Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с наглядными средствами

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе, так как, от уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Поэтому в коррекционной логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. В противном случае, ребенок, придя в школу, будет испытывать ряд трудностей в усвоении программного материала, то есть, будет более или менее строить связные высказывания в пределах близкой ему тематики, испытывая при этом серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах не сможет полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявится при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, “застревании” на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является препятствием для адекватного использования учащимися лексико-грамматических средств языка, успешного овладения ими программами гуманитарных предметов.

Поэтому необходимо в детском саду обучать детей их родному языку, речевому общению, научить их составлять рассказы описательного и повествовательного характера.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно нужно включать логические упражнения:

  • расстановка картинок в логической, временной последовательности;
  • восстановление специально пропущенного звена;
  • придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

Повествовательные рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений.

При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

Основа рассказов по представлению – личный опыт детей, поэтому рассказы носят более произвольный характер, зависят от уровня и объема знаний ребенка об окружающем, состояния и уровня развития памяти, мышления, наблюдательности и других особенностей познавательной деятельности.

Рассказы по воображению (творческие) – самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

  • придумывание конца или начала готового рассказа;
  • составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;
  • по опорным словам, картинкам;
  • на тему.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников необходимо предложить родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с родителями.

Сочинение — записанный дома родителями рассказ со слов ребенка, составленный на занятии с логопедом, воспитателем в детском саду.

Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения.

  1. Подготовительная работа проводится родителями по заданию логопеда, воспитателя. Включает беседу по теме, словарную работу, рассматривание какого-либо предмета или картины (серии картин) и ознакомление с ними, ознакомление с художественными произведениями, экскурсии.
  2. Составление рассказа детьми на фронтальном, подгрупповом или индивидуальном занятии под руководством логопеда.
  3. Коррекция и закрепление материала на подгрупповом или индивидуальном занятии.
  4. Консультация для родителей, на которой подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (проводится по каждому конкретному сочинению).
  5. Домашняя работа по составлению и оформлению рассказа ребенком совместно с родителями:рассказ ребенка; доработка, коррекция рассказа родителями; повторный рассказ ребенка с учетом замечаний и дополнений; запись и красочное оформление рассказа.
  6. Проверка домашнего задания (может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях).

“Природный участок моего детского сада”

Таким образом, последовательное развитие связного речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи в соответствии с современными научно-методическими рекомендациями позволяет успешно преодолеть имеющиеся у них трудности становления связной речи.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  5. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. М., 2003.
  6. Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни/Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1989.
  7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997.
  8. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2001.
  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Ч. 1, 2.