Цель урока: создать условия для формирования практических навыков и умений применять полученные знания по данной теме через организацию самостоятельной деятельности.
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторение формулы расчета плотности, массы, объема;
- формирование навыков решения задач разного типа – расчетные, качественные, экспериментальные.
- Развивающие:
- развитие мыслительных операций;
- развитие навыков сравнения физических величин и работы с таблицей плотностей;
- Воспитательные:
- формирование познавательного интереса к физике;
- воспитание умения самостоятельного поиска решений и работы в группах;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Тип урока: урок повторения, закрепления и коррекции знаний.
Структура урока:
Организационный
момент
1 мин.
Целеполагание и
мотивация
4 мин.
Актуализация опорных
знаний 4 мин.
Решение качественных
задач 5
мин.
Решение расчётных
задач
14 мин.
Решение экспериментальной задачи 7 мин.
Подведение
итогов
2 мин.
Домашнее
задание
1 мин.
Рефлексия
2 мин.
Ресурсы: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, кусок утеплителя прямоугольной формы, лабораторные приборы – весы, мензурка с водой.
Используемые технологии: слайдовая технология, игровая технология, здоровье сберегающая технология, проблемная технология.
Место урока в образовательном процессе: данный урок проводится после лабораторной работы «Измерение плотности вещества» и является 3-м в изучении темы «Плотность вещества».
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Используемая литература:
Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные
работы в новом формате. – М.: «Интеллект-Центр»,
2012.
Марон А.Е. Физика . 7 класс:
учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2011.
Чеботарёва А.В. Тесты по физике: 7 класс. – М.:
Издательство «Экзамен», 2010.
Этапы урока |
Цели этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1. Организационный момент | – создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок; | Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов. | Концентрация внимания, быстрое включение обучающихся в деловой ритм | ||||||||||||
2. Целеполагание и мотивация Учитель:
Предлагаю вам проверить готовность вашего
мышления к уроку. Ваша задача решить анаграмму. (Презентация. Слайд 1). Формулировка целей урока (Слайд 4) – Сегодня урок у нас будет необычный. Он
пройдёт в форме игры «Физическая эстафета». В
эстафете вас ждут «препятствия», которые тяжело
преодолеть в одиночку, поэтому попрошу вас
разделиться на группы и занять свои места. |
– создание условий для
возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность; – формулировка темы, цели деятельности на уроке |
Формулирует задание для
учащихся; проводит эвристическую беседу; знакомит с темой и целями урока, с правилами физической эстафеты |
Решают анаграмму, анализируют, обобщают, участвуют в эвристистической беседе, записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с правилами игры «Физическая эстафета», рассаживаются по группам. | ||||||||||||
3. Актуализация знаний Учитель:
Первый этап эстафеты проверит ваши
теоретические знания. «Установи соответствия»
его название. |
– организация актуализации
теоретических знаний учеников по теме
«Плотность вещества»; – развитие памяти, внимания, логического мышления; – уточнение следующего шага учебной деятельности |
В формате презентации проводит
первый этап игры; инструктирует учащихся; организует самопроверку работы. |
Участвуют в игре; выполняют задания с самопроверкой; работают с листом достижений; |
||||||||||||
4. Решение качественных задач –
Следующий этап получил название «Подумай и
ответь» (Приложение 2).
Вам будет предложено 8 вопросов, на которые
должны ответить за 3 минуты Максимальный балл – 5.
Поднятая рука означает, что вы справились с
заданием досрочно. |
– создание условий для
применения полученных знаний при решении
качественных задач; – осуществление межпредметных связей (математика, знание мер); |
Проводит второй этап игры: инструктирует учащихся; раздаёт карточки с заданиями; наблюдает за временем; организует взаимопроверку работ. |
Участвуют в игре; выполняют задания с взаимопроверкой; работают с листом достижений; |
||||||||||||
5. Решение расчётных задач –
На третьем этапе вы должны продемонстрировать
умение решать и правильно оформлять задачи. |
– создание условий для
применения полученных знаний при решении
расчётных задач; – отработка правильности оформления физических задач; – осуществление межпредметных связей (математика, русский яз.); |
Проводит третий этап игры: инструктирует учащихся; раздаёт карточки с заданиями; организует проверку работ и соблюдение временного интервала; озвучивает полученные баллы. |
Участвуют в игре; решают задачи; работают с листом достижений; |
||||||||||||
6. Физкультминутка –
Давайте немного отдохнём. Встали. Представьте,
что вы мчитесь верхом на конях.
Продемонстрируйте, что с вами произойдет, если
ваш конь резко повернет |
Проводит физкультминутку; задаёт вопросы. |
Выполняют физкультминутку; отвечают на вопросы. |
|||||||||||||
7. Решение экспериментальной
задачи – У меня в руках теплоизоляционный материал, плотность которого вы должны найти. Это последнее испытание. Необходимые приборы и материалы для этого можно найти на демонстрационном столе. Время выполнения – 5 минут. |
– создание условий для
применения полученных знаний при решении
экспериментальных задач; – отработка навыков работы с измерительными приборами |
Проводит четвёртый этап игры: инструктирует учащихся; раздаёт тела, плотности которых надо определить; организует проверку и соблюдение временного интервала; консультирует учащихся по необходимости; озвучивает полученные баллы. |
Участвуют в игре; выбирают необходимые измерительные приборы; выполняют измерения; рассчитывают плотность вещества; работают с листом достижений. |
||||||||||||
8. Подведение итогов –
Вы прошли последний этап эстафеты, а теперь
предстоит оценить работу группы и каждого. |
– оценивание работы группы и каждого учащегося | Инструктирует учащихся; собирает листы достижений и озвучивает оценки. |
Заполняют лист достижений; Выставляют самооценки и рассчитывают средний балл(оценка в дневник). |
||||||||||||
9. Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Взаимодействие тел», раб. тетр. с. |
Комментирует домашнее задание, отвечает на возникшие вопросы учащихся | Записывают задание в дневник; выставляют оценку за урок |
|||||||||||||
10. Рефлексия – Попробуйте оценить свою работу на уроке. – Чему вы научились на уроке? – Достигли ли цели? Заполните таблицу:
|
– развитие мыслительных
операций: анализ, синтез, обобщение – рефлексия своей деятельности на уроке |
Задает вопросы; организует работу с таблицей |
Отвечают на вопросы; заполняют таблицу |