Дидактические игры и упражнения как средство обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах

Разделы: Работа с дошкольниками


На сегодняшний день обеспечение безопасности детей на дорогах – это проблема не только Госавтоинспекции и работников образования, но и всего общества. Актуальность  проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. Учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Одна из проблем, обращающих на себя внимание общества, связана с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения. Одним из таких путей является дидактическая игра. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Наша практика по использованию дидактической игры в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, свидетельствует о том, что игра оказывает воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве, дидактическая игра становиться школой воспитания.

Представленный материал может быть использован воспитателями детского сада, студентами и родителями, заинтересованных в проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Перспективный план работы по проблеме обучения детей
старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах

Месяц Работа с детьми Робота с родителями.
Сентябрь Мониторинг развития детей старшего возраста по вопросам безопасного поведения на дорогах.

НОД “Моя улица. Светофор”

Программные задачи: Познакомить с улицей и дорогой, светофором, функциями, которые они выполняют. Закрепить понятия “дорога”, “тротуар”, познакомить со значением сигналов светофора, формировать навыки поведения на улице, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Д/И “Моя улица”

Цель: расширять знания детей о понятие “улица”, “тротуар”, “проезжая часть”, о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Д/И “Светофор”

Цель: Ознакомить детей с правилами перехода перекрестка, регулируемого светофором.

Д/И “Правила поведения”

Цель: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Анкетирование на тему “Я и мой ребенок на улицах города”
Октябрь НОД “Я пешеход”

Программные задачи. Познакомить с пешеходным переходом. Сформировать понятия “пешеход”, “пешеходная дорожка”, с правилами поведения пешехода на улице, развивать внимание, воспитывать желание помогать друг другу при переходе через дорогу.

Д/И “Большая прогулка”

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

Д/И “Законы улиц и дорог”

Цель: Прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.

Д/И “Кто отличник - пешеход”

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД
Ноябрь. НОД “Виды транспорта”

Программные задачи: Познакомить детей с общественным транспортом. Учить различать и называть виды транспортных средств, развивать память, речь, воспитывать уважительное отношение к профессии водителя.

П/И “Водители”

Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

Д/И “По дороге”

Цель: Закрепить знания о различных видах транспорта; развивать внимание, память.

Д/И “Путешествие по улице”

Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Д/И “Виды транспорта”

Цель: Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице.
Декабрь. НОД “Мы – пассажиры”

Программные задачи: Закрепить знания о транспорте. Познакомить с правилами поведения пассажиров в общественном транспорте, развивать внимание, формировать навыки поведения в транспорте.

Д/И “Мы - пассажиры”

Цель: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Д/И “Да - Нет”

Цель: закрепить правила дорожного движения.

Рекомендации “Правила поведения в общественном  транспорте”
Январь НОД “Дорожные знаки”

Программные задачи :Совершенствовать знания по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Продолжать знакомить детей с некоторыми дорожными знаками, сообщающих о местах пешеходных переходов и об остановках общественного транспорта, развивать память и восприятие, воспитывать уважительное отношение к дорожным знакам.

Д/И “Стрелка, стрелка покружись”

Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество.

Д/И “Красный, зеленый”

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость.

Д/И “Поставь дорожный знак”

Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: “Дети”, “Пешеходный переход”, “Проход закрыт”, “Прямо”, “Направо”, “Налево”, “Пешеходная дорожка”, “Место стоянки”, “Пункт медицинской помощи”, “Телефон”, “Пункт питания”; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве

 
Февраль НОД “Опасные участки на пешеходной дороге”

Программные задачи: Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке, развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах.

Д/И “Пешеходы и водители”

Цель: обучать правилам дорожного движения, поведения на дорогах, закрепить представления детей о назначении светофора, прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД, развивать внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

Д/И “Найди безопасный путь”

Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, расширять словарный запас.

Д/И “Дорожный экзамен”

Цель: закреплять знания о безопасном дорожном движении и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь.

Консультация на тему “Дети и дорога”
Март НОД “Кто самый грамотный пешеход?”

Программные задачи: Закрепить знания о правилах дорожного движения. Расширять знания о назначении дорожных знаков, воспитывать культуру поведения детей на дорогах.

Д/И “Выполни поручения”

Цель: Закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности.

Д/И “Как проехать”

Цель: Закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в заданной последовательности.

Д/И “Угадай знак”

Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание, наблюдательность.

 
Апрель НОД “Осторожно: перекресток. Наш друг – светофор”

Познавательные задачи :Закрепление знаний о работе светофора. Познакомить с перекрёстком, с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке, закрепить правила поведения пешеходов на дороге и тротуаре, воспитывать желание узнать ПДД и потребность соблюдать их.

Д/И “Наш друг постовой”

Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях; развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.

Д/И “Отремонтируй светофор”

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Д/И “Автошкола”

Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.

Выставка детских рисунков “Я и светофор”
Май Мониторинг развития детей старшего возраста по вопросам безопасного поведения на дорогах

НОД “Как я знаю правила дорожного движения”

Программные задачи: Систематизировать правила поведения на дорогах; совершенствовать навыки ориентировки в пространстве; развивать внимание, ловкость, умение действовать по сигналу; воспитывать интерес к процессу обучения правилам безопасного поведения на дорогах.

Д/И “Слушай - запоминай”

Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание.

Д/И “На островке”

Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Д/И “Передай жезл”

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Консультация “Детям о ПДД”

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. “Безопасность”. - СПб.: “Детство - Пресс”, 2004. –144 с.

2. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице “Детство-пресс”, 2008.

3. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду “Детство-пресс”, 2011.