Задачи урока:
- Обучающие:
- закрепить знания детей о числе, арифметических действиях и их свойствах;
- закрепить навык решения задач на движение; находить скорость, время или расстояние по известным двум величинам;
- умение выполнять краткую запись задачи в виде таблицы, вести поиск решения задачи, составлять обратные задачи к данной.
- Развивающие:
- способствовать развитию мышления учащихся;
- формирование у учащихся умственных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение; уметь проводить умозаключения;
- развивать речь учащихся.
- Воспитывающие:
- формировать познавательный интерес, самостоятельность; умение работать в группе, воспитывать культуру диалога.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Самоопределение к деятельности)
– Прочитайте слова: «Будем активно мыслить»
– Как понимаете эти слова?
– Готовы ли вы сегодня активно мыслить? Я желаю
вам успехов.
2. Актуализация знаний
– Я предлагаю вам выполнить тест, работать будет в паре. Выберите, кто будет читать, и вместе сообща ищите правильный ответ.
Тест:
1. Какое из утверждений является верным?
А) Скорость – это расстояние от одного города до другого.
Б) Скорость – это расстояние, пройденного за единицу времени.
В) Скорость – это, расстояние, пройденное за время.
2. Скорость находится так:
А) Расстояние умножить на время.
Б) Расстояние разделить на время.
В) Расстояние прибавить к времени.
3. Какая из этих формул нахождения расстояния верная?
А) S = V – t
Б) S = V t
В) S = V: t
4. Каким действием находится время, зная скорость и расстояние?
А) Делением
Б) Умножением
В) Вычитанием
5. Самая крупная единица измерения скорости:
А) км/ч
Б) км/с
В) км/ мин
6. Какая из величин лишняя?
А) 7 км/ч
Б) 7 см/мин
В) 7 км
Г) 1700 м/с
7. Велосипедист ехал … часов со скоростью 28 км/ч. Какое расстояние он проехал?
– Что интересного заметили при выполнении
теста? ( в последнем задании нет вариантов
ответа). Почему?
– Необходимо так преобразовать задачу, чтобы и
её можно было включить в тест.
– С чего начнём?
1) вставить недостающее данное, которое
обозначает время.
2) и предложить варианты ответов так, чтобы среди
нескольких вариантов был один правильный.
– Что для этого нужно сделать? (Решить задачу)
– Прочитайте задачу. О каких величинах идёт речь в задаче? Что известно?
V t S
28 км/ч 7ч ?
– Что нужно узнать? Как найти расстояние? (S = V t )
28 7 =196 (км) – расстояние
– Сколько предложим вариантов ответов в данном
задании? (3-4)
– Каким будет один из вариантов ответов?
(правильный)
а) 196 км/ч б) в) г)
– Что ещё нужно сделать? ( Нужно предложить ещё два – три варианта). Обратите внимание на числовые данные: 28 и 7.
А) 35 км/ч Б) 4 км/ч В) 21 км/ч Г) 196 км/ч
– Зачитаем последнее задание теста .
– Проверяем весь тест. (см. на доску)
– Что было трудным при выполнении теста?
– Что не получилось?
– Какие задания помогли вам при выполнении
данного теста?
– Где эти знания вам могут пригодиться? ( При
решении задач)
3. Постановка темы и целей урока
– Сформулируйте тему урока. (Решение задач на
движение).
– Какие цели мы поставим сегодня перед собой на
уроке? (Вспомнить формулы нахождения скорости,
времени, расстояния; установить взаимосвязь
между данными величинами. Будем учиться решать
задачи на движение; составлять обратные задачи;
работать над составной задачей.)
4. Решение простых ( обратных) задач на движение
– Вернёмся к нашей задаче. Прочитаем её.
Велосипедист ехал 7 часов со скоростью 28 км /ч. Какое расстояние он проехал?
– Что можно сделать с данной задачей? (Составить
и решить обратные).
– Какая задача является обратной?
– Составьте задачу. В тетради запишите только
решение.
1 обратная задача: Велосипедист ехал со
скоростью 28 км/ ч. За сколько часов он проехал 196
км?
– Как узнали время?
2 обратная задача: Велосипедист проехал 196 км за
7 часов. С какой скоростью он передвигался?
– Как нашли скорость?
Вывод: величины скорость, время,
расстояние взаимосвязаны между собой.
– Какие задачи на движение мы решили? (Простые)
– Какую работу можно ещё предложить? (Составить
составную задачу).
5. Решение составных задач
На доске:
1д. V t S
7ч 196км/ч
Одинаковая
2д. 3ч ?
Физкультминутка для глаз
– Что заметили? Что знакомо? Из скольких
простых задач состоит? Выделите простые задачи.
– Составьте по таблице задачу.
Велосипедист в первый день проехал 196 км
за 7 часов. Сколько км проехал велосипедист во
второй день, если он ехал с одинаковой скоростью
и был в пути 3 часа?
– Большее или меньшее расстояние проедет
велосипедист во второй день? Почему?
– Можно ли ответить на вопрос задачи? (Нет).
– Что нужно знать, чтобы решить задачу? (Скорость
и время)
– Что нужно знать, чтобы найти скорость, с
которой двигался велосипедист? (Расстояние и
время в первый день)
– Нам это известно? (Да)
– Во сколько действий решается задача? (В два)
– Запишем решение по действиям.
1) 196 : 7 = 28 ( км/ч) – скорость
2) 28 . 3 = 84 ( км) – расстояние, пройденное во второй день
6. Работа над решённой задачей
– Поставьте другой вопрос к
задаче. (На сколько больше км проедет
велосипедист в первый день, чем во второй).
– Как узнать? (196 – 84 = 112 (км) )
– Что ещё можно сделать с задачей? (Варианты
детей)
– Я предлагаю составить обратные задачи. Сколько
обратных задач можно составить? (Три)
Работа по группам:
1 группа – находит время в пути в первый
день
2 группа – находит время в пути во второй день
3 группа – находит расстояние, пройденное в
первый день
(Один человек записывает на ватмане таблицу и решение)
1 группа: Велосипедист во второй день проехал 84 км за 3 часа. За сколько часов он проедет 196 км, если всё время он ехал с одинаковой скоростью?
1) 84 : 3 = 28 (км/ч) – скорость
2) 196 : 28 = 3 (ч) – время
2 группа: Велосипедист в первый день проехал 196 км за 7 часов. За сколько часов он проедет 84 км, если всё время он ехал с одинаковой скоростью?
1) 196 : 7 = 28 ( км/ч) – скорость
2) 84 : 28 = 3 (ч) – время
3 группа: Велосипедист проехал 84 км за 3 часа. Какое расстояние он проедет за 7 часов, если будет двигаться с той же скоростью?
1) 84 : 3 = 28 (км/ч) – скорость
2) 28 . 7 = 196 (км/ч) – расстояние
– Проверка. Сравним решения обратных
задач.
– Чем похожи? Чем отличаются?
– Как вы думаете, можно ли ещё поработать над
этой задачей? (Можно преобразовать в задачу
нового вида).
На доске:
V t S
1д. 7 ч 196 км ?
Одинаковая 280 км
2д. 3 ч 84 км ?
– Сколько км прошёл велосипедист в первый день?
(196 км).
– Сколько км прошёл во второй день? (84 км)
– Что можем найти? (Сумму чисел, обозначающих
всё расстояние).
– Каково всё расстояние, пройденное за два дня? (280
км).
(В таблицу вносим изменения.)
– Составьте задачу. Велосипедист в первый день
был в пути 7 часов, а во второй день – 3 часа. За эти
дни он проехал 280 км. Каково расстояние,
пройденное велосипедистом в первый день и во
второй день?
– Что требуется узнать в задаче?
– Можно ли сразу узнать, сколько км прошёл
велосипедист за первый день?
– Почему нельзя? (Не знаем скорость, с которой
он шёл).
– Можем ли сразу узнать, за сколько часов проехал
велосипедист 280 км? (Можем).
– Почему можем? (Знаем, сколько времени был в
пути в первый день и во второй день).
– Каким действием? (Сложением).
– Что узнаем вторым действием? Третьим
действием? Четвёртым действием?
На доске план решения задачи:
1) + – всё время
2) : – скорость
3) . – расстояние в первый день
4) . – расстояние во второй день
7. Рефлексия деятельности
– Какие цели ставили?
– Удалось достигнуть поставленных целей?
– Всем ли было легко?
– Какие трудности испытывали?
– Кому ещё предстоит поработать над задачами ?
– Какую цель мы можем поставить перед собой на
будущее? (Продолжить решать составные задачи
на движение).