Цели.
Обучающие: комплексное повторение материала за 5-7, 9 классы.
Развивающие: развивать внимание, творческие способности.
Воспитательные: умение работать в коллективе, любовь к языку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, КИМы, доска, толковый словарь И.С. Ожегова, текст на листах.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя 1. Сегодня у нас необычный урок: семиклассники пришли в гости в одиннадцатый класс, чтобы старшеклассники открыли для них окно в будущие знания, а выпускники “вернулись” в седьмой класс, чтобы поделиться огромными знаниями. А в целом мы сегодня все вместе повторяем, а значит, готовимся к ЕГЭ. Наш урок будет научно – лингвистическим экспериментом, результат этого эксперимента увидим в конце урока. Семиклассники должны прийти к выводу, что знания нужно сохранять с первого по одиннадцатый класс, а выпускники должны убедиться в необходимости уроков повторения.
Учитель 2. Ребята, много двоек вы получаете за словарную работу. Но она очень важна, так как эти слова встречаются в заданиях (КИМах) ЕГЭ. И в качестве разминки предлагаем словарный диктант. Старайтесь не допускать грязных исправлений, за это оценка снижается.
Текс диктанта: Искусство, палисадник, бассейн, экзаменационный, комментарий, аккомпанемент, государственный, презентация, рецензия, январский, претензия, суффикс, мировоззрение, будущее, эксперимент.
Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, ошибки подчеркните… Внимание на экран, сравните, все ли ошибки исправлены (на экране – I слайд: словарные слова), вынесите все ошибки на поля, подсчитайте, оцените себя.
Учитель 1. Составьте предложения с подчёркнутыми словами (послушали нескольких учеников). Какое слово является не только словарным, но и требует орфографической проверки?
Ученик: Слово “экзаменационный”. (Рассказывает правила правописания Н и НН в суффиксах прилагательных, рисует на доске “галерею” суффиксов)
Учитель 1. Продолжаем наш эксперимент. Чтобы выполнить следующее экзаменационное задание, попросим наших будущих выпускников рассказать об одном очень важном явлении.
II слайд. Что это за явление? Дайте определение.
Ученик: Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Неправильное употребление в третьем предложении. (Запись примеров)
Внеклассная работа – внеклассовые интересы.
III слайд.
Учитель 1. Обратимся к семиклассникам за знаниями о деепричастиях и деепричастном обороте. Помогите выпускникам выполнить следующее задание.
Ученики (дают определение деепричастия, деепричастного оборота) Выполняем задание. Нашли правильное продолжение предложения с оборотом.
Учитель 2. Для чего необходимо знать о причастном обороте, уважаемые будущие выпускники.
IV слайд
Ученик: В части А есть задание, где в СПП предложении придаточное определительное нужно заменить причастным оборотом. (Все варианты прочитали, объяснили)
V слайд
Учитель 1. Ученики седьмого и одиннадцатого классов вспоминают правила об Н и НН в причастиях и дорисовывают “галерею” суффиксов. (Запись предложения с выделением суффиксов причастий и прилагательных, объясняют орфограммы)
VI слайд
Учитель 2. Ребята, вернёмся в V класс (а, может быть, и в начальную школу) и убедимся, что знания этих лет учебной жизни необходимы для сдачи ЕГЭ.
Ученик читает все слова, находит правильный вариант ответа, объясняет (Запись слов с проверяемой безударной гласной с проверочными словами в тетрадях и на доске: вдалеке – даль, гористый – горы, колокольчик – колокол)
VII слайд
Учитель 1. Чтобы выполнить следующее задание, предлагаем семиклассникам вспомнить правила НЕ с прилагательным и причастием.
Ученики рассказывают правила, комментируют все варианты написания НЕ с разными частями речи.
VIII слайд
Учитель 2. Сегодня мы уже сталкивались со сложноподчинёнными предложениями, в которых главное предложение с придаточным связывается подчинительным союзом или союзным словом. А теперь предложение с сочинительным союзом. В русском языке много предложений с соединительным союзом И. Вам предстоит поработать с данным на экране предложением и дать правильный вариант ответа.
Ученик Предложение СС, запятая перед союзом нужна.
IX слайд
Учитель 1. А теперь открываем контрольное задание. Предлагаем выполнить его самостоятельно, чтобы проверить результативность нашего урока. (выполняют учащиеся, вместе комментируем орфограммы и пунктограммы, отмечаем их графически)
Интересно узнать, удался ли наш эксперимент? Поднимите руки, кто справился с контрольным заданием? Посмотрите, сколько человек подняли руки, это и есть результат эксперимента.
Учитель 2. Обычно экзамен заканчивается самым трудным, творческим – написанием сочинения. Предлагаем вам представить свои рассуждения по предложенному тексту. (На экране)
Домашнее задание.
Тексты у каждого ученика. (С обратной стороны доски вопрос, на который отвечают письменно дома: важно ли уметь грамотно отразить свою мысль не только устно, но и письменно? И возможное начало: Большое значение в жизни каждого человека имеет умение грамотно и стройно отразить мысль не только устно, но и…)