Урок русского языка по теме «Имя существительное как часть речи». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Раздел: Морфология и форфография.

Цели: кратко повторить изученное о самостоятельных частях речи; дать понятие о морфологии, повторить уже известный материал о существительном; выявить морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль.

Оборудование:

План урока

Этапы урока

Методы

Время

1. Организационный момент Слово учителя

0,5 мин.

2. Актуализация знаний Наблюдение над языковым материалом

2-3 мин.

3. Целеполагание Слово учителя

1 мин.

4. Изучение нового материала Исследовательский метод, беседа, анализ языкового материала

5 мин.

5. Закрепление Работа с учебником, работа у доски, устные упражнения.

25-30 мин.

6. Подведение итогов Беседа

2 мин.

7. Домашнее задание Слово учителя

1 мин.

8. Оценивание  

 

Эскиз доски

                                 Дата.
Классная работа.
………………………….
Ш..пот, ро..кое дыхан..е.
Трели с..л..вья,
Сер..бро и к..лыханье
Сонн..го руч..я.

Свет н..ч..ной, н..ч..ный тени,
Тени без к..нца,
Ряд в..лшебных изм..нений
Милого лица.   (А. А. Фет)

Д.З.:
1) с. 191 (выучить правило)
2) Упр. 466

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Откройте свои тетради, запишите дату и «классную работу». Выполняют записи в тетради.
II. Подготовка к восприятию нового материала
Посмотрите на доску, прочитайте выразительно стихотворение великого русского поэта А. А. Фета. Вставьте пропущенные буквы и назовите орфограммы, которые встретились в стихотворении. В стихотворении встретились следующие орфограммы:
1) безударные проверяемые гласные в корне;
2) безударные непроверяемые гласные в корне;
3) проверяемые согласные в корне;
4) о,ё после шипящих в корне;
5) сочетания чк,чн;
6) разделительный мягкий знак;
7) окончания прилагательных.
III. Беседа по вопросам. Формулировка темы урока
1) В чём, на ваш взгляд, состоит необыкновенность формы этого стихотворения?
2) Ребята, вы уже знаете, что существительные чаще всего передают статичность картины. Можем ли мы сказать, что эта картина статична, т.е. неподвижна?
3) Как поэту удаётся передать без единого глагола процесс изменений в природе и душевном состоянии человека?
4) Ребята, догадались ли вы, какова будет тема урока сегодня?
Верно, запишите тему урока в тетради.
Это стихотворение привлекло наше внимание тем, что большинство слов в нём – существительные.
Нет, как раз наоборот, стихотворение максимально наполнено движением, энергией.

 

Процесс изменений в природе и душевном состоянии человека помогает передать отсутствие союзов.
Да, мы уже поняли, что темы урока сегодня – «Имя существительное как часть речи».

IV. Целеполагание
Ребята, сформулируйте цели и задачи занятия. Что мы сегодня должны узнать и повторить? (Учитель развешивает на доске заранее подготовленные карточки, на которых напечатаны вопросы об имени существительном. Они и будут задачами урока).
Итак, цель занятия сегодня – повторить все понятия, связанные с именем существительным как частью речи.
Сегодня мы должны узнать и повторить:
1) Что такое имя существительное?
2) Что оно обозначает?
3) на какие вопросы отвечает?
4) Как изменяется имя существительное?
5) Каким членом предложения является?
6) К группе каких частей речи относится?
V. Изучение нового материала
Запишите эпиграф к уроку: «Имя существительное хлеб языка». (Л. В. Успенский)
– Ребята, верно ли я записала эпиграф? Где ошибка?

– Назовите данную пунктограмму и объясните постановку тире в данном случае.

Промежуточный вывод (далее – П. В.):

Ребята, опираясь на задачи, которые вы сформулировали по теме урока, скажите, что такое имя существительное? В этом вам помогут слова, которые расклеены по периметру класса.

Хорошо, давайте проверим себя по учебнику. Прочитаем правило на стр. 191.

Итак, давайте же ещё раз скажем, что такое имя существительное как часть речи? Как изменяется? Чем является в предложении?

Записывают эпиграф

В эпиграфе допущена пунктуационная ошибка. Перед словом «хлеб» нужно поставить тире.
В этом предложении нужно поставить тире, т.к. подлежащее и сказуемое, главнее члены предложения, выражены именами существительными.

 

Итак, имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? И ЧТО?
Ученики читают правило стоя в 3 приёма: вслух хором, про себя, друг другу.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? И ЧТО? Изменяется по числам и падежам, в предложении является подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.

VI. Закрепление
Упражнение 1 (заранее выдаются карточки с заданиями, 1 карточка–1 парта): обсудите в парах и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают сказанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шёпотом.
Слова на карточках:
Ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.
1 группа – названия лиц: ребёнок, девочка, юноша.
2 группа – названия вещей: стол, окно, ножницы.
3 группа – названия веществ: крупа, мука, сливки.
4 группа – названия живых существ и организмов: кошка, щука, микроб.
5 группа – географические названия: Россия, Байкал, Белгород.
6 группа – названия фактов, событий, явлений: пожар, спектакль, беседа.
7 группа – названия признаков: свежесть, белизна, синева.
8 группа – название действий: бег, прыжок, стрельба.
П. В.: Итак, какие значения может иметь имя существительное? Имя существительное может обозначать названия лиц, вещей, веществ, живых существ и организмов, географических объектов, признаков, действий.
Упражнение 2 (физминутка): ребята, вы сказали, что существительные могут в предложении выполнять разные синтаксические функции. Ваша задача – определить синтаксическую функцию существительного в словосочетаниях и предложениях, которые я буду называть, и поднять карточку соответствующего цвета. Подлежащее – зелёная карточка, сказуемое – жёлтая, дополнение – голубая, обстоятельство – розовая. (Предварительно рекомендуется заранее на доске приклеить пример таких карточек и подписать
напротив члены предложения).
Порвалась по шву – обстоятельство (розовая карточка), отрезать чёлку – дополнение (голубая карточка), выросли у школы – обстоятельство (розовая карточка), прекрасные цветы – подлежащее или дополнение (зелёная или голубая карточка), излагать мысли – дополнение (голубая карточка), удивить на сцене – обстоятельство (розовая карточка), ученье – свет, а неученье – тьма – подлежащее и сказуемое (зелёная и жёлтая карточка), беззаботный ребёнок – подлежащее (зелёная карточка), избежать наказания – дополнение (голубая карточка), охотиться в лесу – обстоятельство (розовая карточка), отдавать книгу – дополнение (голубая карточка), стоять на балконе – обстоятельство (розовая карточка).
П. В.: Молодцы, ребята! Итак, скажите, какую синтаксическую функцию может выполнять имя существительное? Имя существительное может выполнять следующие синтаксические функции: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.
Упражнение 3 (выполняется по учебнику – 465 – письменно у доски).
Задание: спишите предложения, вставляя в них по 2-3 существительных, подходящих по смыслу. Каким членом предложения они являются? В каком падеже стоят эти существительные?
Образец: Медведь, заяц, лиса – животные.
1. Река, гора, вулкан, дерево – предметы окружающего мира.
2. Оттепель, гололедица, гроза, снегопад – явления природы.
3. Праздник, олимпиада, выпускной – события.
4. Шахтёр, юноша, девочка – люди.
Вставленные существительные стоят в Им.п.
VII. Комментирование домашнего задания
Дома вы должны выучить правило об имени существительном и выполнить упражнение № 466. Взгляните на это упражнение, что вам не понятно в задании? Задают вопросы по домашнему упражнению.
VIII. Проверка знаний. Подведений итогов
Задание (на карточках или на слайде): найдите неверное утверждение, исправьте ошибки.
1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
 

Верное утверждение.

2) Имена существительные не изменяются по родам. Имена существительные не изменяются по родам и падежам.
3) Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Верное утверждение.
4) В предложении имена существительные являются подлежащими. В предложении имена существительные являются подлежащими, сказуемыми, дополнениями или обстоятельствами.
IX. Рефлексия
Ребята, оцените свои знания и продолжите фразы:
1) У меня получилось…
2) Было интересно…
3) Я вспомнил (а)  о том, что существительное…
 
X. Оценивание
Ребята, спасибо за работу. Сегодня я поставлю отметки…