Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран; статья: «Не «Александр Невский» и не Эйзенштейн». Автор: Д. Карцев. Газета: «История», № 23 (909) 2010, стр. 24-28 (распечатка статьи на каждую парту).
1. Методическое обоснование темы урока:
– ступень общего образования: среднее (полное)
общее образование по истории (10-11 класс);
– курс истории: Отечественная;
– уровень исторического образования: базовый;
– место в учебной теме: Раздел: «Древнерусское
государство в IХ – ХII вв.»;
– актуальность: В 2010 г. исполнилось 1000 лет
образованию г. Ярославль, примерно в тот же
период русской истории происходило формирование
центров Древней Руси: Киев, Смоленск, Чернигов.
Владимир и т. д. Этот период в российской истории
– период становления славянского древнего
государства, становлении русского общества,
правовой системы, вступление русского общества в
цивилизационный период. Развитие Руси в тот
период шло параллельно формированию
европейскому обществу, что и обусловило русское
государство как евразийское по своему характеру;
– связь с обязательным минимумом содержания
образования:
- в ходе урока учащиеся должны понимать основные процессы и явления, характеризующие целостность и системность Отечественной истории, проецируя свои умения для характеристики источника;
- знать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
- уметь критически анализировать источник исторической информации, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- должны использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
2. Развёрнутая целевая установка урока:
Образовательная цель урока:
– формирование исторического сознания,
основанного на критическом мышлении;
Развивающая цель урока:
– научить учеников ведению проблемной
беседы, соотношению полученных знаний с
информацией из вне, сравнению полярных мнений из
различных источников;
Воспитательная цель урока:
– определение собственной позиции на
явления современной жизни, помочь осознать себя
представителем исторически сложившегося
сообщества, гражданина России.
3. План изучения новой темы (предполагается опережающее задание – посмотреть фильм «Ярослав. Тысячу лет назад»):
- Вводное слово учителя (актуальность темы, направленность, целеполагание урока)
- Обсуждение материала статьи «Не «Александр Невский» и не Эйзенштейн», автор Дмитрий Карцев
- Просмотр 2-х эпизодов фильма:
А) начальный эпизод (основная его мысль – на Руси царит беззаконие, остановить которое может твёрдая власть)
Б) финальный эпизод фильма – воздвижение креста – символа начала основания г. Ярославля. - Беседа по проблеме: можно ли считать фильм объективным историческим источником.
- Дискуссия по проблеме: Фильм «Ярослав. Тысячу лет назад» это политический заказ и попытка идеологизации истории или попытка приобщения россиян к изучению истории через средства массовой культуры?
- Формулирование вывода: история – это особенная наука. Во все времена власть пыталась поставить историю в зависимость от политического курса. Но меняется идеологическая платформа и историки через критическое осмысление социальных процессов помогают формировать истинное представление об этапах развития истории нашей Родины.
4. Система вопросов для самостоятельной работы учащихся с научно-популярным текстом статьи Д. Карцева «Не «Александр Невский» и не Эйзенштейн» (Приложение 1. Спрашивайте приложение у автора статьи. Прим. ред.).
- Как называется статья и когда она написана Д. Карцевым?
- Какое событие проанализировано в статье?
- Какая основная проблема поднимается автором статьи? Почему статья называется «Не «Александр Невский» и не Эйзенштейн»?
- Как Д. Карцев оценивает этот фильм режиссёра Д. В. Коробкина «Ярослав. Тысячу лет назад»? Какие события этого фильма оценивают историки с точки зрения его объективности?
- Имел ли право, по мнению автора статьи, режиссёр фильма использовать голливудские приёмы для привлечения зрительской аудитории в ущерб исторической действительности?
- Что нового помогла вам статья узнать о процессах консолидации Древнерусского государства, формировании его в рамках цивилизационного устройства?
5. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии:
- Как можно применить материалы художественного фильма Д. В. Коробкина «Ярослав. Тысячу лет назад»?
- Какие явные исторические искажения содержит этот фильм?
- Какая, на ваш взгляд политическая идея содержится в этом фильме?
- Можно ли политическую идею спроецировать на современную политическую ситуацию в России?
- Какое отношение к фильму сформулировано в статье Д. Карцева?
- Можно ли считать мнение Д. Карцева объективным по отношению к данному фильму?
- Комментарий «Мнение дилетанта» – это одна из форм выражения массового сознания. Правильно ли мнение, что современный человек не будет воспринимать фильм без «голливудских эффектов»?
- Какие формы изучения прошлого были бы интересны современным школьникам?
- Нужно ли снимать и популяризировать такого рода художественные фильмы?
6. Подведение итогов урока.