Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- формирование целостного взгляда на классификацию животных, выяснение отличительных признаков разных групп, в которые объединяют животных.
- Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
- Создать условия для развития умения называть группы животных по существенным признакам.
- Повторить материал о птицах, рыбах, зверях и насекомых, обогатить знания сведениями о земноводных и пресмыкающихся.
- Развивать умения сравнивать и выделять главное в изучаемых объектах.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: дети научатся группировать объекты о их признакам, называть группы животных по их характерным признакам
Метапредметные: узнавать изученные объекты и явления живой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, работать с текстом., работать в паре, определять успешность выполнения своего задания
Личностные: демонстрируют навыки культурного поведения при общении
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельной работы. Презентация к уроку, проектор и экран для воспроизведения Таблички для кластера со словами.
Ход урока
Этап «Вызов»
1. Оргмомент.
Все ль на месте,
все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Если видишь в знаньях толк –
(дети – Начинаем наш урок)
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Составление кластера. По теме «Природа» на доске.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг …(природа) Л.Дайнеко (отгадку прикрепляют на доску)
– Чем природа отличается от изделий человека?(изделия выполнены человеком)
– Какая бывает природа? (живая и неживая)
– В чем отличие живой природы от неживой? (рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются)
– На какие группы делится живая природа? (растения, грибы и животные)
– Как отличить животных от растений по способу питания? (растения сами готовят пищу из воздуха, света и воды, а животные питаются готовыми ингредиентами)
– определите, к какой группе вы отнесёте таблички со словами: дерево, кустарник, трава, шляпочный гриб, мукор, птица, паук, насекомое, рыба, зверь, рисунок лягушки, рисунок змеи
– Почему вместо готовых слов использованы рисунки?
– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (о животных)
3. Работа с учебником.
Откройте учебник «Окружающий мир» 2 часть на стр 5. Прочитайте название темы нашего урока.
– Почему стоит цифра 1? Обратитесь к оглавлению (Это первый урок 1 главы о животных).
– Сколько тем в главе1 о животных?(8)
Назовите правильное название темы сегодняшнего урока
«Разнообразие животных»
Прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали»
– Что вам известно по данной теме?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
животные | На какие группы делятся животные? К какой группе относится лягушка? змея? |
– Таким образом, на какие вопросы мы с вами должны ответить на уроке?
4. Этап осмысления.
– Ответить на данные вопросы поможет учебник. Стр 6
Посмотрите на схему, которую составила Маша..
– Какие группы животных выделила Маша? В чем их отличие?(1. У насекомых тело разделено на голову, грудь и брюшко, имеют 3пары ног, 2 у рыб -тело покрыто чешуёй, 3 у птиц –перьями, есть крылья, 4 у зверей тело покрыто шерстью, 4 ноги)
5. Динамический момент.
Игра «Рыба, птица, зверь»
Для игры вам надо вспомнить и изобразить рыбу, птицу и зверя по способу перемещения: полет, плавание, топот
Я называю животного, а вы показываете способ его перемещения
Щука, волк, карась, дятел, лось, ёж, скворец, окунь, синица, кот, цапля
6. Решение проблемного вопроса.
– Вернитесь к схеме Маши. Куда поместим лягушку?
– Найдите и прочитайте в тексте рассуждения Миши(читают самостоятельно, затем вслух)
7. Работа в паре (задание на стр. 7).
Работая в паре ребята выясняют, куда поместить лягушку и змею. Анализируют особенности змеи и лягушки, отмечают, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная.
Змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног, тело покрыто чешуйками или панцирем
– Что выяснили про лягушку?(новая группа – земноводные)
– Что выяснили про змею?(пресмыкающиеся)
Прочитайте в Словаре о земноводных и пресмыкающихся.
– О чем ещё узнали ? (температура земноводных и пресмыкающихся зависит от окружающей среды)
– Какой вывод сделаете? (ещё 2 группы животных узнали)
Добавляем в кластер
8. Применение новых знаний.
Работа в Тетради для самостоятельной работы №2 стр. 3
Задание 3
Найти в каждом ряду лишнее животное. Подчеркнуть
- Паук
- Летучая мышь
- Уж
Взаимопроверка по слайду на экране.
Самооценка: У кого получилось выполнить без ошибок –поднимите руку,
Кто допустил 1 ошибку?
У кого ошибок больше? Как вы думаете почему? Какую цель поставите на будущее?
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Вспомните наши вопросы, на которые мы хотели найти ответы
На какие группы делятся животные? (птицы, насекомые, звери, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся)
– к какой группе относится лягушка?
– к какой группе относится змея?
– В чем главное отличие растений от животных? (способ питания)
Можно ли по способу питания распределить на группы животных? Об этом мы поговорим на следующем уроке
Полезным ли был для вас урок? Что было трудным? Почему?
10. Домашнее задание.
Тетрадь для самостоятельной работы №2. Стр 2-3 задание 1 – 1 уровень, задание 2 – 2 уровень, задание 4 – 3 уровень.