1 класс УМК «Перспективная начальная школа».
Урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Вызов
1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин.)
Учитель: Руки?
Дети отвечают: На месте.
– Ноги? – На месте.
– Локти? – У края.
– Спина? – Прямая.
– Сегодня на уроке нам помогут Миша и Маша. (Маша и Миша Ивановы-герои УМК ПНШ) Они не боятся трудностей, любознательны. Маше очень нравится математика, а Миша как всегда задаёт много вопросов.
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (5-6 мин.)
1) Запишите в тетради значения выражений:
- разность чисел 5 и 3;
- сумма чисел 3 и 1;
- 4 увеличить на 2;
- 9 уменьшить на 1.
– Маша просит вас определить закономерность. Назовите следующее число.
2) Что вы знаете про число 10? (круглое, самое маленькое двузначное число, десяток, к числу 10 удобно прибавлять любое однозначное число).
3) Устно найдите значение следующих выражений:
- 10+2=
- 10+5=
- 10+6=
- 10+8=
- 10+9=
4) Миша предлагает вам вспомнить состав числа 10 полностью по линейке чисел
1 2 3 4 5 6 7 8 9
(Дети устно вспоминают состав числа десяти)
5) – Найти значение выражений письменно в тетради:
- 1+6=
- 2+7=
- 3+4=
- 5+6=
– Проверим, что у вас получилось. (Дети называют ответы, учитель фиксирует на доске; ответы могут быть разные)
3. Постановка проблемы (3 мин.)
– Что же у нас получилось? Результаты последнего выражения разные. Значит, не все справились. Это проблема? У нас возникла проблема. Миша растерялся, не знает, что делать. Давайте наполним корзину нашими идеями, как можно справиться с этой проблемой. (Дети выдвигают различные предположения. Которые фиксируются на доске.)
Корзина идей | ||
Посчитать на калькуляторе | присчитывать по частям | |
Посчитать на пальцах | посчитать на палочках |
– Посмотрите внимательно на эти выражения.
– Чем они похожи? (везде знак плюс, складываем однозначные числа)
– Однозначные числа мы умеем складывать? (да)
– Учили ли мы таблицы сложения чисел 1, 2, 3, 4? (да)
– Почему последнее выражение вызвало у вас затруднения? (Потому что мы ещё не встречались с такими выражениями, где нужно сложить число 5 с однозначными числами, и при этом значение выражения получается больше 10 , для подсчета не хватило пальцев на руках, нет линеек для счета)
– Чем это выражение отличается от первых трех? (Нужно сложить число 5 с однозначными числом и при этом значение получается больше 10)
– Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться складывать число 5 с числом 6, когда значение получается больше 10).
– Если значение выражения больше 10, то говорят, что это сложение с переходом через десяток.
4. Постановка цели.
– Какая же цель сегодня перед нами? (Складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток)
– Кто сформулирует тему урока? (Тема урока – «Сложение числа 5 с однозначными числами»)
II. Осмысление
1. Проектирование и фиксация нового знания (10мин.)(Самостоятельное открытие нового)
– У вас на парте лежит таблица, заполните 1 и 2 столбцы (парная работа)
Таблица ЗХУ
Что мы знаем о сложении | Что хотим узнать | Что узнали |
|
|
|
Осталось узнать | ||
– Я предлагаю вам самим найти удобный способ для нахождения значения нового выражения.
– Попробуете? А я вместе с Машей и Мишей будем вам помогать.
– У нас есть число 5. Сколько единиц нам не хватает до 10? (5)
– Где взять 5? (Из числа 6)
– Значит, нам нужно второе слагаемое 6 разбить на удобные слагаемые.Одно мы уже знаем – это число 5. А другое слагаемое, какое? (1)
– Какой суммой заменим число 6? (суммой чисел 5 и 1)
– А почему именно такой суммой? (Так как 5+5=10). А к 10 удобно прибавлять любое однозначное число.
– Кто догадался, как легко и быстро решить этот пример?
5+6=5+(5+1)=(5+5)+1=10+1=11
– Давайте посмотрим, как подобное задание выполнено в учебнике (стр. 55, №1)
Чья идея оказалась верной? Возврат к корзине идей.
Физкультминутка
2. Первичное закрепление (5 мин.)
– Отдохнули, пора за работу!
Работа в тетради для самостоятельной работы (стр. 73 , № 1,1 и 2 строчки) под руководством учителя, комментируя решение в громкой речи.
3. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (3 мин.)
– Я думаю, что теперь вы самостоятельно сможете выполнить последнее задание этого номера.
– Проверьте по эталону на доске.
– Кто решил правильно, тот поставит рядом с решением знак «+». Молодцы!
– Кто допустил ошибку при решении? Определите место ошибки и причину. Над чем надо поработать? Подчеркните место ошибки.
– Проверьте полученные значения сумм по пятому столбику «Таблицы сложения».
– Посмотрите строчки в синем цвете. Почему мы не рассматривали их. (Мы умеем находить значения этих выражений).
– Каким правилом мы воспользуемся? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)
4. Учебник с 55 №3 (4-5 мин.)
– Запишите суммы в тетрадь. Найдите значения сумм, используя правило перестановки слагаемых.
Взаимопроверка с помощью «Таблицы сложения».
– Кто допустил ошибку при решении? Над, чем надо поработать? Подчеркните место ошибки.
III. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.).
Работа с таблицей ЗХУ. Что узнали на уроке? Заполните таблицу.(Заслушивание ответов нескольких уч-ся.)
Что мы знаем о сложении | Что хотим узнать | Что узнали |
|
|
|
Осталось узнать | ||
|
– Как же сложить число 5 с однозначными числами? (Надо однозначное число прибавлять по частям, раскладывая его на удобные слагаемые).
– Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток)
– Достигли ли мы этой цели?
– Вы думаете, что вы научились этому? Оцените свою работу следующими знаками:
– Кому всё было понятно, кто может помочь товарищу сложить число 5 с однозначными числами с переходом через десяток скажите: «Я молодец!».
– Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, скажите: «У меня обязательно всё получится».
– Урок окончен, всем спасибо за работу.