«Виды сказуемых. Простое глагольное и составное глагольное сказуемое». 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Цели и задачи урока.

Образовательные: закрепить знания о простом и составном сказуемом, закрепить умение находить в предложении сказуемое и отличать разные виды сказуемых, формировать умение отличать простое глагольное сказуемое, выраженное составной формой будущего времени, от составного глагольного сказуемого.

Развивающие: развивать учебно-логические умения (умение сравнивать), учебно-информационные навыки (работа с тексом), познавательный интерес и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, формировать высокую нравственную позицию учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Вспомните, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках русского языка. (О грамматической основе, о подлежащем и сказуемом.)

Составление кластера. (Приложение 1)

Составленный кластер сопоставляем с образцом. (Приложение 2)

Сегодня мы с вами продолжим изучение разных видов сказуемого. Запишите тему урока. Попробуйте сформулировать цели урока.

Вспомнить теоретический материал я предлагаю вам с помощью игры “Верно – неверно”. (Приложение 2)

Прочитайте утверждения. Отметьте, какие из них являются верными, а какие – нет.

1) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

2) В роли подлежащего могут выступать все части речи.

3) Подлежащее не может быть выражено словосочетанием.

4) Сказуемое может быть простым и составным.

5) Составное глагольное сказуемое из вспомогательного глагола и неопределённой формы.

6) Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено во вспомогательном глаголе, а грамматическое – в неопределённой форме.

7) В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных и глагола быть.

8) Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из времён.

Самопроверка (ключ представлен на слайде). Оцените себя. (Приложение 2).

3. Проблемный вопрос: всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом?

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Обозначьте грамматическую основу. Сказуемые какого вида вам встретились?

Проснувшись довольно поздно, я увидел, что буря утихла.

Наконец батюшка объявил, что будет писать к моему будущему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали душе моей сильное и благое потрясение.

(А.С.Пушкин.)

Сделайте вывод, в каком случае простое глагольное сказуемое выражено несколькими словами? (Составная форма будущего времени, фразеологизм (устойчивое выражение).)

4. Физкультминутка.

Чтобы лучше всем трудиться,
Предлагаю вам взбодриться:
Встать, присесть и снова встать,
И за парту сесть опять.

5. Работа с текстом. (Приложение 3)

Прочитайте предложения. В какой последовательности их нужно записать, чтобы получился текст? (3, 2, 1, 4) Запишите, расставляя необходимые знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях, определите вид сказуемых.

(1)Если ей будет угр…жать см…ртельная опас(?)ность он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, (на) смерть. (2) Он должен помнить что у него есть обяз…ности перед этой красивейшей землёй в мире которую зовут Родиной. (3)Человек должен с детства помнить на какой земле он родился. (4) Он должен чтить дела своих предков которые (не) жалели жизни защищая родную страну родной язык родной дом. (Н. Тихонов.)

Прочитайте получившийся текст. Какова его главная мысль?

Укажите количество грамматических основ в предложении (2). (Три.)

Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. (4)

Выпишите из предложения (3) словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (На какой земле.)

Какие буквы написали в корнях слов УГРОЖАТЬ, СМЕРТЕЛЬНАЯ (предложение 1)? Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная, проверяемая ударением.)

6. Гимнастика для глаз или электронная физкультминутка.

Каждое упражнение выполнять 6–8 раз.

  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
  • Сведение глаз к переносице, затем смотреть вдаль.
  • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть вдаль.

7. Упражнение 105. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Перед вами текст. Ваша задача – выписать грамматические основы, указать их вид сказуемых. Чтобы вам легче было выполнить задание, рекомендую сначала подчеркнуть их в тексте.

С конца 50-х годов XII века строительная деятельность резко усиливается. Князь Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля во Владимир и начал обстраивать этот город с небывалой роскошью. Отсюда, из Владимира, он продолжал диктовать свою волю князьям многих других русских городов. Князь Андрей готов был распоряжаться даже Киевом. Владимир должен был даже своим обликом, величием архитектуры соответствовать тому политическому значению, которое он приобрёл. (По П. Раппопорту.)

Вспомните, какой известный храм, расположенный во Владимирской области, выстроил князь Андрей Боголюбский в память о погибшем в битве сыне? (Храм Покрова на Нерли.)

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте задание по ключу, приведённому на слайде. Оцените работу товарища.

8. Разноуровневая тестовая работа. (Приложение 4)

“5” - полностью самостоятельное выполнение;

“4” - возможность использовать алгоритм (Приложение 5);

“3” - алгоритм, во всех заданиях подчеркнута грамматическая основа.

1. Найдите предложение, в котором верно выделено сказуемое.

а) Наше завтра будет прекрасно.

б) Мальчики привыкли бить баклуши.

в) Прямо к станции бежит тройка удалая.

г) В доме начали просыпаться.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделено сказуемое.

а) Он был охотник повеселиться.

б) Погода была хорошая.

в) Я был готов любить весь мир.

г) Я не мог с ними встретиться.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

а) Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

б) Стану сказывать я сказку.

в) Я буду учителем в вашей школе.

г) Я буду строить новый дом.

4. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат - студент.

г) Княжна слыла любительницей музыки.

д) В коридоре было три двери.

5.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Дом будут строить каменщики.

б) Сирень начинает отцветать в начале лета.

в) Он казался всесторонне образованным человеком.

г) В путешествии мы узнали много интересного.

д) Мы предложили ему поиграть с нами.

9. Домашнее задание (по выбору учащихся):

  • упражнение 103,
  • или выписать из романа А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 8 предложений с разными видами сказуемых,
  • или составить текст, употребив данные словосочетания в качестве сказуемых (рад был встретиться, обязан беречь, стал разучивать, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал покататься).

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

мне было интересно…

мне было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…