Цель: развитие знаний учащихся о соединениях галогенов, о закономерностях изменения их свойств, закрепить умения характеризовать химические свойства кислот на примере соляной кислоты, проводить качественные реакции на галоген – анионы, познакомиться с применением соединений галогенов в жизнедеятельности человека.
Учебные задачи, направленные на достижение:
- личностных результатов: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентировать учащихся на самоконтроль результата учебной деятельности, на анализ соответствующих результатов усвоения темы «Соединения галогенов» требованиям конкретной задачи.
- метапредметных результатов: регулятивных: формировать учебные действия – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивать правильность выполнения решения; познавательных: формировать учебные действия – осуществлять поиск информации, используя имеющиеся знания и учебную литературу, ориентироваться на разнообразие способов решения; коммуникативных: формировать учебные действия – преобразовывать и интерпретировать информацию.
- предметных результатов: формировать учебные действия – умение применять знания, полученные ранее, для изучения нового, умение проводить химический эксперимент, применять полученные знания в измененной ситуации.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, документ-камера, реактивы и оборудование для лабораторного опыта, раздаточный материал для групповой, самостоятельной работы, листы самооценки.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД | |
предметные | универсальные | ||
1. Мотивационно-ориентировочный блок |
|||
1.1. Организационный этап (1 мин.) | |||
Вступительное слово учителя:
приветствие учащихся; настрой учащихся на
работу; организация внимания (Презентация, слайд 1) |
Внимательно слушают учителя. | ||
1.2.Этап актуализации (5 мин.) | |||
Учитель начинает беседу Ребята, с семейством каких неметаллов мы познакомились на прошлом уроке? Зная особенности строения атомов элементов-галогенов, поясните особенности физических и химических свойств простых веществ галогенов, спрогнозируйте свойства соединений галогенов. Влияние фтора и хлора на человека? (Презентация, слайды 1- 4) |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают
на поставленные вопросы. На предыдущем уроке мы познакомились с семейством галогенов. На внешнем энергетическом уровне 7 электронов, до завершения не хватает одного электрона, значит, они принимают электрон и являются активными неметаллами. Химическая активность с возрастанием радиуса атома уменьшается. Они обладают различными физическими свойствами: имеют различные цвета, запах; первые представители – газы, бром – жидкость, йод – твердое вещество, т.к. увеличивается радиус атома, возрастают силы межмолекулярного взаимодействия. Взаимодействуют с металлами, менее активными неметаллами, с солями, т.к. сильнейшие окислители Взаимодействие с водородом наглядно показывает активность галогенов. Образуются галогеноводороды. На человека фтор и хлор оказывают токсическое влияние. |
Повторить общую формулу строения внешнего энергетического уровня, химические свойства неметаллов, влияние галогенов на человека. | коммуникативные: слушать одноклассника
при ответе; владение диалогичной формой
коммуникации; выделение необходимой информации познавательные: формировать умение классифицировать понятия, анализировать, находить причины, делать выводы; |
1.3. Этап целеполагания и проблематизации (3 мин.) | |||
Вместе с учениками определяет тему и
цель урока. Итак, мы изучили состав, строение и свойства простых веществ галогенов. Атомы галогенов могут образовывать … какие вещества? Попробуйте сформулировать тему урока, цель урока. (Презентация, слайды 5, 6)
Поваренная соль необходимое для нас
вещество, а хлор отравляющее вещество. Сформулируйте проблему. |
Если мы изучили простые вещества, но
атомы могут образовывать и сложные вещества. Учащиеся
формулируют тему и цели урока.
Учащиеся формулируют проблему: В составе веществ есть хлор, почему же такое разное влияние на организм человека? |
Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового. | познавательные: логические действия с
предложенным учителем условием, формулирование
проблемы урока; формулирование познавательной
цели коммуникативные: постановка вопроса при формулировании проблемы; регулятивные: постановка личной задачи при формировании цели урока, самоопределение в теме и результатах урока |
2. Организационно-деятельностный этап |
|||
2.1. Этап моделирования (3мин.) | |||
Организует работу по решению
проблемы Ребята, вы поставили проблему. Как ее можно решить?
Итак, мы проговорили о составе молекул. Для реализации цели, которую вы поставили, необходимо познакомиться со свойствами соединений галогенов |
Учащиеся предлагают свои решения
проблемы. Возможные ответы: 1)простое вещество и сложное, поэтому обладают разными свойствами. 2)зависимость от строения молекул, молекула хлора двухатомная, состоит только из атомов хлора, молекула поваренной соли состоит из двух ионов, катиона натрия и аниона хлора. 3)атом хлора активный – ему не хватает электрона, анион хлора – получил один электрон. В составе молекул соединений галогенов галогены входят в состав простых и сложных анионов. Если галогеноводороды растворить в воде мы
получим растворы кислот, хлориды, бромиды и
иодиды это соли. |
Умение применять знания, полученные
ранее для изучения нового, прогнозирование свойств и применение на основе строения атома |
познавательные: ориентация на
разнообразие способов решения, выдвижение
гипотез и их обоснование при решении проблемы; регулятивные: составление плана и последовательности действий при решении проблемы, прогнозирование решения проблемы. |
2.2. Этап конструирования (7 мин.) | |||
Направляет работу учащихся,
оказывает помощь Работа в группах (задания для групп в Приложении 2). Группа № 1 Читают параграф 19 и составляют схему «Состав, строение и свойства галогеноводородов» Группа
№ 2 Группа № 3 Группа № 4 Группа№ 5 |
Работа учащихся в группах. Каждая группа получает лист с заданием. Распределяют роли, один – выполняет, другой – записывает, третий – представляет, четвёртый-руководит группой ( на другом уроке по другой теме роли меняются). Вместе предлагают пути выполнения задания. Выполняют задание, обсуждают и результаты оформляют в тетради. Химический эксперимент можно снимать на мобильный телефон с пояснениями (отснятый материал, может пригодиться учащимся, которых не было на уроке) |
Выявление общих признаков свойств
веществ, умение проводить химический эксперимент, умение применять знания, полученные ранее для изучения нового |
коммуникативные: умение слушать
собеседника при выполнении задания в группах; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в виде схемы, уравнений реакций на основе данных текста) личностные: познавательные: |
2.3. Этап презентации образовательных продуктов (7 мин.) | |||
Предлагает учащимся обобщить
приобретённые знания на уроке. Какие результаты и выводы вы получили? (Презентация, слайды 8-12) Молодцы. Проверьте свои выводы со сведениями, которые есть на различных сайтах Интернета о свойствах соляной кислоты и качественных реакциях на галоген-анионы |
Учащиеся представляют свои работы, каждая группа выбирает одного участника, который и представляет выполнение задания. Письменные работы представляют через документ-камеру, химический эксперимент показ результатов эксперимента или через USB-флеш-накопитель. | Умение определять свойства соляной кислоты, качественные реакции на галоген-анионы, проведение акцентированных наблюдений | познавательные: проверка гипотезы,
формирование умственных действий при
формулировании выводов, сравнение
самостоятельно полученных результатов с научной
информацией; коммуникативные: интерпретация информации, осуществление поиска информации с использованием учебника, высказывание своей точки зрения при ответе на вопросы. |
2.4. Этап закрепления первичных знаний (7 мин.) | |||
1.Фронтальная работа с классом
С какими из перечисленных вещества будет реагировать соляная кислота? Дано: никель, магний, ртуть, оксид цинка, оксид углерода (IV), гидроксид лития, гидроксид алюминия, бромид калия, нитрат серебра, ацетат свинца. (презентация слайд 13) В трех разных пробирках без этикеток
находятся соляная кислота, раствор хлорида
натрия, раствор нитрата натрия. Как химическим
путем распознать какое вещество находится в
каждой из склянок? |
Учащиеся дают ответы, объясняя почему
идет реакция.
Никель, магний, оксид цинка, гидроксид лития,
гидроксид алюминия, нитрат серебра (качественная
реакция), ацетат свинца (качественная реакция) Для определения кислоты добавим индикатор
(метиловый оранжевый) – красный цвет индикатора. |
Умение применять полученные знания в измененной ситуации. | познавательные: осознанные действия по
содержанию темы; логические умозаключения,
построение логической цепочки рассуждений при
поиске рационального способа решения
творческого задания. коммуникативные: формулирование суждений при выполнении заданий; личностные: перенос усвоенного содержания в измененную ситуацию при решении упражнений, принятие социальной роли обучаемым при самостоятельном решении задания; регулятивные: контроль за правильным выполнением химической реакции, коррекция, волевая саморегуляция. |
3. Рефлексивно-оценочный блок (7 мин.) | |||
Организует первичный контроль знаний
учащихся Ребята, проверим, как качественно вы усвоили новый материал Для этого вы получаете задания на карточках и выполняете их индивидуально. (Учащиеся получают карточки дифференцированно: карточка 1 – для учащихся с низким уровнем учебных возможностей, карточка 2–для учащихся со средним уровнем учебных возможностей, карточка 3 – для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей) (Приложение 3) |
Учащиеся работают индивидуально,
выполняя задания по карточкам. Учащиеся
осуществляют самопроверку и самооценку
результатов индивидуальной работы. |
Умение применять полученные знания в измененной ситуации. | познавательные: установление
соответствия, анализ данных при выполнении
комплексной работы; регулятивные: самоконтроль результатов освоения темы; личностные: развитие интереса к предмету при решении заданий. |
Подводит итоги Ребята, а теперь оцените, как вы поработали на уроке. Для этого заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах. (Приложение 4) (Презентация, слайды 15-17) Поставьте себе оценку:
(Презентация, слайд 18) Итак, что нового вы узнали на уроке? Задает домашнее задание |
Осуществляют рефлексию учебной
деятельности: заполняют оценочные карты.
Поднятой рукой сигнализируют учителю о своей отметке.
О составе, строении галогеноводородов,
познакомились со свойствами соляной кислоты,
их представителем, которая имеет большое
техническое значение. |
регулятивные: самооценка эффективности
деятельности учащимися на уроке; личностные: формирование критического мышления. |
Литература для учителя:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". – М.: Издательство "Экзамен", 2006.
- Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия. Метапредметные результаты обучения. – М.: «ВАКО», 2014.
- Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. – М.: Издательский дом «Вентана–Граф», 2005
- Кузнецова Н.Е, Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – М.: Издательский дом «Вентана-Граф», 2006
- Снигирёва Е.М. Тематическое и поурочное планирование по химии: 9-й кл.: к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". – М.: Издательство "Экзамен", 2006.
Литература для учащихся
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по
химии. – М.: Издательский дом «Вентана-Граф», 2005
3. http://school-collection.edu.ru/
4. http://farmchem.ru/neorganicheskie-lekarstvennyie-veschestva/7-gruppa-periodicheskoy-sistemyi/soedineniya-galo.html
5. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch2_4.html
6. http://www.testsoch.com/soedineniya-galogenov/
7. http://www.rphtt.ru/comp/galogenue-i-ih-soedineniya.htm