В 1998 году детский сад № 24 открыл первые в городе Краснодаре группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенность работы нашего дошкольного учреждения заключается в совместном воспитании детей, имеющих различный уровень психического, интеллектуального и физического развития.
Актуальность.
С точки зрения психологии и физиологии речь является одной из высших психических функций человека.
Речь – способ познания действительности. Она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Таким образом, развитие речи имеет решающее влияние на формирование других психических функций, таких как мышление, и на формирование личности ребенка в целом.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его и физическое, и психическое развитие.
Большое значение для развития речи также имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а также его физическое (соматическое) состояние.
В свете сказанного становится очевидным, что в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), необходимо учитывать и предупреждать возможные нарушения в развитии речи. Психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет в НИИ дефектологии АПН СССР “Обучение детей с задержкой психического развития” (1981), констатируют, что отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, низкой речевой активности и других нарушений речевой деятельности.
Эффективность коррекционной работы определяется систематичностью и применением специальных приемов обучения, дифференцированным подходом, в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения, а также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями.
За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилье иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Современные мультфильмы часто не несут добра, миросозидания и порядочности. В отличие от них советские кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда неустоявшейся психике ребёнка.
Какое же влияние оказывают мультфильмы на развитие ребёнка? Изучением данного вопроса занимались Н.Б. Венгер, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Л.К. Семенова и многие другие. В своих исследованиях они выявляют положительное и отрицательное в просмотре детьми мультфильмов, рассматривают какие мультфильмы благоприятно воздействуют на развитие детей.
И так, какие же мультфильмы можно показывать детям, какое влияние они оказывают на развитие детей, и как будет происходить формирование речи и всех познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством мультипликаций. Нахождение ответов на данные вопросы и определяют актуальность выбранной нами темы.
Цель проекта: разработать технологию развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством мультипликаций, экспериментально оценить действенность предложенной нами методики развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) выявить особенности влияния мультипликаций на детей, их положительные и отрицательные стороны;
3) разработать и провести анкетирования родителей по данной теме;
4) разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня знания мультфильмов у детей и уровня сформированности экспрессивной речи детей 6-7 лет;
5) изучить уровень знания мультфильмов и особенности развития речи детей;
6) разработать технологию развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации;
7) оценить действенность предложенной нами технологии развития экспрессивной речи у детей с задержкой психического развития.
Описание проекта:
В соответствие с программой С.Г. Шевченко “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития” в обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложненную нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи; оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей. Для проведения логопедических занятий предусматривается одна ставка логопеда на 10–12 детей.
Работа по реализации проекта ведется по этапам
1 этап “Аналитический”
- Разработка диагностического инструментария по выявлению нарушений речи у детей с ЗПР.
- Проведение и анализ результатов.
2 этап “Технологический”
- Разработка и апробация технологии развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством мультипликаций.
3 этап “Контрольный”
- Контрольной диагностики уровня сформированности связной речи детей.
“Аналитический”
Включал в себя 2 подэтапа:
I – анкетирование родителей.
Цель создания анкет: изучение особенностей выбора детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование родителей позволило решить ряд задач:
- проанализировать, как часто дети смотрят мультфильмы;
- выяснить, кто осуществляет выбор при приобретении мультиков;
- узнать, мультипликации какого производства (отечественного или зарубежного) смотрят дети.
II – разработка диагностического альбома.
На этом этапе мы разработали авторскую методику, направленную на изучение уровня знания детьми мультфильмов советского периода, и модифицированную методику обследования экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Обе методики были воплощены в виде авторского “электронного альбома” для диагностики знания советских мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста, который так же позволяет изучить уровень сформированности экспрессивной речи детей (см. дополнительное приложение).
Альбом представлен в виде мультимедийного приложения, созданного в программе Microsoft Office Power Point 2007, в состав которого входят 15 слайдов (не считая обложки). На каждом слайде отражены герои одного мультфильма. Мультфильмы, представленные в альбоме, являются теми, которые мы выбрали для дальнейшего создания рабочей тетради по развитию экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Все мультфильмы были подобраны нами по принципу коррекционно-развивающей направленности, т.е. в нашем диагностическом альбоме представлены только те советские мультипликации, которые, по нашему мнению, наилучшим образом будут воздействовать на ребенка.
При оценке уровня знания мультфильмов применялся качественно-количественный подход. Оценка результатов диагностики производилась по двум направлениям:
1) оценивание знания / не знания мультфильма;
2) оценивание уровня сформированности экспрессивной речи.
Так же нами был разработан протокол обследования, в который заносятся полученные в ходе диагностики ответы детей для последующего анализа результатов.
Анализируя результаты анкетирования обеих групп для детей с ЗПР, мы выявили, что 90% детей этой категории смотрят мультфильмы каждый день, 50% детей сами выбирают, что хотят смотреть, а так же в 95% случаев дети смотрят только мультфильмы зарубежного производства.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что в основном дети смотрят мультфильмы каждый день, мультфильмы выбирают в равной степени и родители, и сами дети, а так же необходимо сказать, что дети в большинстве случаев смотрят не отечественные мультфильмы, а мультфильмы зарубежного производства.
“Технологический”
Нами была разработана технология работы с мультфильмами по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием ИКТ.
Задачи:
- подбор мультфильмов советского периода и распределение их по темам для дальнейшего использования на НОД по развитию экспрессивной речи у детей с ЗПР;
- разработка перспективно-тематического плана НОД по развитию экспрессивной речи у детей с ЗПР;
- создание “электронной рабочей тетради” для проведения подгрупповых и фронтальных занятий по развитию экспрессивной речи детей с ЗПР, согласно перспективно-тематическому плану;
- разработка технологии проведения коррекционных НОД по развитию экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В процессе изучения литературы по теме исследования нами были подобраны мультфильмы отечественного производства советского периода для детей дошкольного возраста, которые на наш взгляд являются приемлемыми с точки зрения нравственности и социальной ориентированности, а так же соответствуют возрасту детей. Эти мультфильмы имеют хороший сюжет, качественное изображение, красивую музыку, психологически здоровых героев с правильной речью. Выбранные нами мультфильмы имеют социально-бытовую направленность. Именно это позволит нам при работе с этими мультфильмами помочь обучающимся в освоении социального опыта, приобрести им навыки воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни. Данные мультфильмы обеспечивают познавательную и воспитательную функции в работе с выбранной нами категорией детей.
Мы классифицировали, отобранные мультфильмы советского периода по темам:
- Волшебные тропинки.
- Дядя Фёдор, пёс и кот.
- Путешествие по замкам.
- Что такое хорошо, а что такое плохо.
- К знаниям тернистый путь.
Выбранные нами мультипликации позволяют:
- развивать грамотную речь ребенка и его познавательные процессы;
- закладывать модели общения;
- развивать социальную ориентированность;
- привить правильные эталоны поведения;
- научить ребенка задумываться о своих поступках и поступках окружающих;
- привить ребенку такие качества, как доброта, умение сопереживать, быть честным и справедливым.
В соответствии с разработанной нами технологией был составлен перспективно-тематический план НОД, согласно которому будет построена дальнейшая работа по развитию экспрессивной речи детей 6–7 лет с ЗПР.
Разработанная нами “электронная тетрадь” предназначена для воспитателей и логопедов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 6–7 лет с задержкой психического развития. Материалы “тетради” способствуют как формированию грамматического строя родного языка и развитию связной речи, так и расширению кругозора дошкольника, развитию у него внимания, памяти, интереса к развивающим НОД и усидчивости, а так же развитию наблюдательности, памяти и внимания. Некоторые задания из тетради направлены на профилактику ошибок, которые могут появиться в дальнейшем при чтении и в письменной речи, а так же помогут подготовить руку ребёнка к письму.
Все задания представлены в красочной форме и направлены на:
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- обогащение пассивного и активизацию активного словаря;
- развитие лексико-грамматического строя речи: а именно навыков словообразования, согласования существительных с прилагательными, различения пространственно-временных отношений и т.д.
- формирование и развитие связной (контекстной) речи;
- развитие графомоторных навыков детей;
- профилактику дислексии и дисграфии.
Данная тетрадь составлена с учётом специфических особенностей детей с задержкой психического развития и состоит из пяти частей. Каждая часть отражает задания по мультфильмам, предложенным нами для коррекционно-развивающей работы согласно перспективно-тематическому плану, и состоит из четырёх разделов: три раздела – непосредственно посвящены трём разным мультфильмам, четвёртый раздел – обобщающий, созданный для работы с тетрадью на “Итоговом” этапе.
Технология, разработанная нами на основе выбранных мультфильмов, включает в себя работу с мультфильмами и авторской рабочей “электронной тетрадью” для развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
“Контрольный”
Контрольная диагностика уровня сформированности связной речи детей.
По результатам диагностики была замечена положительная динамика в развитии связной речи детей. По результатам диагностики были выявлены следующие результаты: у 10% детей выявлен низкий уровень, у 30% диагностируемых – средний уровень сформированности связной речи, а у 60% детей экспрессивная речь так и осталась на низком уровне сформированности.
Мы можем говорить о том, что разработанная нами технология значительно повлияла на развитие экспрессивной речи и качество речи детей в целом. Опираясь на отзывы воспитателей и успехи детей, мы сделали вывод о том, что предлагаемая технология работы с мультфильмами по развитию экспрессивной речи детей дошкольного возраста благоприятно влияет на общее речевое развитие детей. Исходя из этого, можно сказать о том, что разработанная технология оказала положительное влияние на весь воспитательно-образовательный процесс.
Данный проект представляет собой инновационный подход в формировании и развитии экспрессивной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием ИКТ. Данная технология позволит эффективно развивать экспрессивную речь не только у детей с ЗПР, но и с ОНР и у детей массовых групп.
Разработанный нами проект может быть рекомендован для проведения фронтальных или подгрупповых НОД воспитателя или логопеда с целью развития экспрессивной речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе.
Библиографический список
- Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк. – 2006. – №6. – С.28–31.
- Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика производства мультфильмов в детском саду. М.: Чистые пруды. 2006.
- Астапов В.М, Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.: Питер, 2001, 2002.
- Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.
- Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития – М.: Просвещение., 2000.
- Власова Т.А. Каждому ребёнку – надлежащие условия воспитания и обучения. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. М.: Просвещение, 2006.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1971.
- Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. – 1989. – №4. – С. 88–91.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР. Дефектология, №6, 1990.
- Стребелева Е.А.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания.– М., Полиграф-сервис, 2000.
- Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991.