Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала.
Цель урока: показать роль музыки в кинофильмах и мультфильмах.
Ход урока
Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся… Давайте приобретем билеты.
(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов.
-
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия – (актер). -
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер) -
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то в него включают,
Что вызывает интерес. (репертуар) -
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши. (зритель) -
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, – «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Но где еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи, фильмы, мультфильмы и т.д.
У: Вы сказали, что музыка звучит на телеэкране. Можно ли представить себе телевидение без музыки
У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.
У: Мысленно перемотаем воображаемую киноплёнку на 115 лет назад и мы с вами попадаем в 1895 год. В то время жил в Париже изобретатель Луи Льюмер и однажды он изобрёл такой аппарат, при помощи которого можно было спроецировать изображение фотографий на большой экран. Кадры менялись так быстро, получалось движение изображения на экране. Это изобретение называли: «Живая фотография», «Движущиеся картины». Первая демонстрация, сеанс продолжался всего 10 минут, но имел большой успех, и уже через год «Живые картины» были показаны в России. Это было как аттракцион, люди шли с удовольствием. Показ фильмов сопровождался «Музыкальной иллюстрацией» – на фортепиано исполняли фрагменты классической и современной музыки, в той или иной форме созвучных происходившим на экране событиям. Позднее добавили титры, а ещё позднее кино озвучили. Сейчас мы с вами увидим фрагмент немого кино.
ФРАГМЕНТ 1
У: Кто знает имя замечательного актёра, которого мы видели на экране?
Д: Чарли Чаплин.
У: Какие чувства вы испытали, посмотрев этот фрагмент?
Д: Радость.
У: Чарли Чаплин комический актёр, клоун. Жанр весёлого фильма называется «комедия».
Был интересный случай. Один раз пришёл Чарли Чаплин на конкурс двойников Чарли Чаплина и занял там второе место…
Учитель: Кино родилось смешным и беззвучным.Обычно говорят немым.
Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова.
Так как человек всегда воспринимает картины мира эмоционально, то музыка оказалась в кино просто незаменимой.
Она стала звучать без остановок от первого до последнего кадра.
Появилась даже такая профессия – тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма). Кто работал таперами? Чаще всего начинающие музыканты, молодые композиторы.
В 20 годы среди них были и такие известные в будущем композиторы, как Д. Шостакович, Г. Свиридов, В. Соловьев-Седой. (Слайд 5)
При этом таперам давались строгие предписания – когда и что надо играть.
Например, если герои на экране танцуют, можно было играть мелодию вальса, танго, а если на экране происходят смешные драки, погони, то нужно исполнять музыку быструю, энергичную.
Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране. И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – веселой и сердечной.
В 1927 году кино стало звуковым сначала в Америке, а в 1931 году в России.
И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка.
Появились музыкальные фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. В фильме герои поют и танцуют. (Слайд 6)
Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого кинофильма звучит музыка? Как начинается фильм, мультфильм?
На экране еще только название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти.
У: А как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
Телевидение «привело» в каждый дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья передача– музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам.
Можно ли представить такие кинофильмы, как «Приключение Электроника», «Приключение Буратино», «Красная шапочка» или мультфильмы «Маша и медведь», «Чип и Дейл» и другие без музыки и песен?
Игра: «Угадай-ка» «Песни из детских фильмов и мультфильмов»
Отгадать название песни. Из каких кинофильмов или мультфильмов звучат эти песни.
В конце игры музыка из «Лунтик а». Проводится физкультминутка «Танец Лунтик»
У. На рабочем столе у вас есть картина. Посмотрите внимательно и послушайте:
У. Очень непросто во второй половине XX века создать к/ф по повести А.С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами. Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражая то, что переполняет человеческую душу.
Вслушайтесь, с какой «музыкальной» интонацией начинает свою повесть А.С. Пушкин.
Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм виден одинокий.
Вдруг метелица кругом; снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом, вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль! кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль, воздымая гривы…
В.А. Жуковский
Если повесть начинается словами, настраивающими читателя на соответствующий лад душевного переживания, то и фильм должен начаться соответствующей музыкой.
Слушание Г. Свиридов «Тройка».
Вопросы:
- Если бы вы были кинооператорами, какие кадры вы бы сняли?
- Что преобладает в музыке: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Такими песнями стали «Крылатые качели», «Колокола» «Ты – человек» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Мы послушаем по куплету и выберем на ваше усмотрение, какую из этих песен будем разучивать.
(Дети выбирают «Ты – человек»)
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Ты – человек» из к/ф «Приключение Электроника»
Учащиеся 5 класса Красноярской основной школы провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
- Любите ли вы слушать музыку?
- Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт, в кино?
- Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
- Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
- Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что …
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов. Музыка, песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создает настроение картины, насыщает ее красотой, звуковой многозвучностью.
Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
У. Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
Д/З : посмотрите кинофильм, мультфильм или передачу детскую. Охарактеризуйте музыку, которая звучит в них.