Внедрение инновационных технологий для достижения результатов по истории

Разделы: История и обществознание


Обоснованием для выбора инновационных образовательных технологий, используемых в работе с детьми, служат быстроменяющиеся условия современной жизни: внедрение информационных технологий, более высокие требования к организации образовательного процесса, введение ФГОС.

В условиях модернизации российского образования (“Образовательная политика России на современном этапе”) как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у обучающихся ключевых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:

  • умение брать на себя ответственность при принятии решений;
  • толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
  • умение работать с различными видами информации;
  • способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский писал: “Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться”. Меня, как педагога, эта проблема волновала всегда: как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения? Именно эти обстоятельства привели меня к разработке такой методической системы обучения, в которой созданы комфортные условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей каждого учащегося и применяются эффективные способы мотивации успешности школьников. Я организую образовательный процесс на уроках и во внеурочной деятельности таким образом, чтобы вызвать у обучающихся не только осознанную потребность в усвоении знаний и умений, но и добиться развития мотивов учения. Стараюсь создать на уроках атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности, чтобы каждый ученик чувствовал свою успешность и был готов к самообразованию и саморазвитию.

Внедрение инновационных образовательных технологий позволяет обеспечить высокое качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию. При выборе педагогической технологии я исхожу, в первую очередь из:

  • приоритетности целей обучения;
  • специфики содержания обучения (учебного материала);
  • состава обучающихся, причем обязательно учитываю – возраст (а отсюда степень самостоятельности в овладении содержанием), уровень подготовленности ученика, физическое состояние и количество обучающихся (отсюда различия в технологии индивидуального обучения, обучения в малых группах, обучение в учебной группе и т.д.), а так же учитываю оснащенность учебного процесса.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения истории является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития будущего выпускника. Современные образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, т.е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, а, в конечном счёте, обеспечивать качество образовательного процесса, эффективно использовать учебное время. Но, выбираемая технология должна иметь качественную характеристику, она должна быть безопасна для здоровья ребенка.

В своей практике я использую следующие образовательные технологии, которые направлены на развитие личностных и метапредметных компетенций.

Наименование технологии Область использования (в урочной и внеурочной деятельности) Описание результатов
Метод проектов Урочная и внеурочная деятельность Позволяет социализировать обучение и воспитание
Интерактивные технологии Внеклассные мероприятия, классные часы дискуссии, ролевые игры

Проектирование

Формирует культуру дискуссии, критическое мышление
Технология модульного обучения Уроки с последующей разработкой мониторинга Формирует способность к самостоятельной деятельности.
Лекционно-семинарско-зачетная система Уроки

Элективные курсы: “Знаешь ли ты свои права”, “Азбука экономики”, “Деловой этикет”

Формирует мировоззрение, способствуют накоплению собственного опыта
Технология игрового обучения Ролевые, исследовательские, деловые игры на уроках и внеурочной деятельности Способствуют накоплению собственного опыта в определенных ситуациях, позволяют будить мыслительную деятельность участников.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Уроки

Социальное проектирование

Кружковая работа

Способствует социализации и адаптации обучающихся
Здоровьесберегающие технологии Уроки, экскурсии, Дни здоровья, классные часы Стимулируют, активизируют двигательную активность, повышают жизненный тонус организма
Система инновационной оценки “Портфолио” Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности

Разработка Портфолио достижений ученика

Умение систематизировать свои достижения, планировать саморазвитие, мотивация на успех
Проектные методы обучения Создание проектных работ в виде презентаций и пособий: Созданы проекты: “Гербы городов Сибири”;

“Глобальные проблемы современности”

“Игра в жизни человека”

“Геральдика Томска и Томской области” и другие

 
Социальное проектирование Социальные проекты: “История села Лоскутова”

“Будущее нашего села”

“Школьная спортивная площадка”

“Как успешно сдать ЕГЭ”

“Школьная газета”, “Школьная форма”

“Подвижные перемены”

“Права ребёнка в школе”

Позволяет социализировать обучение и воспитание.
Исследовательские методы работы в обучении Создание исследовательских работ и их презентация на школьных и городских научно-практических конференциях:

“Причины победы советского народа в ВОВ”

“Личность в истории”, “Награды Родины”

“Женщины России”

“Права ребёнка в школе”, “400-летию дома Романовых. И в сердце память сохраним” и др.

Учат школьников приобретать исследовательские навыки, анализу и проявлять себя в научной деятельности
Использование метапредметного подхода Урочная деятельность и внеурочная. Интеграция предметных областей Позволяет школьнику выйти на новый уровень мышления, учит мыслить научно, синтезируя знания нескольких предметных областей для получения более качественного результата
Информационно-коммуникативные технологии. Урочная и внеурочная деятельность Повышает уровень коммуникативных компетентностей, увеличивают адаптационные и ориентационные возможности обучающихся

Из таблицы видно, что вариативность использования образовательных технологий дает возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в программе развития школы. Выбор образовательной технологии, наличие системы использования новых образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка, для повышения качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего обучения.