Цель: формирование умения различать группы животных.
Задачи:
- Создать условия для развития умения называть группы животных (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), для ознакомления с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся).
- Способствовать развитию умений выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное.
- Формировать умение получать информацию с помощью вопросов.
- Воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие), называть группы животных по их характерным признакам.
Метапредметные.
- Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
- Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
- Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.
Ресурсы: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии с изображением животных; схема «Разнообразие животных»; кроссворд «Животные», загадки о животных; энциклопедия «Животные».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута уч-ся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достигнуть учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи:
|
– Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас. У меня сегодня прекрасное настроение, а с каким настроением вы начинаете наш урок? – Сядьте правильно. – Посмотрите на доску. |
Сели за парты.
Сели правильно (следят за осанкой). |
Актуализация знаний Цель для учащихся: повторить изученный материал. Цель для учителя: организовать работу по повторению знаний о живой природе. Задача: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся. |
На доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя. – Разделите все изображения на две группы. – Выделите общие признаки растений и животных. – Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы.
– Выделите отличительные признаки растений и животных. – Расскажите о способе питания растений.
– Расскажите о способе питания животных. |
Растения и животные. Они относятся к живой природе. Живые организмы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство. Различаются растения и животные по способу питания. Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету. Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и животными, или другими животными. |
Постановка учебной задачи Цель для учащихся: сформулировать тему и цель урока. Цель для учителя: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
|
– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 5. Какие животные здесь изображены? – Рассмотрите на странице 6 схему Маши. Как называется такой приём? Каждому ли животному со странице 5 найдётся в кластере место? – Какие группы животных вы могли бы добавить в этот кластер? Почему? – Где найти нам проверить правильность нашего кластера? – Посмотрите оглавление учебника и хрестоматии. – Сколько групп должно быть в схеме у Маши? (Приложение) – Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? – Правильно! Тема сегодняшнего урока «Разнообразие животных». – Какую цель для себя вы поставите? |
… Кластер. Нет: кобра и жаба. (Оса – насекомое, ворона – птица, крот – зверь, горбуша – рыба.) … В оглавлении учебника или хрестоматии. 6 Различные группы животных. Научиться различать группы животных. |
Совместное открытие знаний Цель для учащихся: учиться различать группы животных. Цель для учителя: создать условия для формирования умения выделять существенные признаки животных разных групп, сравнивать и выделять главное.
|
– Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края. – Давайте внесём в кластер отличительные признаки каждой группы животных. – Назовите отличительные признаки насекомых. – Назовите признаки рыб. – Назовите признаки птиц. – Назовите признаки зверей.
– Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме? – По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи. – А есть ли место в нашем кластере? – К какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? – Почему? – Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название. – Рассмотрите рисунок обыкновенного тритона и зеленой лягушки. Чем они похожи? – К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? – Почему? – Два человека получили индивидуальное задание «Работа со словариком»: прочитать в словарике о земноводных и пресмыкающихся. Задание: отчего зависит температура тема пресмыкающихся и земноводных? |
…
Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног. Тело рыб покрыто чешуёй. Тело птиц покрыто перьями; есть крылья. Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности. Нет. Работа в парах. Да. К земноводным. Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная. У них голая, влажная кожа. К пресмыкающимся. Они передвигаются по земле. От окружающей среды. |
Физминутка Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища. Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе. |
Игра «Рыба, птица, зверь». Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот. Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами. |
Выполняют движения |
Применение новых знаний Цель для учащихся: учиться применять полученные знания на практике. Цель для учителя: выявить пробелы, коррекция; создать условия для формирования нового приёма информационной деятельности – поиска информации по вопросам.
|
Работа в тетрадях. Задание 2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери. Задание 3. Учащиеся находят «лишнее» животное в каждом ряду.
– Объясните, как рассуждали. Задание 4. Учащиеся работают в парах. – Сегодня я хочу научить вас, находить информацию используя вопросы. Для этого нам надо научиться играть в задачи-«данетки». Ведущий загадывает животное. Игроки должны задавать вопросы, на которые ведущий может ответить только да или нет. Используя ответы, вы должны догадаться какое животное загадали. В своих вопросах вы должны перечислять всевозможные характеристики: внешность, способ питания, среда обитания, группа и так далее. Главное правило: должен быть задан «умный» вопрос. Необходимо слушать и слышать друг друга, не повторяться и быть внимательным. Кто отгадает – становится водящим. Попробуем? – Сначала давайте попробуем описать животное (параллельно на доске появляется план описания животного). Лиса.
|
Выполняют задания.
Слушают учителя.
Задают вопросы и отгадывают животное. |
Домашнее задание Цель для учащихся: закрепить умение группировать животных по группам по их характерным признакам. Цель для учителя: Создать условия для успешного выполнения домашнего задания. |
с. 5–8, отвечать на вопросы, тетрадь с. 2 задание 1, придумать задачу-«данетку» про животное. |
Предлагают план выполнения домашнего задания, перечень источников информации для его выполнения. |
Итог урока Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. |
– Что нового вы узнали на уроке? – Давайте попробуем составить хайку на сегодняшнюю тему. – Какие правила надо соблюдать при написании хайку?
– Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? – Удалось ли выполнить поставленную цель? – Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? – Какой приём вам помог в работе? – С каким новым приёмом поиска информации вы сегодня познакомились? – Как мы подвели итог нашим знаниям? – У кого получилось? – Как оцениваете свою работу на уроке? – А работу класса в целом? – Какая работа понравилась больше всего? – Спасибо за урок. – Оценки получили … |
Ответы детей.
3 строчки и 17 слогов.
Научиться различать группы животных. Да. Изучать каждую группу животных в отдельности Кластер. Поиск информации по вопросам – задачи-«данетки». Написали хайку. … Показывают смайлики.
|