Семинар для педагогов проводился в рамках программы “Обучение здоровью”, реализуемой в школе с 2002 г. Для работы семинара заранее была проведена психодиагностика педагогического коллектива, которая позволила выявить уровень эмоционального выгорания. Приложение 1.[3]
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.
План семинара
- Понятие “эмоциональное выгорание”.
- Признаки “эмоционального выгорания”.
- Причины “эмоционального выгорания” педагогов.
- Виды “эмоционального выгорания” педагогов.
- Профилактика “эмоционального выгорания”.
- Индивидуальная работа, обсуждение. Приложение 2.
- Групповая работа.
- Подведение итогов
Оборудование: флипчарт и маркеры, блок разноцветной бумаги для заметок с липким слоем, фломастеры, спортивный инвентарь,
Ход работы
I. Организационная часть.
В процессе профессиональной деятельности педагог общается с учениками, родителями, коллегами. Профессиональное общение учителя характеризуется следующими факторами: протяженностью во времени; результаты совместной работы; эмоциональной насыщенностью, интенсивностью. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.
II. Рабочая часть.
Что же такое “эмоциональное выгорание”?
Эмоциональное выгорание (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.[2]
Эмоциональное выгорание:
- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных , энергетических и личностных ресурсов работающего человека;[1]
- это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности;[1]
- это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.[1]
Основные признаки эмоционального выгорания:
- истощение;
- усталость;
- бессонница;
- негативные установки по отношению к ученикам и коллегам;
- негативные установки по отношению к своей работе;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увеличение объема психостимуляторов (кофеин, никотин и т.д.);
- уменьшение аппетита или переедание;
- негативная самооценка;
- усиление агрессивности;
- усиление пассивности;
- чувство вины.[2]
Причины “эмоционального выгорания” педагогов:
- Редукция личных достижений - тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов; негативное отношение к служебным достоинствам и возможностям.
- Беспомощность - ощущение своей бессильности в сложившейся ситуации (сколько бы не бились и не боролись - это крик в пустоту).
- Деперсонализация - расстройство самовосприятия. Собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими (окружающие люди навешивают всевозможные ярлыки несоответствующие действительности, как заниженные так и завышенные).
- Неоправданные ожидания (связанные с работой) - реальность несоответствующая нашим представлениям (представлялось одно, получил другое, как результат – разочарование).
- “Эмоциональные вампиры” - люди насильно отбирающие нашу энергию. Люди, которым становится хорошо и приятно, когда партнер по общению испытывает дискомфорт (происходит произвольно или непроизвольно). Источник эмоционального вампиризма, как правило, из детства. Это или гиперопека со стороны родителей (бесцеремонно лезут в душу к ребёнку) и/или дефицит внимания со стороны взрослых (привлекают внимание взрослых негативными поступками).
- Условия рабочей среды – один из важнейших факторов трудовой жизни. Если эти условия благоприятствуют, то работа продуктивна. Если, напротив, они плохо приспособлены к человеку, то работа будет малопроизводительной.
“Эмоциональное выгорание” имеет 4 “смерти” (вида).
Виды “эмоционального выгорания” педагогов:
- Рабочая “смерть”. Подобное состояние наступает, когда педагог испытывает состояние своей недооцененности со стороны начальcтва. Работа превращается в тягость, перестает быть интересной.
- Эмоциональная “смерть”. Наступает, когда люди весь негатив и неудовлетворенность от работы несут домой и срываются на своих близких. Расстроенные чувства от конфликта с близкими несут на работу. Отрицательные эмоции нарастают как снежный ком. Человек перестает чувствовать границу эмоций между работой и домом.
- Социальная “смерть” . Наступает, когда педагог полностью погружен в свои проблемы, сужается круг социальных контактов и человек перестает общаться с окружающими.
- Биологическая “смерть” . В основном, наступает, когда педагог выходит на пенсию и прекращает свою педагогическую деятельность. Он начинает чувствовать свою невостребованность, теряет мобильность, физически ослабевает, ухудшается здоровье, и как следствие может повлечь скорую кончину.
Современное человечество живет во времена стресса. И положительные, и отрицательные события в нашей жизни могут стать причиной стресса. Стресс – это комплексное состояние, он многогранен в его проявлениях. “Выгорание” - это стресс. Сейчас поговорим о способах профилактики “эмоционального выгорания”.
Профилактика “эмоционального выгорания” бывает:
- Индивидуальная
- Организационная
Индивидуальная профилактика.
Задание 1.
Каждому участнику семинара раздаются по 3 листочка для записи и фломастер. На них участники должны написать их личные, проверенные и надежные способы выхода их стресса. 3 способа, по одному способу на каждом листочке. После выполнения задания участники семинара группируют их приклеивая на стену. Далее идет обсуждение выделенных групп.
Организационная профилактика.
Задание 2. Приложение 2.
Участники семинара делятся на команды и участвуют в эстафете.
II. Подведение итогов, угощение участников апельсинами.
III. Литература
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2001. -528 с.
- Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная, психология и эргономика, 2005 г.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Бахрах. –М., 2001.-672 с.
- Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы)/ авт.-сост. О.В. Белоножкина и др.- Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.