«Магнитное поле. Магнитные линии». 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные

  • Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля;
  • Исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
  • Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов;
  • Изучить действие магнитного поля на ток;
  • Познакомиться со свойствами магнитного поля;
  • Провести сравнение магнитного поля с электрическим.

Воспитательные

  • Научить работать в группах.
  • Научит использовать персональный компьютер как средство обучения.

Развивающие

  • Научить выделять главное, существенное.
  • Научить сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Проектор.
  • Документ-камера.
  • Презентация для интерактивной доски (Приложение 9)
  • Магниты (по кол-ву детей в классе), железные опилки, прибор для демонстрации линий магнитного поля, магнит полосовой и дугообразный, компасы, железные гвозди, пластмассовые шарики, деревянные и металлические бруски, кусочки алюминиевой и медной проволоки, металлические скрепки.
  • Рабочие листы (Приложение 1)
  • Тесты для контроля знаний (Приложение 2)
  • Печатные листы с заданиями для групп и для фронтального эксперимента (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Постановка проблемы.

Видеофильм «Северное сияние». (Приложение 7)

Вопросы:

  • Что мы видим на экране?
  • Что такое северное сияние? (Полярное сияние (северное сияние) — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра).
  • Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?

Вывод: причиной возникновения северного сияния является магнитное поле.

Попробуем сформулировать тему урока.

Тема урока «Магнитное поле»

Ребята, ответьте  на вопросы:

  • Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)
  • Что является носителем тока? (+ и – заряженные частицы)
  • О наличии тока по чему можно судить? (По действиям тока)
  • Какие вы знаете действия тока? (Тепловое, химическое, магнитное).

Вопросами магнетизма ещё в 1820 году занимался датский учёный Эрстед. Он ставил различные опыты,  и сегодня один из них мы можем повторить.

Опыт Эрстеда – видеофильм

Каким образом магнитная стрелка и проводник с током взаимодействуют между собой?

Ответ: Вокруг проводника с током существует МП. Оно и действует на магнитную стрелку, отклоняя её.

Что же такое магнитное поле?

Магнитное поле – это особый вид материи, который существует независимо от нас и от наших знаний о нём. Основной особенностью магнитного поля является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты.

Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим на урок.

Цели урока:

  • Дать понятие магнитного поля;
  • Познакомиться со свойствами магнитного поля;
  • Построить графическое изображение магнитного поля.

Легенда

Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или просто «магнит». История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В 6 в. до н.э. древнекитайские учёные обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. Китайцы назвали его «чу-ши», что означает «любящий камень», так как он прижимает к себе железо, как мать свое дитя. Слово магнит произошло от слова  «Магнесии», так назывался небольшой город в Турции, где были найдены залежи этого минерала.

Итак, магниты – это тела, обладающие собственным магнитным полем.

ФЭ №1 Свойства магнита

Цель: выяснить, какие вещества притягиваются к магниту.
Поднесите магнит к телам на вашем столе. Все тела притягиваются к магниту?

Искусственные и естественные магниты.

Магниты

Естественные Искусственные
Железная руда.
Земля – гигантский естественный магнит.
Железные предметы,
получившие магнитные свойства в результате контакта
с естественным магнитом или намагниченные в магнитном
поле (железо, никель, кобальт)

ФЭ № 2 «Исследование взаимодействия магнитов»

Цель: исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов.

  • Сколько полюсов у магнита?
  • Как взаимодействуют магнитные полюсы?
  • Какой вывод можно сделать по проделанной работе?

Вокруг магнита существует магнитное поле.

Работа в группах.

1 группа. Построение линий магнитного поля.
2 группа. Исследование зависимости величины магнитного поля магнита от расстояния до него.
3 группа. Исследование намагниченности вещества.

Отчеты групп 2 и 3.

Выводы:

Определяющие свойства МП

  • Порождается магнитами и токами.
  • Обнаруживается по действию на магниты и токи.
  • С удалением от источника магнитного поля действие поля ослабевает.

Ребята, а в быту мы встречаем МП? Что получается, мы живём в квартире и подвергаемся большому количеству МП? А как они взаимодействуют?
На этот вопрос первым ответил французский физик Ампер.
Опыт по взаимодействию токов можно увидеть на экране. Вокруг проводника с током существует МП, которое с силой действует на ток в другом проводнике. Силы, с которыми проводники взаимодействуют, называются магнитными.

Опыт «Взаимодействие параллельных токов» – видеофильм. (Приложение 8)

Итак, вокруг проводников с током и вокруг магнитов существует МП. А можно ли его увидеть? Существует такой способ, он заключается в использовании мелких металлических опилок.

Отчет группы 1.

В МП опилки – маленькие кусочки железа, намагничиваются и становятся маленькими стрелочками. Ось каждой стрелочки в МП устанавливается вдоль направления действия оси сил МП.
Демонстрация магнитных линий поля полосового и дугообразного магнитов при помощи прибора для демонстрации спектров магнитных полей и документ-камеры.
Сравните результат вашего эксперимента с графическим изображением магнитных линий на экране.
Линии, которые образуют опилки в МП, называются магнитными линиями. Магнитные линии или линии МП это воображаемые линии, вдоль которых установились бы в магнитном поле оси маленьких магнитных стрелочек.
За направление магнитных линий магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуемом поле.

Магнитные линии образуются не только вокруг магнитов, но и вокруг проводников с током.

Опыт  «Магнитное поле прямого тока» – видеофильм. (Приложение 10)

Магнитные линии МП тока представляют собой замкнутые кривые, охватывающие проводник. С помощью магнитных линий удобно изображать МП графически. Чем гуще эти линии, тем сильнее МП.

Давайте посмотрим еще компьютерную модель «Магнитное поле прямого тока». Обратите внимание на зависимость расположения магнитных стрелок от направления тока в проводнике.
Сделайте вывод. Направление магнитных линий МП связано с направлением тока в проводнике.

Первичное закрепление.

Задание на интерактивной доске.

Вопросы:

  • Что окружает любой проводник с током?
  • Чем порождается магнитное поле?
  • Как взаимодействуют магниты между собой?
  • Для чего вводят понятие магнитных линий?

Самостоятельная работа.

Тест с взаимопроверкой.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?
Наклеить на дерево листочки.
Зеленый – все понятно, настроение хорошее, урок понравился.
Желтый – что0то осталось непонятным.
Красный – ничего не понятно.

Домашнее задание: § 56, 57.