Цель: закрепление правильного произношения звука Ш.
Задачи.
- Учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах и фразах.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Упражнять в составлении падежных конструкций.
- Развивать общую моторику, логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Оборудование.
- Кукла Маша.
- Предметные картинки (шуба, мыши, каша, шайба, мешок, шина, мышонок, кошелёк, петушок, машина, камыши, шахматы).
- Карта Звукограда.
- Пеналы с фишками.
- Магнитная доска.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите в окно – какая сегодня хорошая погода! Давайте обрадуемся: “Какая сегодня замечательная погода!”.
А теперь удивимся: “Куда подевались вчерашние тучи?”. А теперь огорчимся: “Пошёл сильный дождь, и я не пойду гулять”. (Дети изображают радость, удивление, огорчение). Но к нам в гости пришла кукла Маша, она знает много интересных игр и нам не придётся скучать. Садитесь на свои места, и мы начнём занятие.
2. Сообщение цели занятия.
Логопед: Ребята, вспомните, какой звук издаёт змея, когда она сердится? (Ш-ш-ш).
А проколотое колесо машины? (Ш-ш-ш).
А кто бывал в деревне и слышал, как сердятся гуси? (Ш-ш-ш).
Наверное, вы уже догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?
Правильно, мы поговорим о звуке “Ш”.
3. Уточнение артикуляции и фонации звука Ш.
Логопед: Расскажите, как образуется звук Ш.
Дети: Губы слегка вытянуты и округлены. Зубы сближены, но не соприкасаются. Язык “чашечкой” поднят вверх к твёрдому нёбу. Но не прижат. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя проходит равномерно по середине языка.
Логопед: Как можно проверить, правильно ли мы произносим звук Ш?
Дети: Если поднести к губам руку, то при произнесении звука Ш можно почувствовать тёплую струю воздуха.
Логопед: Давайте ещё раз длительно на одном выдохе произнесём звук Ш, и каждый сам себя проверит, правильно ли он произносит этот звук.
4. Характеристика звука Ш. Упражнение в произнесении звука Ш в прямых слогах.
Логопед: Давайте заглянем в город Звукоград. На какой улице и в каком домике живёт наш звук?
Дети: На синей улице, потому что этот звук согласный. В доме с синей крышей, так как этот звук всегда твёрдый. На этом доме нет колокольчика, потому что звук Ш всегда глухой.
Логопед: Пошёл звук Ш на красную улицу, где живут гласные звуки, и получились слоги. Пришёл к звуку А, получился слог…
Дети: ША.
Логопед: Пришёл к звуку У, получился слог …
Дети: ШУ.
(Аналогично со звуками О, И, Э)
Логопед: А теперь повторите:
Ша - шо – шу - шэ
Шо - шу – шэ – ша
Шу – шэ – ша – шо
Шэ – ша – шо - шу
5. Упражнение в преобразовании слогов.
Логопед: А если гласные звуки придут в гости к звуку Ш, то какие получатся слоги?
Дети: АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ.
6. Развитие фонематического восприятия, мышления.
Логопед: Кукла Маша предлагает поиграть в игру “Четвёртый лишний”. Я буду произносить четыре слога, а вы назовите тот, что не похож на другие.
Ша – ша – шу – ша
Ши – ши – ши – шэ
Аш –уш –аш – аш
Уш – иш – иш – иш
Шэ – эш – шэ – шэ
7. Закрепление произнесения звук Ш в словах. Работа над структурой слова.
Логопед: У Маши много картинок. Давайте поиграем в игру “Искатели”. Картинки лежат на ковре. Мальчики должны выбрать картинки, название которых состоит из 2-х слогов, а девочки – из 3-х слогов.
Дети выбирают картинки, садятся на свои места и называют слова.
2-х сложные слова: шуба, мыши, шина, шайба, мешок, каша.
№-х сложные слова: петушок, мышонок, камыши, машина, шахматы, кошелёк.
8. Работа по фонемному анализу.
Логопед: Откройте пеналы, возьмите схемы слов и найдите место звука Ш в своих словах. (Дети выполняют задание). А теперь поменяйтесь и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
9. Физкультминутка. Подвижная игра “Маша пишет”.
Логопед: Маша вновь зовёт нас поиграть.
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: “Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет”. После этих слов дети бегут в “Домик”, и тот, кого Маша догонит, должен придумать и назвать слово со звуком Ш. Потом выбирают новых Мишу или Машу.
10. Упражнение в составлении падежных конструкций. Закрепление правильного произнесения звука Ш во фразах.
Логопед размещает предметные картинки на магнитной доске (4*3).
Логопед: Маша сейчас загадает вам загадку: “Что находится между кашей и мышами?”
Ребёнок: Между кашей и мышами находится кошелёк.
Логопед: А теперь вы загадайте Маше загадку.
(Дети составляют вопросы, используя картинки в горизонтальном и вертикальном направлении).
11. Подведение итогов занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы с вами говорили о звуке Ш, учились узнавать его и правильно произносить. Давайте поблагодарим куклу Машу за её интересные игры. А я хочу похвалить за хорошую работу (называет детей).