На сегодняшний день обеспечение безопасности детей на дорогах – это проблема не только Госавтоинспекции и работников образования, но и всего общества. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. Учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Одна из проблем, обращающих на себя внимание общества, связана с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения. Одним из таких путей является дидактическая игра. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Наша практика по использованию дидактической игры в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, свидетельствует о том, что игра оказывает воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве, дидактическая игра становиться школой воспитания.
Представленный материал может быть использован воспитателями детского сада, студентами и родителями, заинтересованных в проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Перспективный план работы по проблеме
обучения детей
старшего дошкольного возраста правилам
безопасного поведения на дорогах
Месяц | Работа с детьми | Робота с родителями. |
Сентябрь | Мониторинг развития детей
старшего возраста по вопросам безопасного
поведения на дорогах. НОД “Моя улица. Светофор” Программные задачи: Познакомить с улицей и дорогой, светофором, функциями, которые они выполняют. Закрепить понятия “дорога”, “тротуар”, познакомить со значением сигналов светофора, формировать навыки поведения на улице, развивать умение ориентироваться в пространстве. Д/И “Моя улица” Цель: расширять знания детей о понятие “улица”, “тротуар”, “проезжая часть”, о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Д/И “Светофор” Цель: Ознакомить детей с правилами перехода перекрестка, регулируемого светофором. Д/И “Правила поведения” Цель: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности. |
Анкетирование на тему “Я и мой ребенок на улицах города” |
Октябрь | НОД “Я пешеход” Программные задачи. Познакомить с пешеходным переходом. Сформировать понятия “пешеход”, “пешеходная дорожка”, с правилами поведения пешехода на улице, развивать внимание, воспитывать желание помогать друг другу при переходе через дорогу. Д/И “Большая прогулка” Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста. Д/И “Законы улиц и дорог” Цель: Прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве. Д/И “Кто отличник - пешеход” Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание. |
Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД |
Ноябрь. | НОД “Виды транспорта” Программные задачи: Познакомить детей с общественным транспортом. Учить различать и называть виды транспортных средств, развивать память, речь, воспитывать уважительное отношение к профессии водителя. П/И “Водители” Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. Д/И “По дороге” Цель: Закрепить знания о различных видах транспорта; развивать внимание, память. Д/И “Путешествие по улице” Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах. Д/И “Виды транспорта” Цель: Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам. |
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице. |
Декабрь. | НОД “Мы – пассажиры” Программные задачи: Закрепить знания о транспорте. Познакомить с правилами поведения пассажиров в общественном транспорте, развивать внимание, формировать навыки поведения в транспорте. Д/И “Мы - пассажиры” Цель: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. Д/И “Да - Нет” Цель: закрепить правила дорожного движения. |
Рекомендации “Правила поведения в общественном транспорте” |
Январь | НОД “Дорожные знаки” Программные задачи :Совершенствовать знания по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Продолжать знакомить детей с некоторыми дорожными знаками, сообщающих о местах пешеходных переходов и об остановках общественного транспорта, развивать память и восприятие, воспитывать уважительное отношение к дорожным знакам. Д/И “Стрелка, стрелка покружись” Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество. Д/И “Красный, зеленый” Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость. Д/И “Поставь дорожный знак” Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: “Дети”, “Пешеходный переход”, “Проход закрыт”, “Прямо”, “Направо”, “Налево”, “Пешеходная дорожка”, “Место стоянки”, “Пункт медицинской помощи”, “Телефон”, “Пункт питания”; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве |
|
Февраль | НОД “Опасные участки на
пешеходной дороге” Программные задачи: Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке, развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах. Д/И “Пешеходы и водители” Цель: обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах, закрепить представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве. Д/И “Найди безопасный путь” Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, расширять словарный запас. Д/И “Дорожный экзамен” Цель: закреплять знания о безопасном дорожном движении и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь. |
Консультация на тему “Дети и дорога” |
Март | НОД “Кто самый грамотный
пешеход?” Программные задачи: Закрепить знания о правилах дорожного движения. Расширять знания о назначении дорожных знаков, воспитывать культуру поведения детей на дорогах. Д/И “Выполни поручения” Цель: Закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности. Д/И “Как проехать” Цель: Закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности. Д/И “Угадай знак” Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание, наблюдательность. |
|
Апрель | НОД “Осторожно: перекресток. Наш
друг – светофор” Познавательные задачи :Закрепление знаний о работе светофора. Познакомить с перекрёстком, с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке, закрепить правила поведения пешеходов на дороге и тротуаре, воспитывать желание узнать ПДД и потребность соблюдать их. Д/И “Наш друг постовой” Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях; развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам. Д/И “Отремонтируй светофор” Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Д/И “Автошкола” Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу. |
Выставка детских рисунков “Я и светофор” |
Май | Мониторинг развития детей
старшего возраста по вопросам безопасного
поведения на дорогах НОД “Как я знаю правила дорожного движения” Программные задачи: Систематизировать правила поведения на дорогах; совершенствовать навыки ориентировки в пространстве; развивать внимание, ловкость, умение действовать по сигналу; воспитывать интерес к процессу обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Д/И “Слушай - запоминай” Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание. Д/И “На островке” Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов. Д/И “Передай жезл” Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь. |
Консультация “Детям о ПДД” |
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. “Безопасность”. - СПб.: “Детство - Пресс”, 2004. –144 с.
2. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице “Детство-пресс”, 2008.
3. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду “Детство-пресс”, 2011.