«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка –и усваивает легко и скоро, в два три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».
К.Д.Ушинский
Требования начальной школы стали выше, и многие
родители хотят, чтобы их ребенок учился хорошо,
изучал иностранные языки, писал грамотно и
правильно.
Письменная речь ЭТО передача языковой
информации посредством буквенных обозначений
звуков, слов, фраз. Письменная речь как вид
общения наиболее труден, чтобы грамотно писать,
необходимо овладеть основными принципами
русской орфографии:
1) фонетическим (письмо по слуху или как слышим,
так и пишем);
2) морфологическим (письмо по правилу);
3) традиционным (письмо по традиции, написание
слов надо запомнить– словарные слова).
Звуко-буквенный анализ и синтез – его роль в правильном формировании навыка письма.
- Уровень развития речи дошкольника должен соответствовать возрастной норме, она является основой для формирования письменной речи.
- Звуковой анализ и синтез слова – это умение правильно назвать по порядку звуки в слове, умение различать и называть «гласные» и «согласные» звуки в словах, умение услышать «звук» и перевести его в графический символ «букву», и наоборот увидев «букву» правильно ее прочитать, то есть дать ей звуковую окраску.
- Сформированность фонематического слуха, является залогом успешного обучения ребенка грамоте.
В настоящее время в начальной школе увеличилось количество детей, которые испытывают значительные трудности в обучении чтению и письменной речи. Дети поступающие в первый класс, не всегда готовы к школьному обучению. Причиной таких трудностей являются: речевая патология, задержка речевого развития, задержка психического развития, соматические заболевания, билингвизм. Все эти дети нуждаются в специальной коррекционной логопедической помощи уже с первых дней обучения в школе. Если в первом классе у учеников преобладают ошибки фонетико-фонематического и графомоторного характера, то во втором классе отмечаются ошибки связанные с нарушением языкового анализа и синтеза на уровне слогов, слов, предложений. Как правило у этих детей страдает и навык чтения. Правильно организованная коррекционая помощь, позволяет этим детям справляться с имеющимися у них нарушениями и наравне с другими учениками овладевать школьной программой.
Конспект урока 2 класс
Тема: Звуки и буквы Ш-Ж. Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений.
Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах;
- дифференциация парных звонких и глухих согласных;
- закрепить правописание жи-ши,
- развитие фонематического слуха, восприятия.
- развитие звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Воспитательные:
- воспитание устойчивого внимания и активности
- развитие навыка самоконтроля.
Оборудование: тетрадь, ручка, цветные карандаши, карточки, цифровая схема, предметные картинки, слоговые таблицы, мешочек с буквами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Виды заданий |
Деятельность специалиста |
Деятельность ученика |
Какие цели решались в ходе выполнения заданий |
Организационный этап | 1. Задание на карточке | Обведи в синий кружок согласные, а в красный – гласные буквы. | Дифференциация гласных – согласных букв. | Дифференциация гласных-согласных букв |
Игра «Волшебный мешочек» | 2. Определить на ощупь, какие буквы лежат в мешочке. | Определи на ощупь, какие буквы лежат в мешочке. Назови их и ты узнаешь тему занятия. | Определяет и называет буквы, которые лежат в мешочке «Ш»-«Ж». | Развитие тактильного восприятия и мышления. |
Основной этап | 1. Звук и буква Ш-Ж | Дать характеристику этим звукам. | Четкое произношение звуков
изолировано. Ребенок кладет руку на горло и
определяет какой из этих звуков «глухой», какой
«звонкий». Звук «Ш» согласный, твердый, глухой,
шипящий, парный. Звук «Ж» согласный, твердый, звонкий, шипящий, парный. |
Закрепить знания о парных согласных, их характеристики. Развитие слухового восприятия. Дифференциация «глухой-звонкий» согласный. |
2. Запомни и повтори | Произносит слоговые ряды Ша-ши-шо Жу-жи-жа Ша-жа-ша Шка-шку-шко Жло-жлу-жлы Шта-жда-жда Жма-шма-жма и .д. |
Воспроизведение слоговых рядов учеником. | Развитие фонематического восприятия | |
3. Определи место звука в слове. | Назови картинку, определи место звука в слове пользуясь цифровой схемой. | Четко произносит слово, на цифровой
схеме показывает и называет какой буква стоит в
слове. Кошка (3), ножницы(3), мошка(3), шалаш (1-5), журнал(1), одежда(4), жук(1), мешок (3). |
Развитие звукобуквеного анализа слова. | |
4. Чтение слогов – таблица. | Прочитай слоги в таблице. Найди
спрятавшиеся слова в строчке. Определи кол-во слогов в слове, поставь ударение. |
Чтение слогов, нахождение слов. Ша ва та ка па Ва за да жа ба За ка ша ма да Жа ва ма ша са Па ра ба ма ка Ба га жа ра да За жа на та ша |
Развитие навыка чтения и смысловой
догадки. Правописание имен собственых. Слоговой анализ. |
|
5. Карточка-орфограмма «жи» «ши» | Прочитай слова, вставь прощенную букву. Какая орфограмма здесь встретилась? | Ребенок читает слова и вставляет пропущеную букву: ж_знь, ш_на, нож_, ш_пы, уж_, ж_летка, уш_, ландыш_, ж_ть, ш_ть, снеж_нка. | Закрепить навык чтения. Правописание орфограммы «жи-ши» | |
Заключительный этап | 1. Самостоятельная работа. Списывание предложений с проговариванием в тетрадь. |
Прочитай предложения. Спеши предложения, в которых все слова начинаются с согласной буквы, четко проговаривая слова. Выдели встречающуюся орфограмму «жи-ши». | Чтение предложений. У реки растут камыши. В лесу растут ландыши. После дождя во дворе лужи. У Маши карандаши лежат в пенале. Пиши, да не спеши. Запись в тетрадь предложений, в которых все слова начинаются с согласной буквы. Выделение орфограммы. |
Чтение. Письмо с четким
проговариванием. Закрепить понятия «гласная-согласная» буква. Правописание орфограммы. |