Тип урока: первичное представление новых знаний.
Цели урока
Образовательные.
Создать у младших школьников целостную картину окружающего мира; расширять представления детей о многообразии культурных растений; раскрыть их значение для человека.
Способствовать развитию связной речи, зрительной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Формировать УУД
Предметные:
Знания: узнают о комнатных растениях.
Умения: научатся отличать комнатные растения.
Навыки: составлять устные высказывания.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок!
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Стадия вызова
Актуализация знаний
1. Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока нам предстоит преодолеть несколько испытаний.
Первое испытание: отгадайте загадки и скажите, что это?
Обучающая структура
РАУНД ТЭЙБЛ
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнёру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнёру по лицу.
Задание: Запишите отгадки на листочке.
1. Что за куст – ни с кем не знается,
Не собачка, а кусается? (Крапива)
2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде?
(Подсолнух)
3. Он никогда и никого
Не обижал на свете,
Что же плачут от него
Взрослые и дети? (Лук)
4. Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
5. На сучках висят шары –
Посинели от жары! (Слива)
Участники под № 3, столы 2, 4, 6 зачитывают свои ответы.
2. Составление кластера
Учитель: Как назвать, одним словом все эти предметы?
Обучающая структура
ФИНК - РАЙТ - РАУНД - РОБИН
Участники обсуждают в команде.
Участники под № 2, столы 3, 5, 7 отвечают на вопрос. (Растения)
Учитель: Какую роль играют растения в жизни человека? (Ответы детей)
Учитель: На какие две группы можно разделить эти растения? (Дикорастущие и культурные растения)
Обучающая структура
ТАЙМД ПЭА ШЭА
Партнёры по плечу делятся развёрнутыми ответами в течение 1 минуты.
Учитель: Какие растения мы называем дикорастущими?
- Как ответил твой партнёр?
Участники под № 1, 4, стол 1 отвечают на вопрос.
Учитель: Какие из этих растений относятся к дикорастущим? (Крапива). Где можно встретить эти растения?
Обучающая структура
ТАЙМД ПЭА ШЭА
Партнёры по лицу делятся развёрнутыми ответами в течение 1 минуты.
Учитель: Какие растения мы называем культурными?
- Как ответил твой партнёр?
Участники под № 2, 3, стол 5 отвечают на вопрос. (Растения, которые выращивают люди и ухаживают за ними)
Учитель: Какие из этих растений относятся к культурным? (Подсолнух, лук, малина, слива). Где можно встретить эти растения?
Крапива
Дикорастущие
Растения
Культурные
Подсолнух, лук, малина, слива
3. Физкультминутка
Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над
головой, держать осанку)
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(Наклоны влево - вправо, руки за голову.)
Вперед и назад
(Наклоны вперед – назад.)
От ветра и зноя
(Круговое движение туловищем вправо, руки за
головой.)
Бутончики эти
(Круговое движение туловищем влево, руки за
головой.)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку.)
4. Второе испытание: послушайте четверостишие.
На моем окошке настоящий сад!
Крупные сережки фуксии висят…
Вспыхнул “угольками” скромный огонек.
Весь под волосками кактуса пенек.
Учитель: Названия, каких растений вы услышали в данном четверостишие?
Фуксии, фиалка, алоэ, кактус, роза.
Обучающая структура
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН
Ответ “да” - встать, ответ “нет” - сидят на месте.
Учитель: Догадались ли вы, о каких растениях идет речь?
- О растениях, которые растут дома.
Учитель: Как мы их называем?
- Комнатные растения.
Учитель: Определите тему урока.
- “Комнатные растения”
Учитель: Что вы о них знаете?
Обучающая структура
СИНГЛ РАУНД РОБИН
Участники проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
Участники под № 1, 4, столы 2, 4, 6 отвечают на вопрос
Ответы детей.
Работа по учебнику: стр. 12.
Учитель: Рассмотрите фотографии, чем привлекательно каждое из этих растений. Какие из них есть в твоём классе? Что растёт у тебя дома?
Ответы детей
5. Физкультминутка
Во дворе растет подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок.
(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам.
(Дети садятся за парты.)
III. Стадия осмысления.
Изучение и первичное закрепление изученного материала.
1. Прием “Инсерт”
Самостоятельная работа.
Учитель: Прочитайте текст. Во время чтения отметьте для себя значками.
V – уже знал
+ - новое
– - думал иначе
За окном – зима, а на подоконнике – лето. Здесь растения чувствуют себя хорошо. Эти растения называются – комнатные. Например, фуксии любят воду, а кактус может обойтись без нее много дней. Герань светолюбивая, а кактус не любит прямых солнечных лучей.
Учитель: Вернитесь к своим предположениям, что вы знали или предполагали? Что нового вы узнали?
(Ответы детей)
Учитель: Какие вопросы у вас возникли? Оправдались ли ваши предположения?
(Ответы детей)
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Детям необходимо отметить комнатное растение и объяснить свой выбор.
Ответы детей.
3. Физкультминутка
Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над
головой, держать осанку)
Склониться бы рад
Влево и вправо,
(Наклоны влево - вправо, руки за голову.)
Вперед и назад
(Наклоны вперед – назад.)
От ветра и зноя
(Круговое движение туловищем вправо, руки за
головой.)
Бутончики эти
(Круговое движение туловищем влево, руки за
головой.)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку.)
IV. Рефлексия
1. Учитель: Наше путешествие в страну растений заканчивается, но прежде чем мы с вами подведем итоги, нам нужно закончить наш кластер. Узнав о комнатных растениях, как вы думаете, к какой группе можно их отнести? Почему вы так думаете?
Обучающая структура
РАУНД ТЭЙБЛ
Участники выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги.
Ответы детей.
Крапива
Дикорастущие
Растения
Культурные ——> Комнатные
Подсолнух, лук, малина, слива
2. Подведение итогов
Учитель:
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали о растениях?
- Как вы думаете, кто сегодня работал хорошо?
- Дайте самооценку своей работы на уроке.
- Поднимите руку те, кто понял весь материал.
- Поднимите руку те. Кому было трудно на уроке.
- Посмотрите, пожалуйста, на страницу учебника 13 и подумайте, на какой вопрос мы сегодня не ответили и какой будет тема нашего следующего урока?
(Ответы детей)
Учитель: Наш урок заканчивается. Всем большое спасибо за работу.
Информационные ресурсы
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учеб. Для 1 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.2. / Поглазова О.Т., Шилин В.Д.: Ассоциация XXI век, 2012.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения/Сост. Ряхов П.Р.; Под общ. ред. Хинн О.Г. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
- Дусавицкий А.К.: “Урок в начальной школе”. Издательство “Вита пресс”, 2012.
- Соловейчик М.В.: “Я иду на урок в начальную школу”. Москва “Первое сентября”, 2002.