Занятие по логоритмике в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Весна»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: закрепление знаний, умений, навыков детей по теме “Весна”.

Задачи.

I. Коррекционно-образовательные

1. Закрепление словаря прилагательных по теме “Весна”.

2. Работа над распространенным предложением.

3. Развитие слоговой структуры слов.

II. Коррекционно-развивающие

1. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (развитие координации речи с движением).

2. Развитие ритмического слуха.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое (в общей, мелкой и артикуляционной моторики).

5. Совершенствование двигательных навыков детей и пластики движений.

6. Коррекция речевого дыхания.

7. Развитие высоты, силы голоса, его тембровой окраски.

8. Работа над интонационной выразительностью речи.

9. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

III. Коррекционно-воспитательные

1. Развивать эмоции у детей.

2. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, не перебивать.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность у детей.

Предварительная работа.

I. Логопед

1. Логопедические занятия по формированию лексико – грамматических средств языка по темам “Весна”, “Одежда людей весной”, “Дикие животные весной”.

2. Беседы о том, какие изменения произошли в природе весной, о приметах весны.

3. Разучивание с детьми стихотворного речевого материала.

4. Подготовка наглядного материала к занятию.

II. Воспитатели

1. Занятия по ознакомлению к окружающим по лексическим темам “Весна”, “Одежда людей весной”, “Дикие животные весной”.

2. Закрепление с детьми стихотворного речевого материала, разученного логопедом.

3. Рисование пейзажей на данную тему.

4. Ежедневная гимнастика для глаз (в течение всего учебного года).

III. Логопед, воспитатели

1. Экскурсии в парк ранней весной.

2. Коррегирующая гимнастика после сна (в течение всего учебного года).

3. Ежедневная гимнастика для глаз (в течение всего учебного года).

IV. Музыкальный руководитель

1. Подбор музыкального сопровождения к занятию.

2. Разучивание с детьми песен, танца.

Оборудование:

1. Карточки-подсказки для работы над предложением.

2. Кольца.

3. Ткань для дорожки.

4. Аппликаторы.

5. Сундучок.

6. Мягкие игрушки: лиса, белка, медведь, солнышко.

7. Магнитофон.

8. Кассеты с записями.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Танец “Песенка - чудесенка”.

Цель: развивать ритмический слух, координацию движений, ориентировку в пространстве.

2. Динамическое упражнение “Прогулка”.

Цель: развивать коммуникативные навыки, ритмический слух, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Логопед:

Раз – два – три – четыре – пять!
В лес сейчас пойдем гулять.
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем.
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали.

Логопед:

Очень дружные ребятки,
Становитесь по-порядку.

3. Логопед загадывает загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
Солнце припекает,
Когда это бывает?

II. Введение в тему занятия

1. Путешествие в лес

Цель: создание положительного настроя на занятие, развитие самооценки.

Логопед: перед вами 2 дороги. Каждая из них приведёт нас в лес. Все дороги волшебные. Все они наделяют идущего волшебной силой.

- Первая дорога – легкая, ровная и гладкая.

- Вторая труднее – она состоит из кочек. И по ней надо не идти, а прыгать. Эта дорога дает идущему больше волшебной силы, чем первая.

Подумайте, какую дорогу вам выбрать.

III. Основная часть

1. Беседа о весне.

Цели:

- обобщение представлений по наглядно-графическому плану;

- активизация словаря прилагательных по теме;

- работа над распространенным предложением.

Логопед: вот мы и в лесу. Сейчас здесь ранняя весна. Какая она, весна?

Кого солнышко пригреет, тот и отвечает

Логопед: изобразите радостную весну.

- Покажите пасмурную погоду.

- А что происходит в природе весной?

(Логопед представляет карточки-подсказки).

Логопед: вы очень внимательные, друзья. Вы увидели и заметили все изменения в природе весной.

Логопед: А какая наша весна?

2. Песня-хоровод “Весенняя песня”. (Музыка и слова Т. Шикалова)

(Сборник: Программа “Вдохновение”, песни для детей).

Цели:

- развитие чувства ритма;

- развитие силы голоса;

- развитие интонационной выразительности речи.

3. Игра-диалог “Эхо”.

Цель:

- развитие силы голоса; контроль за силой и высотой голоса;

- работа над интонационной выразительностью речи.

Логопед:

Хорошо вы пели дружно
Отдохнуть теперь вам нужно.
Попрошу вас быстро сесть
У меня ведь что-то есть!

Есть игра. Она моя самая любимая.
Вызову я “Эхо”, будет вам потеха!

Логопед: Эхо! Я тебя зову! (громко)

Логопед: Хочешь пищу заячью?

Логопед: Я тебе морковку дам!

Логопед: Что, объелся, братец Зай?

Логопед: Гости к нам приехали! (Хвастливо)

Логопед: Мы их угощаем! (С гордостью)

Логопед: Ну, прощай! Пора домой! (Протяжно)

Логопед: Не горюй, приду сюда! (Громко)

Логопед: Понравилась моя игра?

Помните, мои друзья!
Если в лес вы попадете,
Эхо там всегда найдете!
С эхом будете дружить,
Весело вам будет жить!

Логопед: А вы хотите узнать, что ещё можно увидеть и услышать в весеннем лесу. Тогда прогуляемся.

4. Подвижная игра “Веснянка”.

Цель:

- развитие речевого дыхания;

- координации речи с движением.

Логопед:

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

- Вот мы к лесной полянке вышли.

5. Логопед: А это что? Никак сундучок. (Стучит по нему).

- Коль загадку разгадаете, отгадка из сундучка появится (логопед загадывает загадку).

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.

Логопед: как можно сказать, какая белочка?

- Вот она какая, рыжехвостенькая.

6. Распевка “Чики-чики-чикалочки”. (Музыка и слова народные)

Цель: развитие чувства ритма, артикуляционной моторики.

Чики-чики-чикалочки
Едет ёжик на палочке,
Белочка в тележке
Щелкает орешки.

- Поможем белочке расколоть большие орешки?

- Поможем белочке расколоть маленькие орешки?

- Перемешаем орехи и положим белке их разбирать.

Логопед снова заглядывает в сундучок.

- А вот и скворушки-пестренькие перышки. Помогите построить скворечник для скворцов.

7. Подвижная игра “Скворушки”.

Цель: формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое.

IV. Заключительная часть

1. Упражнение на релаксацию “Мишка”.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, расслабление.

Неожиданно слышится рычание (магнитофонная запись).

Логопед:

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит капает-беда!
В темноте пошарил лапой,
Встал он, а кругом вода!
Заспешил медведь наружу.
Вылез он и видит лужи,
Тает снег…
Пришла весна!

Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза.

(Звучит колыбельная медведицы, дети лежат с закрытыми глазами). Дети открывают глаза, сидят.

Дети сидя потягиваются. Медленно встают на ноги.

V. Итог занятия

Итоговая беседа.

Цель: выход из образа; закрепление материала занятия.

- Друзья, нам пор возвращаться в детский садик. А чем вам понравилось, запомнилось это путешествие?

- Но весна ещё не закрывает свой волшебный сундучок. Мы будем собирать в него все весенние приключения.

Приложение