Урок по теме «Соединения галогенов»

Разделы: Химия


Цель: развитие знаний учащихся о соединениях галогенов,  о закономерностях изменения их свойств, закрепить умения характеризовать химические свойства кислот  на примере соляной кислоты,  проводить качественные реакции на галоген – анионы, познакомиться с применением соединений галогенов в жизнедеятельности человека.

Учебные задачи, направленные на достижение:

  • личностных результатов: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентировать учащихся на самоконтроль результата учебной деятельности, на анализ соответствующих результатов усвоения темы «Соединения галогенов» требованиям конкретной задачи.
  • метапредметных результатов: регулятивных: формировать учебные действия – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивать правильность выполнения решения; познавательных: формировать учебные действия – осуществлять поиск информации, используя имеющиеся знания и учебную литературу, ориентироваться на разнообразие способов решения; коммуникативных: формировать учебные действия –  преобразовывать и интерпретировать информацию.
  •  предметных результатов: формировать учебные действия – умение применять знания, полученные ранее, для изучения нового, умение проводить химический эксперимент, применять полученные знания в измененной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, документ-камера, реактивы и оборудование для лабораторного опыта, раздаточный материал для групповой, самостоятельной работы, листы самооценки. 

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД
предметные универсальные

1. Мотивационно-ориентировочный блок

1.1. Организационный этап (1 мин.)
Вступительное слово учителя: приветствие учащихся; настрой учащихся на работу; организация внимания
(Презентация, слайд 1)
Внимательно слушают учителя.    
1.2.Этап актуализации (5 мин.)
Учитель начинает беседу

Ребята, с семейством каких неметаллов мы познакомились на прошлом уроке?

Зная особенности строения атомов элементов-галогенов, поясните особенности физических и химических свойств простых веществ галогенов, спрогнозируйте свойства соединений галогенов.

Влияние фтора и хлора на человека? (Презентация, слайды 1- 4)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
На предыдущем уроке мы познакомились с семейством галогенов.
На внешнем энергетическом уровне 7 электронов, до завершения не хватает одного электрона, значит, они принимают электрон и являются активными неметаллами. Химическая активность с возрастанием радиуса атома уменьшается.
Они обладают различными физическими свойствами: имеют различные цвета, запах; первые представители – газы, бром – жидкость, йод – твердое вещество, т.к. увеличивается радиус атома, возрастают силы межмолекулярного взаимодействия.
Взаимодействуют с металлами, менее активными неметаллами, с солями, т.к. сильнейшие окислители
Взаимодействие с водородом наглядно показывает активность галогенов. Образуются галогеноводороды.
На человека фтор и хлор оказывают токсическое влияние.
Повторить общую формулу строения внешнего энергетического уровня, химические свойства неметаллов, влияние галогенов на человека. коммуникативные: слушать одноклассника при ответе; владение диалогичной формой коммуникации; выделение необходимой информации

познавательные: формировать умение классифицировать понятия, анализировать, находить причины, делать выводы;

1.3. Этап целеполагания и проблематизации (3 мин.)
Вместе с учениками определяет тему и цель урока.
Итак, мы изучили состав, строение и свойства простых веществ галогенов. Атомы галогенов могут образовывать  … какие вещества?
Попробуйте сформулировать тему урока, цель урока.
(Презентация, слайды 5, 6)

 

Поваренная соль необходимое для нас вещество, а хлор отравляющее вещество.
(Презентация, слайд 7)

Сформулируйте проблему.

Если мы изучили простые вещества, но атомы могут образовывать и сложные вещества.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.
Соединения галогенов
Изучить состав, строение и свойства соединений галогенов и их влияние на человека.
Мы знаем галогеноводороды,а также  хлориды, бромиды, фториды, иодиды. Самое известное вещество – поваренная соль NaCl

 

Учащиеся формулируют проблему: В составе веществ есть хлор, почему же такое разное влияние на организм человека?

Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового. познавательные: логические действия с предложенным учителем условием, формулирование проблемы урока; формулирование познавательной цели

коммуникативные: постановка вопроса при формулировании проблемы;

регулятивные: постановка личной задачи при формировании цели урока, самоопределение в теме и результатах урока

2. Организационно-деятельностный этап

2.1. Этап моделирования (3мин.)
Организует работу по решению проблемы
Ребята, вы поставили проблему.
Как ее можно решить?

 

 

 

 

Итак, мы проговорили о составе молекул.

Для реализации цели, которую вы поставили, необходимо познакомиться со свойствами соединений галогенов

Учащиеся предлагают свои решения проблемы. Возможные ответы:
1)простое вещество и сложное, поэтому обладают разными свойствами.
2)зависимость от строения молекул, молекула хлора двухатомная, состоит только из атомов хлора, молекула поваренной соли состоит из двух ионов, катиона натрия и аниона хлора.
3)атом хлора активный – ему не хватает электрона, анион  хлора  – получил один электрон.

В составе молекул соединений галогенов галогены входят в состав простых и сложных анионов.

Если галогеноводороды растворить в воде мы получим растворы кислот, хлориды, бромиды и иодиды это соли.
Соляная кислота имеет огромное значение в жизнедеятельности человека (желудочный сок).

Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового,
прогнозирование свойств и применение на основе строения атома
познавательные: ориентация на разнообразие способов решения, выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемы;

регулятивные: составление плана и последовательности действий при решении проблемы, прогнозирование решения проблемы.

2.2. Этап конструирования (7 мин.)
Направляет работу учащихся, оказывает помощь
Работа в группах (задания для групп в Приложении 2).
Группа № 1
Читают параграф 19 и составляют схему «Состав, строение и свойства галогеноводородов»

Группа № 2
Читают параграф № 19 и составляют схему-конспект «Состав, строение и свойства соляной кислоты»

Группа № 3
Выполняют химический эксперимент «Химические свойства соляной кислоты»

Группа № 4
Выполняют химический эксперимент  «Качественные реакции на галоген – анионы»

Группа№ 5
Читают параграф 19 и на сайте подбирают материал «Галогены в природе и их значение для человека»

Работа учащихся в группах.
Каждая группа получает лист с заданием. Распределяют роли, один – выполняет, другой – записывает, третий – представляет, четвёртый-руководит группой ( на другом уроке по другой теме роли меняются).
Вместе предлагают пути  выполнения задания.
Выполняют задание, обсуждают  и результаты оформляют в тетради. Химический эксперимент можно снимать на мобильный телефон с пояснениями (отснятый материал, может пригодиться учащимся, которых не было на уроке)
Выявление общих признаков свойств веществ,
умение проводить химический эксперимент,
умение применять знания, полученные ранее для изучения нового
коммуникативные: умение слушать собеседника при выполнении задания в группах;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в виде схемы, уравнений реакций на основе данных текста)

личностные:
умение выделять главную мысль текста;
выделять существенные признаки объектов;
формулировать выводы на основании полученных результатов;
принятие социальной роли обучаемым при выполнении задания в группах;

познавательные:
формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; сопоставлять, сравнивать,
классифицировать, систематизировать и обобщать.

2.3. Этап презентации образовательных продуктов (7 мин.)
Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.
Какие результаты и выводы вы получили?
(Презентация,   слайды 8-12)

Молодцы. Проверьте свои выводы со сведениями, которые есть на различных сайтах Интернета о свойствах соляной кислоты и качественных реакциях на галоген-анионы

Учащиеся представляют свои работы, каждая группа выбирает одного участника, который и представляет выполнение задания. Письменные работы представляют через документ-камеру, химический эксперимент показ результатов эксперимента или через USB-флеш-накопитель. Умение определять свойства соляной кислоты, качественные реакции на галоген-анионы, проведение акцентированных наблюдений познавательные: проверка гипотезы, формирование умственных действий при формулировании выводов, сравнение самостоятельно полученных результатов с научной информацией;

коммуникативные: интерпретация информации, осуществление поиска информации с использованием учебника, высказывание своей точки зрения при ответе на вопросы.

2.4. Этап закрепления первичных знаний (7 мин.)
1.Фронтальная работа с классом
С какими из перечисленных вещества будет реагировать соляная кислота?
Дано: никель, магний, ртуть, оксид цинка, оксид углерода (IV), гидроксид лития, гидроксид алюминия, бромид калия, нитрат серебра, ацетат свинца.
(презентация слайд 13)

В трех разных пробирках без этикеток находятся соляная кислота, раствор хлорида натрия, раствор нитрата натрия. Как химическим путем распознать какое вещество находится в каждой из склянок?
(презентация слайд 14)

Учащиеся дают ответы, объясняя почему идет реакция.

 

Никель, магний, оксид цинка, гидроксид лития, гидроксид алюминия, нитрат серебра (качественная реакция), ацетат свинца (качественная реакция)
Записывают уравнения возможных реакций.

Для определения кислоты добавим индикатор (метиловый оранжевый) – красный цвет индикатора.
Для определения растворов добавим
нитрат серебра – где раствор хлорида натрия выпадет белый творожистый осадок, где раствор нитрата натрия – нет изменений.

Умение применять полученные знания в измененной ситуации. познавательные: осознанные действия по содержанию темы;  логические умозаключения, построение логической цепочки рассуждений при поиске рационального способа решения творческого задания.
коммуникативные: формулирование суждений при выполнении заданий;
личностные: перенос усвоенного содержания в измененную ситуацию при решении упражнений, принятие социальной роли обучаемым при самостоятельном решении задания;
регулятивные: контроль за правильным выполнением химической реакции, коррекция, волевая саморегуляция.
3. Рефлексивно-оценочный блок (7 мин.)
Организует первичный контроль знаний учащихся
Ребята, проверим, как качественно вы усвоили новый материал
Для этого вы получаете задания на карточках и выполняете их индивидуально. (Учащиеся получают карточки дифференцированно:
карточка 1 – для учащихся с низким уровнем учебных возможностей,
карточка 2–для учащихся со средним уровнем учебных возможностей,
карточка 3 – для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей) (Приложение 3)
Учащиеся работают индивидуально, выполняя задания по карточкам.

Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку результатов индивидуальной работы.
Учащиеся задают вопросы по заданиям, в которых допустили ошибки, и исправляют их.

Умение применять полученные знания в измененной ситуации. познавательные: установление соответствия, анализ данных при выполнении комплексной работы;

регулятивные: самоконтроль результатов освоения темы;

личностные: развитие интереса к предмету при решении заданий.

Подводит итоги
Ребята, а теперь оцените, как вы поработали на уроке. Для этого заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах. (Приложение 4)
(Презентация, слайды 15-17)
Поставьте себе оценку:

9-11 баллов  – «5»
6 – 8 баллов – «4»
2– 5 баллов – «3»

(Презентация, слайд 18)

Итак, что нового вы узнали на уроке?
Достигли ли вы цели урока?
Сегодня вы все были молодцы!

Задает домашнее задание
Домашнее задание:
параграф № 19, упр. 2- 4, творческое задание параграф № 20, упр. 7

Осуществляют рефлексию учебной деятельности: заполняют оценочные карты.

 

 

Поднятой рукой сигнализируют учителю о своей отметке.

 

 

О составе, строении галогеноводородов, познакомились со  свойствами соляной кислоты, их представителем, которая имеет большое техническое значение.
Узнали о качественных реакциях на галоген-анионы.

  регулятивные: самооценка эффективности деятельности учащимися на уроке;

личностные: формирование критического мышления.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". – М.: Издательство "Экзамен", 2006.
  4. Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия. Метапредметные результаты обучения. – М.: «ВАКО», 2014.
  5. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. – М.: Издательский дом «Вентана–Граф», 2005
  6. Кузнецова Н.Е, Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – М.: Издательский дом «Вентана-Граф», 2006
  7. Снигирёва Е.М. Тематическое и поурочное планирование по химии: 9-й кл.: к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". – М.: Издательство "Экзамен", 2006.

Литература для учащихся

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. – М.: Издательский дом «Вентана-Граф», 2005
3. http://school-collection.edu.ru/
4. http://farmchem.ru/neorganicheskie-lekarstvennyie-veschestva/7-gruppa-periodicheskoy-sistemyi/soedineniya-galo.html
5. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch2_4.html
6. http://www.testsoch.com/soedineniya-galogenov/
7. http://www.rphtt.ru/comp/galogenue-i-ih-soedineniya.htm