Во все времена было важно не только обладать широкими знаниями и прочными навыками, но и уметь "преподнести" себя, показать все знания и навыки, которыми ты обладаешь. И в точности давно известной всем поговорки "Встречают по одёжке, а провожают по уму" можно, пожалуй, и усомниться. Вспомним мудрые слова А.П. Чехова: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".
Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионализма педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
У учителя должно быть “досье успехов”, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя.
Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.
Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собрания работ не есть изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом “портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов.
Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги “The Teaching Portfolio”, есть очередной этап в развитии профессии. В свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.
Идея применений портфолио в школе пришла из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80 - начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл - “показать всё, на что ты способен”.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя” для педагогического коллектива.
Поэтому создание своего портфолио, как одного из свидетельств профессионализма и результатов педагогической деятельности, как нельзя кстати сейчас:
- для прохождения очередной аттестации,
- для устройства на работу,
- для презентации на родительском собрании,
- для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.
Идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании - удобство хранения.
Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и окружных методических объединений. В 2012-2013 учебном году в школе разработано положение о портфолио учителя. У каждого учителя школы имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой. Педагогами школы созданы паспорта своих кабинетов. Портфолио учителя очень индивидуален. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
Портфолио лучше всего делать электронным, чтобы его можно было редактировать и дополнять.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Составленный мною портфолио имеет комбинированный тип. Его созданию предшествовала систематическая самообразовательная деятельность в течение нескольких лет, что практически позволяло идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом.
Приступая к созданию “Портфолио”, я создала папку, назвав ее “Портфолио”. Затем в этой папке создала несколько папок, назвав их по разделам, систематизируя весь накопленный материал:
- “Общие сведения об учителе”;
- “Результаты педагогической деятельности”;
- “Научно-методическая деятельность”;
- “Внеурочная деятельность по предмету”;
- “Работа в качестве классного руководителя”.
На первой странице портфолио указаны фамилия, имя и отчество, должность. Следующая страница содержит содержание портфолио.
В разделе “Общие сведения об учителе” указано образование, квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности; помещена уменьшенная копия страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации; копии документов о прохождении курсовых переподготовок, награды, участие в различных конкурсах.
В разделе “Результаты педагогической деятельности” имеются соответствующие данные за несколько лет, которые я получила при систематическом анализе за четверть, полугодие и год, указан уровень обученности, процент качества.
Раздел “Научно-методическая деятельность” содержит сведения о работе в методических объединениях (школьных и районных), семинарах, формы и темы курсовой подготовки, публикации в профессиональных изданиях.
К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету отнесены достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном.
В раздел “Работа учителя как классного руководителя” входят:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
- уровень воспитанности учащихся класса;
- нформация об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах;
- разработки классных часов и родительских собраний.
Разработанный мною портфолио, позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской. Он ясно представляет умение решать задачи моей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Материал, представленный в портфолио, помогает мне установить связи между прошлым и настоящим опытом, между настоящими достижениями, “точками роста” и планируемыми результатами в будущем.