“Рука – это вышедший наружу мозг
человека”.
Н.Кант
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие мелкой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего, познание окружающей действительности; исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Многие психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться рано и не сами собой, а по мере расширения деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки - потешки, играли в “ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Сорока – ворона” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают – уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность овладения ребенком изобразительных, конструктивных, музыкально – исполнительских и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.
Для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения используются разнообразные интересные приемы.
Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука дает много информации: о весе, мягкости – твердости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: 1) органов движения; 2) органов познания; 3) аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Слабовидящий ребенок, живя в своём, “параллельном”, мире познаёт окружающее исключительно через помощь. Помощь воспитателей, родителей, слова, подсказки, примера , и, конечно, собственных рук и пальчиков.
Пальчиковые игры – без предметов, с предметами, с атрибутами.
Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Ниткопись – выкладывание ниткой контуров предметов по предварительно проведенной линии.
Бисерография – упражнения с бусинами, работа с ниткой бисера.
Театр в руке. Показ пальчикового театра, театра на ложках, с куклами “би-ба-бо”.
Оригами. Складывание из бумаги оригинальных фигурок.
Работа с пластилином, бумагой, тканью. Различные виды аппликаций, пластилинография.
Работа с природным и бросовым материалом. Изготовление поделок из бросового и природного материала.
Графические диктанты.
Графические диктанты помогут подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.
Штриховка.
В процессе работы развивается сила руки, ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, а также внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление, подготовка руки к письму.
Хотелось бы порекомендовать способы и приемы развития ручной умелости в домашних условиях: работа с ножницами под контролем взрослых, шитье иголкой с большим ушком, лепка из теста и пластилина, перебирание крупы, вязание крючком.
Домашние семейные игры:
Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, гречку или пшено. Тем самым ребенок окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счетные палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Мастерская золушки”. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно укрепить на тонком слое пластилина. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности), но дома вы можете проконтролировать вашего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
Также дети могут застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарфы и банты, нанизывать колечки, чередуя их по величине (можно использовать разные виды макарон).
Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать!
Практическая часть - мастер-класс.
Предлагаем некоторые игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Статические упражнения.
- “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
- “Коза”: вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счет до 10).
- “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний и безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счет до 8).
- “Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счет до 10).
- “Вилка”: вытянуть вверх 3 пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (5 раз под счет до 10).
- Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как любишь ты меня”.
Упражнения, направленные на координацию движения:
- “Кулак – ребро - ладонь”.
- “Зайчик – коза – вилка”, и др.
Выполнение творческого задания по подгруппам.
Изготовить панно, используя предложенные материалы:
- картон, пластилин, различные крупы;
- картон, клей ПВА, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы;
- картон, соленое цветное тесто.
Выставка работ.
Выполненные в ходе занятий работы воспитанников целесообразно оформлять в виде выставки, с указанием имён авторов и названий используемых техник.
Литература
1. Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
2. Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
3. Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.