Урок физики «Решение задач по теме "Плотность вещества"». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: создать условия для формирования практических навыков и умений применять полученные знания  по данной теме через организацию самостоятельной деятельности.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • повторение формулы расчета плотности, массы, объема;
    • формирование навыков решения задач разного типа – расчетные, качественные, экспериментальные.
  • Развивающие:
    • развитие мыслительных операций;
    • развитие навыков сравнения физических величин и работы с таблицей плотностей;
  • Воспитательные:
    • формирование  познавательного интереса к физике;
    • воспитание  умения самостоятельного поиска решений и работы в группах;
    • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи  и поддержки.

Тип урока: урок повторения, закрепления и коррекции знаний.

Структура урока:

Организационный момент                  1 мин.
Целеполагание и мотивация               4 мин.
Актуализация опорных знаний          4 мин.
Решение качественных задач             5 мин.
Решение расчётных задач                 14 мин.
Решение экспериментальной задачи 7 мин.
Подведение итогов                              2 мин.
Домашнее задание                               1 мин.
Рефлексия                                             2 мин.

Ресурсы: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, кусок утеплителя прямоугольной формы,  лабораторные приборы – весы, мензурка с водой. 

Используемые технологии: слайдовая технология, игровая технология, здоровье сберегающая технология, проблемная технология.

Место урока в образовательном процессе: данный урок проводится после лабораторной работы «Измерение плотности вещества» и является 3-м в изучении темы «Плотность вещества».

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Используемая литература: 

Пёрышкин А.В.  Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Годова И.В. Физика. 7 класс. Контрольные работы в новом формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2012.
Марон А.Е. Физика . 7 класс: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2011.
Чеботарёва А.В. Тесты по физике: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент – создание позитивного эмоционального  настроя учеников  на урок; Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов. Концентрация внимания, быстрое включение обучающихся в деловой ритм
2. Целеполагание и мотивация

Учитель: Предлагаю  вам проверить готовность вашего мышления к уроку. Ваша задача решить анаграмму. (Презентация. Слайд 1).
– Попробуйте сформулировать тему урока, используя эти слова?
Выслушав ответы детей, учитель формулирует тему урока и просит записать её в ученические тетради. (Слайд 3)
– Прочитав ещё раз тему урока, попробуйте сформулировать цели урока.

Формулировка целей урока (Слайд 4)

– Сегодня урок у нас будет необычный. Он пройдёт в форме игры «Физическая эстафета».  В эстафете вас ждут «препятствия», которые тяжело преодолеть в одиночку, поэтому попрошу вас разделиться на группы и занять свои места.
– У каждой группы свой лист достижений, куда будут вноситься результаты.
– Прошу записать в лист достижений состав групп (Приложение 1).
– Готовы к испытаниям? Удачи!

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
–  формулировка  темы, цели  деятельности на уроке
Формулирует задание для учащихся;
проводит эвристическую беседу;
знакомит с темой и целями урока,  с правилами физической эстафеты
Решают анаграмму, анализируют, обобщают, участвуют в эвристистической беседе, записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с правилами игры «Физическая эстафета», рассаживаются по группам.
3. Актуализация знаний

Учитель: Первый этап эстафеты проверит ваши теоретические знания. «Установи соответствия» его название.
Время на обдумывание каждого задания – 30 секунд. Ответ – трёхзначное число, записанное в лист достижений
(Слайд 5-9)
– Выполните самопроверку   и поставьте себе оценку в лист достижений (Слайд 10)

– организация актуализации теоретических знаний учеников по теме «Плотность вещества»;
– развитие памяти, внимания, логического мышления;
– уточнение следующего  шага учебной деятельности
В формате презентации проводит первый этап игры;
инструктирует учащихся;
организует самопроверку работы.
Участвуют в игре;
выполняют задания с самопроверкой;
работают с листом достижений;
4. Решение качественных задач

– Следующий этап получил название «Подумай и ответь» (Приложение 2). Вам будет предложено 8 вопросов, на которые должны ответить за 3 минуты Максимальный балл – 5. Поднятая рука означает, что вы справились с заданием досрочно.
По истечении времени группы меняются местами и выполняют взаимопроверку. (Слайд 12)

– создание условий для применения  полученных знаний при решении качественных задач;
– осуществление межпредметных связей (математика, знание мер);
Проводит второй этап игры:
инструктирует учащихся;
раздаёт карточки с заданиями;
наблюдает за временем;
организует взаимопроверку работ.
Участвуют в игре;
выполняют задания с взаимопроверкой;
работают с листом достижений;
5. Решение расчётных задач

– На третьем этапе вы должны продемонстрировать умение решать и правильно оформлять задачи.
Время работы над задачами –10 минут.
Каждая задача оформляется на отдельном листе и сразу же сдаётся учителю на проверку. У каждой задачи свой вес.(Приложение 3)

– создание условий для применения  полученных знаний при решении расчётных задач;
– отработка правильности оформления физических задач;
– осуществление межпредметных связей (математика, русский яз.);
Проводит третий этап игры:
инструктирует учащихся;
раздаёт карточки с заданиями;
организует проверку работ и соблюдение временного интервала;
озвучивает полученные баллы.
Участвуют в игре;
решают задачи;
работают с листом достижений;
6. Физкультминутка

– Давайте немного отдохнём. Встали. Представьте, что вы мчитесь верхом на конях. Продемонстрируйте, что с вами произойдет, если ваш конь резко повернет
налево?
направо?
резко остановится?
А если резко поедет вперёд?
– Ребята, какое явление проявляется в нашей физкультминутке? А в чем оно заключается?

  Проводит физкультминутку;
задаёт вопросы.
Выполняют физкультминутку;
отвечают на вопросы.
7. Решение экспериментальной задачи

– У меня в руках теплоизоляционный материал, плотность которого вы должны найти. Это последнее испытание.  Необходимые приборы и материалы для этого можно найти на демонстрационном столе. Время выполнения – 5 минут.

– создание условий для применения  полученных знаний при решении экспериментальных задач;
– отработка навыков работы с измерительными приборами
Проводит четвёртый этап игры:
инструктирует учащихся;
раздаёт тела, плотности которых надо определить;
организует проверку и соблюдение временного интервала;
консультирует учащихся по необходимости;
озвучивает полученные баллы.
Участвуют в игре;
выбирают необходимые измерительные приборы;
выполняют измерения;
рассчитывают плотность вещества;
работают с листом достижений.
8. Подведение итогов

– Вы прошли последний этап эстафеты, а теперь предстоит оценить работу группы и каждого.
– Заполните лист достижений и выставите самооценки и оценки в дневник.

– оценивание  работы группы  и каждого учащегося Инструктирует учащихся;
собирает листы достижений и озвучивает оценки.
Заполняют лист достижений;
Выставляют самооценки и рассчитывают средний балл(оценка в дневник).
9. Домашнее задание

Составить кроссворд по теме «Взаимодействие тел», раб. тетр. с.

  Комментирует домашнее задание, отвечает на возникшие вопросы учащихся Записывают задание в дневник;
выставляют оценку за урок
10. Рефлексия
– Попробуйте оценить свою работу на уроке.
– Чему вы научились на уроке?
– Достигли ли  цели?
Заполните таблицу:
1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен (на)/не доволен(на)
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я устал(а)/ не устал(а)
5. Материал урока мне был полезен/ не полезен
интересен/ скучен
6. Попробуй сформулировать свое мнение об уроке  
– развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение
– рефлексия  своей деятельности на уроке
Задает вопросы;
организует работу с таблицей
Отвечают на вопросы;
заполняют таблицу