Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Класс: 8.
Цель: обобщить сведения о структурах, осложняющих предложение, и правилах постановки знаков препинания при них на материале текста.
Задачи:
обучающая: знать структуры, осложняющие предложение и условия выбора пунктограмм в осложненном предложении;
развивающая: способствовать формированию продуктивных способов действий при работе с текстом, предложениями;
воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции, воспитывать чувство личной причастности к истории своей страны, её языку, культуре.
Оборудование и методическое сопровождение урока:
- материалы сайта “Сдам ГИА” текст № 686 аудиозапись текста изложения;
- текст для практической работы: Ф.М. Достоевский “Дневник писателя. Сентябрь - декабрь 1877 года”;
- презентация к уроку;
- рабочие карты урока для учащихся.
Виды деятельности учащихся на уроке:
работа с текстом: аудирование, переработка (сжатие), анализ содержания (определение темы, идеи, структуры, стиля речи, типа речи), создание отдельных высказываний и собственного текста (творческая работа д/з);
работа в группах: самостоятельная работа, актуализация прежних знаний и способов действий учащихся, формирование новых понятий и способов действий; применение – формирование умений и навыков; моделирование ситуации, конструирование материала, самоконтроль, взаимоконтроль; учебный диалог;
Ход урока
1. Приветствие: Здравствуйте, ребята! Ребята, наш с вами урок сегодня проводится в рамках недели русского языка и литературы. Мы с вами постараемся взглянуть на проблемы языка несколько с другой, внешней, стороны, а поэтому урок должен принести вам много интересного, заставить нас поразмышлять о роли языка в жизни каждого из нас. Желаю всем хорошего настроения, плодотворной творческой работы! Прошу садиться.
2. Объявление темы – Тема нашего урока: “Знаки препинания в осложненном предложении или Размышления о русском языке”. Обобщать и систематизировать материал мы будем в рамках определенного текста. Вам предстоит работать в группе, для удобства работы мы будем использовать рабочую карту урока. Запишите, пожалуйста, в своей рабочей карте число, фамилию, имя.
3. Совместное целеполагание: - Ещё раз посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать для себя цель своей работы на уроке: (Зачем? Для чего?: подвести итог…, определить, насколько я усвоил материал…., над чем ещё надо поработать).
- Какие задачи при этом вам придется решать, что вы планируете делать на уроке обобщения? (Читать и анализировать предложения, объяснять постановку знаков препинания, аргументировать).
- Каков, на ваш взгляд, должен быть результат урока лично для вас? (Понять, насколько усвоена тема, как хорошо я могу работать с языковым материалом?)
4. Актуализация знаний.
- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова русского писателя, Ивана Сергеевича Тургенева, известные каждому образованному человеку: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” Июнь 1882 года.
- Прокомментируйте, пожалуйста, слова писателя. Какой смысл видится вам в них? (ответы учащихся).
- Приглашая вас к разговору, я хочу предложить вам закончить фразу: “Русский язык – это…”. Мне хотелось бы услышать 2-3 тезиса от каждой группы. Тезисы запишите в РК. (Ответы учащихся).
- Чтобы ваше представление о языке несколько расширилось, предлагаю послушать текст академика Лихачева. Прослушайте текст и письменно сформулируйте его микротемы. (Текст Лихачева 1 мин 24 сек.). Микротемы запишите в рабочую карту.
“Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык–самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно”.
- В тексте Д.С. Лихачева совершенно точно обозначены две важнейшие составляющие языка, попробуйте сформулировать их и закончить схему:
ЯЗЫК | ||
Язык народа как показатель его культуры |
Язык человека как показатель его личных качеств |
- Постарайтесь сформулировать ряд проблем, связанных с каждой из этих составляющих (ответы учащихся).
5. Постановка проблемного вопроса:
Возникает еще одна проблема: существует ли связь между понятиями “язык народа” и “язык человека”? Если да, то как это происходит? Сможете ли вы сразу дать однозначный ответ? Предлагаю найти решение проблемы в ходе урока.
- Как вы уже поняли, что вашему вниманию сегодня будут предложены тексты серьезного содержания, и прежде чем мы перейдем к основной части нашего урока, предлагаю вам прослушать текст, с которым вам предстоит работать.
6. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (включающее и специальное повторение и закрепление).
Учитель читает текст. Текст разбит на четыре фрагмента по количеству групп учащихся, после прочтения текста каждая группа получает свой фрагмент текста для дальнейшей работы.
Ф.М. Достоевский о славянах и Европе.
(1)"... по внутреннему убеждению моему - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! (2) И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я ненавистник славян! (3)Я, напротив, очень люблю славян, но я знаю, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.
(4) Начнут же они свою новую жизнь, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. (5) Начнут они с того, что убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же. (6) Они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
(7)Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. (8)У них, конечно, явятся конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. (9)Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. (10)Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало, наконец, министерство и составилось новое. (Фрагмент для работы 1 группы)
(11)России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными.
(12)Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. (13)Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. (14)Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа - естественный враг их единству, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство....
(15)Будут даже такие минуты, когда они будут в состоянии согласиться, что не будь России, великого восточного центра, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось, национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море.
(16)России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае.
(17)Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею, силами, деньгами? (18)О, конечно, Россия всё же всегда будет сознавать, что центр славянского единства — это она, что совершила и создала всё она. (19)Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?
(20)Ответ теперь труден и не может быть ясен. (Фрагмент для работы 2 группы)
(21)Во-первых, у России и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч.
(22)Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед.
(23)Но да сохранит бог Россию от этих стремлений. (24)Доставив, напротив, славянам как можно более политической свободы и устранив себя даже от всякого опекунства над ними и объявив им только, что она всегда обнажит меч на тех, которые посягнут на их свободу и национальность, Россия тем самым избавит себя от страшных забот и хлопот поддерживать силою это опекунство, им, конечно, ненавистное, а Европе всегда подозрительное.
(25)Но выказав полнейшее бескорыстие, тем самым Россия и победит, и привлечет, наконец, к себе славян. (26)Все воротятся в родное гнездо.
(27)О, конечно, есть разные воззрения и теперь в среде многих русских. (28)Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты.
(Фрагмент для работы 3 группы)
(29)Правда же в том, что еще целый век России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы; весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства.
(30)После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. (31)Долго еще не поймут теперешние славяне славянского единения в братстве и согласии. (32)Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь.
(33)Опять-таки скажут: для чего это всё, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу?
(34)Для чего: для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом — вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите.
(35)Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим “интересам”, то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут.
(36)А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия. (Фрагмент для работы 4 группы)
Достоевский Федор Михайлович.
Дневник писателя. Сентябрь - декабрь 1877 года.
А) Выявление первичного восприятия (беседа):
- Какое впечатление произвел на вас прочитанный текст?
- Актуален ли вопрос, поднятый в нем, сегодня? В чем состоит его актуальность, на ваш взгляд?
- Какие моменты вас особенно поразили? (Текст пророческий: 137 лет назад).
- К какому стилю можно отнести текст (публицистика). Приметы стиля.
- Какова тема и основная мысль текста? (Достоевский о Славянском вопросе. Великая миссия России в объединении и славянских народов). После короткого обсуждения в группах учащиеся дают ответы, вступают в учебный диалог друг с другом.
Б) Работа в группах:
- Проанализируйте предложенный вам фрагмент текста. Определите, какие структуры, осложняющие предложение, использованы здесь; охарактеризуйте их, подчеркните, приготовьтесь представить результаты своей работы. (5 мин).
В) Презентация работы группы (5-10 минут). Учащиеся называют примеры из текста, проводят статистический анализ: каких структур, осложняющих предложение, в тексте Достоевского больше всего, можно ли считать это приметой индивидуального стиля автора?
Г) Сформулируйте и запишите в рабочих картах высказывание (1-2 предложения) в формате осложненного предложения относительно тем, затронутых на уроке (о языке, о России, о русском народе, о славянах, о культуре, об истории, совершающейся на ваших глазах, о Достоевском, Тургеневе, Лихачеве…).
7. Результативный этап
А) Решение проблемного вопроса:
- Предлагаю вам вернуться к проблеме нашего урока. Так существует ли связь между понятиями “язык народа” и “язык человека”? Как вы решили эту проблему в ходе урока? Какое отношение вы лично имеете к этой проблеме? (Ответы учащихся).
Б) Вывод. Язык народа – это совокупность языка каждого отдельного его представителя, носителя языка. Человек, обладающий высочайшей личной культуры, личными качествами, формирует язык, создает нормы, образцы, непосредственно создает культуру языка, культуру народа. Достоевский, Пушкин, Тургенев, Лихачев и мн. др. великие люди представляют собой сплав языка человека и языка народа.
8. Домашнее задание. Напишите сочинение на лингвистическую тему по материалам урока: “Проблемы современного русского языка”; “Роль обособленных членов предложения”, “Вводные конструкции и их роль в предложении”. “Способы выражения сравнения”.
9. Рефлексивный этап.
- Я приглашаю вас оценить свою деятельность на уроке.
1. Насколько материал урока оказался для вас продуктивным? (От 1 до 5)
2. В какой степени расширились и углубились ваши представления о языке? (От 1 до 5)
3. Насколько продуктивной была ваша деятельность? (От 1 до 5)
4. Насколько материал темы усвоен вами? (От 1 до 5)
5. Как вы оцениваете работу своей группы? (От 1 до 5)
Приложение 2 (Звук)