Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучение нового материала по теме “Кодирование информации” с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу “Информация вокруг нас”; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.
Задачи урока:
образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;
развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Средства обучения:
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
программные средства: интерактивное приложение учебника Босовой, 5 класс.
раздаточный материал: опорный конспект урока, карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также изучим, как кодируется информация.
Наш урок пройдет сегодня очень в необычной форме. За каждый правильный ответ вы получаете “звездочку”. Таким образом, кто набирает больше всего “звездочек” по теоретическим вопросам, справится с практическим заданием получит более высокую оценку.
2. Актуализация знаний. Приложение 1 (слайды № 1-20)
1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)
2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)
3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);
4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)
3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.
1. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек делает с информацией. (Хранение, передача, обработка).
Как называют объект, который передает информацию? (Источник)
Как называют объект, который принимает информацию? (Приемник)
Видеофрагмент – Передача информации.
Включается музыка.
Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.
Запишем в тетрадь тему урока – “Кодирование информации”. Приложение 1 (слайды № 21-43)
Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы. Видеофрагмент – Информация и ее носитель.
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.
Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.
Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. (Видеофрагмент)
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.
- Числовой способ – с помощью чисел.
- Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
- Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.
- Кодирование музыки. (Нотная грамотность)
- На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
- Код используется для оценки знаний в школе. (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
- Штрих-код в магазине на этикетках товаров.
- Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
- В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110.
- Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки. (Cообщения)
- Азбука Брайля, ее использовали слепые люди. (Cообщения)
4. Закрепление материала
Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.
Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.
Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)
Приложение 1 (слайды № 44-53)
- С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – “только смелым покоряются моря”;
- С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – “надвигается шторм, счастливого плавания”;
- Если все буквы в алфавите пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите. (Например, А – 1, Б – 2 и т.д.)
Расшифруйте слово 9 1 4 1 5 12 1. (Загадка)
Расшифруйте ребус. (Передача)
Задание с флеш-ролика. (Делает вместе)
Динамическая пауза (9 вопросов)
Задания на компьютере:
С использованием программного средства: ПМК “Мир информатики”. 4 год обучения. Тема кодирование информации.
- Расшифровка сообщения:
- Элементарно Ватсон
- Впереди Земля
- Продается двухместная летающая тарелка
- Тридцать три утюга на подоконнике - знак что явка проваленаать ребус (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).
5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.
1) Что вы понимаете под кодированием информации?
2) С какой целью люди кодируют информацию?
3) Что можно назвать кодом?
4) Какие знаки используются для представления информации при:
а) записи мелодий;
б) записи арифметических выражений;
в) оформлении календаря погоды;
г) управлении движением транспорта?
6. Домашнее задание. Приложение 2
§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.