Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Ребенок приходит в мир… Взрослые родители, бабушки, дедушки, а позднее и воспитатели должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становления его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человечества. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Тысячу раз прав А.М. Горький, написавший: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре, игрой” Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Не случайно последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую “тайну”: его слабость и несовершенство, является его силой и предоставляет безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за два, три года. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество, цвет, величину. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку. Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само, собой. Чтобы он развивался необходимо общение с взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности. Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что в раннем возрасте происходит интенсивное развитие мозга. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человека. Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых, и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно – исторический опыт человечества, “застывший” в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры. Как уже было сказано, на третьем году жизни ребенка начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т.е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать? Прежде всего, следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку в окружающем, учить находить изображение предметов на картинках и обозначать словами. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо активизировать слова ребенка, для чего следует учить его повторять названия предметов, их изображений на картинках, действий и качеств, а также назначений предметов. Необходимо развивать разговорную речь ребенка: использовать любые поводы для разговора с ним, побуждать его к высказыванию своих мыслей, своего мнения. Учить отвечать на вопросы, обращаться с вопросами к взрослым, поддержать желание общаться со сверстниками. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течении дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публичном, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро ребенок запомнит связь между словами и движениями и сам станет стараться повторять их с взрослыми. Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с пальчиками помогают развить в ребенке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх” и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируются слова ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Так же театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Однако следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой другой) деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности.