тундры от природы
степи?
– Что общего в природе тундры и степи?
В тундре
«Под ногами хлюпает мокрый мох. Низенькими светлыми трубочками топорщится ягель. Рассыпалась морошка. Клумбочками растут лиловые камнеломки, желтые лютики, голубые незабудки – окраска цветов здесь ярче, чем в лесной полосе. На пригорках у песцовых нор – густая трава. Летят гуси, бежит, попискивая, бесхвостый зверек – пеструшка. В тундре, на зеленовато-бурой поверхности, разбрызганы тысячи круглых озер. Местами озера занимают больше пространства, чем земля…»
А. Брэм
В степи
«Сжатая рожь, бурьян, молочай – все побуревшее
от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою
и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь
зацвести. В траве перекликались суслики, где-то
далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток,
испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким
«тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки,
скрипачи и медведки затянули в траве свою
скрипучую, монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась,
воздух застыл, и обманутая степь приняла свой
унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь
замерла…»
А. Чехов
б) Учащиеся работают со схемой «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», устанавливают зависимость растительного покрова и животного мира от климата, выявляют причины различий (слайд 4) (Приложение 1)
– Как приспособились растения и животные к полуэкстремальным условиям тундры и степи? (слайд 5)
Приспособления растений и животных к полуэкстремальным условиям тундры и степи
- низкорослость;
- стелющиеся по поверхности корни;
- мелкие листья;
- распространение эфемеров – растений, которые за короткий период успевают развиться и отцвести;
- длинные корни;
- узкие листья, колючки;
- густой мех;
- способность быстро бегать;
- способность запасать влагу в луковицах и корневищах.
– Какие из этих приспособлений
характерны и для тундры, и для степи?
– Какие приспособления характерны только для
степи?
в) Сравнение образа жизни людей в этих природных зонах.
– Как природные условия влияют на
хозяйственную деятельность человека?
– Какие виды хозяйственной деятельности должны
быть основными в тундре, в степи?
г) Учащиеся заполняют схему «Тундра и степь», проверяют правильность заполнения схемы (слайд 6) (Приложение 2), комментируя задание.
4. Закрепление нового материала
1. Учащиеся выполняют практические задания по электронному учебнику с помощью алгоритма.
Алгоритм работы с электронным учебником.
– Природно-хозяйственное районирование
– Арктическая пустыня и тундра
– Практика – задание 4 и 6
– Меню
– Природно-хозяйственное районирование
– Лесостепи и степи
– Практика – задание 5
2. Учащиеся передают учителю карточки с итогами работы со схемой «Тундра и степь» и результатами выполнения практических заданий электронного учебника.
5. Завершение урока
Учитель обращает внимание учащихся на цель, которую ставили в начале урока.
– Кто считает, что цель урока выполнена?
Домашнее задание.