Цель: познакомить учащихся с формулами суммы n первых членов арифметической прогрессии; сформировать умение применять данные формулы при решении задач.
I. Устно (фронтальная работа с классом)
1) Какая последовательность, заданная формулой n-го члена является арифметической прогрессией: а) xn =2n+5; б) xn =3n(n+2); в) xn =(n+1)/(n+2)?
2) Назовите первый член и разность арифметической прогрессии, заданной формулой n-го члена an =115n-4.
Трое учеников работают по индивидуальным карточкам.
Карточка 1
- Как задать арифметическую прогрессию?
- У арифметической прогрессии первый член 4, второй 6. Найдите разность d.
Карточка 2
- Как выражается любой член арифметической прогрессии, начиная со второго, через предыдущий и последующий члены?
- Найти 10-й член арифметической прогрессии, если a9 =34?a11 =58.
Карточка 3
- Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
- (an )- арифметическая прогрессия, a1 =-0,8, d=4. Найдите a5 .
II. Изучение нового материала
1) Рассказать учащимся о немецком математике К. Гауссе (1777-1855), который решил следующую задачу за несколько секунд, будучи учеником начальной школы: “Найдите сумму первых ста натуральных чисел”. Предложить учащимся решить данную задачу, предварительно прочитав стихотворение-подсказку:
Задача эта непроста,
Как сделать, чтобы быстро,
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа.
Пять первых связок рассмотри,
Найдешь к решению ключи.
Решение.1+2+3+…+97+98+99+100=101?50, т.к. 1+100=2+99=3+97=101.Таких пар 50. Получим 101?50=5050.
Ответ: 5050.
2) Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии провести согласно п. 27 учебника стр. 147-148.
Пусть сумма первых n первых членов арифметической прогрессии равна Sn . Тогда
Sn =а1+а2+…+аn-1+аn или Sn =аn+аn-1+…+а2+а1 . Складывая эти равенства почленно, получим: 2 Sn =(а1+ аn )+(а2+ аn-1 )+…+(аn-1+ а2 )+(аn + а1)=(а1+ аn )n. Отсюда имеем формулу Sn=((а1+ аn )n)/2.
3) Учащиеся, используя формулу n-го члена арифметической прогрессии, самостоятельно выводят формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии, содержащую первый член и разность арифметической прогрессии.
III. Закрепление нового материала. (Слабым учащимся выдать алгоритм нахождения суммы n членов арифметической прогрессии)
Алгоритм нахождения суммы n членов арифметической прогрессии
- Запишите условие задачи.
- Запишите нужную формулу.
- Найдите неизвестные компоненты, входящие в формулу.
- Найдите значение Sn, подставив найденные компоненты в формулу.
- Запишите ответ.
Пример 1 Найдите сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии 4; 5,5;… .
Дано:
а1 =4
а2 =5,5
Найти: S30
Решение.
1) Sn=((а1+ аn )n)/2
2) аn = а1 + d(n-1); d= а2 - а1
d=5,5-4=1,5
а30 =4+1,5(30-1)=47,5
Ответ. 772,5
Сильным учащимся предложить решить данную задачу по формуле, содержащей первый член и разность арифметической прогрессии. Вычисления будут выглядеть так: S30 =((2?4+1,5?29)?30)/2=772,5.
IV. Итог урока
1) Как найти сумму n первых членов арифметической прогрессии, если известны:
а) первый и n-й члены арифметической прогрессии,
б) первый член и разность арифметической прогрессии.
2) (an ) - арифметическая прогрессия
а) a1 =3, a60 =57. Найдите S60 .
б) a1 =-17, d=6. Найдите S9 .
V. Задание на дом: п. 17, № 603(б),605(б), 608.
Литература
1) Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А45 [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред.С.А. Теляковского. -М.: Просвещение, 2010.
2) Алгебра в 6-8 классах: Пособие для учителей/Ф.М. Барчунова, А.А. Бесчинская, Л.О. Денищева и др.; Сост. Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. -М. :Просвещение, 1988.