Коррекционно-развивающее занятие «Звук "ш"»

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление правильного произношения звука Ш.

Задачи.

  • Учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах и фразах.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  • Упражнять в составлении падежных конструкций.
  • Развивать общую моторику, логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование.

  • Кукла Маша.
  • Предметные картинки (шуба, мыши, каша, шайба, мешок, шина, мышонок, кошелёк, петушок, машина, камыши, шахматы).
  • Карта Звукограда.
  • Пеналы с фишками.
  • Магнитная доска.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите в окно – какая сегодня хорошая погода! Давайте обрадуемся: “Какая сегодня замечательная погода!”.

А теперь удивимся: “Куда подевались вчерашние тучи?”. А теперь огорчимся: “Пошёл сильный дождь, и я не пойду гулять”. (Дети изображают радость, удивление, огорчение). Но к нам в гости пришла кукла Маша, она знает много интересных игр и нам не придётся скучать. Садитесь на свои места, и мы начнём занятие.

2. Сообщение цели занятия.

Логопед: Ребята, вспомните, какой звук издаёт змея, когда она сердится? (Ш-ш-ш).

А проколотое колесо машины? (Ш-ш-ш).

А кто бывал в деревне и слышал, как сердятся гуси? (Ш-ш-ш).

Наверное, вы уже догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

Правильно, мы поговорим о звуке “Ш”.

3. Уточнение артикуляции и фонации звука Ш.

Логопед: Расскажите, как образуется звук Ш.

Дети: Губы слегка вытянуты и округлены. Зубы сближены, но не соприкасаются. Язык “чашечкой” поднят вверх к твёрдому нёбу. Но не прижат. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя проходит равномерно по середине языка.

Логопед: Как можно проверить, правильно ли мы произносим звук Ш?

Дети: Если поднести к губам руку, то при произнесении звука Ш можно почувствовать тёплую струю воздуха.

Логопед: Давайте ещё раз длительно на одном выдохе произнесём звук Ш, и каждый сам себя проверит, правильно ли он произносит этот звук.

4. Характеристика звука Ш. Упражнение в произнесении звука Ш в прямых слогах.

Логопед: Давайте заглянем в город Звукоград. На какой улице и в каком домике живёт наш звук?

Дети: На синей улице, потому что этот звук согласный. В доме с синей крышей, так как этот звук всегда твёрдый. На этом доме нет колокольчика, потому что звук Ш всегда глухой.

Логопед: Пошёл звук Ш на красную улицу, где живут гласные звуки, и получились слоги. Пришёл к звуку А, получился слог…

Дети: ША.

Логопед: Пришёл к звуку У, получился слог …

Дети: ШУ.

(Аналогично со звуками О, И, Э)

Логопед: А теперь повторите:

Ша - шо – шу - шэ

Шо - шу – шэ – ша

Шу – шэ – ша – шо

Шэ – ша – шо - шу

5. Упражнение в преобразовании слогов.

Логопед: А если гласные звуки придут в гости к звуку Ш, то какие получатся слоги?

Дети: АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ.

6. Развитие фонематического восприятия, мышления.

Логопед: Кукла Маша предлагает поиграть в игру “Четвёртый лишний”. Я буду произносить четыре слога, а вы назовите тот, что не похож на другие.

Ша – ша – шу – ша

Ши – ши – ши – шэ

Аш –уш –аш – аш

Уш – иш – иш – иш

Шэ – эш – шэ – шэ

7. Закрепление произнесения звук Ш в словах. Работа над структурой слова.

Логопед: У Маши много картинок. Давайте поиграем в игру “Искатели”. Картинки лежат на ковре. Мальчики должны выбрать картинки, название которых состоит из 2-х слогов, а девочки – из 3-х слогов.

Дети выбирают картинки, садятся на свои места и называют слова.

2-х сложные слова: шуба, мыши, шина, шайба, мешок, каша.

№-х сложные слова: петушок, мышонок, камыши, машина, шахматы, кошелёк.

8. Работа по фонемному анализу.

Логопед: Откройте пеналы, возьмите схемы слов и найдите место звука Ш в своих словах. (Дети выполняют задание). А теперь поменяйтесь и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

9. Физкультминутка. Подвижная игра “Маша пишет”.

Логопед: Маша вновь зовёт нас поиграть.

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: “Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет”. После этих слов дети бегут в “Домик”, и тот, кого Маша догонит, должен придумать и назвать слово со звуком Ш. Потом выбирают новых Мишу или Машу.

10. Упражнение в составлении падежных конструкций. Закрепление правильного произнесения звука Ш во фразах.

Логопед размещает предметные картинки на магнитной доске (4*3).

Логопед: Маша сейчас загадает вам загадку: “Что находится между кашей и мышами?”

Ребёнок: Между кашей и мышами находится кошелёк.

Логопед: А теперь вы загадайте Маше загадку.

(Дети составляют вопросы, используя картинки в горизонтальном и вертикальном направлении).

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами говорили о звуке Ш, учились узнавать его и правильно произносить. Давайте поблагодарим куклу Машу за её интересные игры. А я хочу похвалить за хорошую работу (называет детей).